СОДЕРЖАНИЕ №1.2019


Кокорева М.А., Бакулина Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-ИГР В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

FEATURES OF USING ONLINE GAMES IN THE HIGH SCHOOL STUDENTS TEACHING OF PROGRAMMING

Аннотация

В статье раскрываются противоречия, обуславливающие актуальность использование онлайн-игр в обучении программированию, анализируются исследования ее различных аспектов. Определены основные возможности и особенности использования онлайн-игр в обучении языкам программирования учащихся старших классов. Рассмотрены особенности онлайн-игры JavaRush.

The article reveals the contradictions that determine the relevance of the use of online games in teaching programming, analyzes the study of its various aspects. The main features and features of the use of online games in teaching programming languages to high school students. The features of the online game JavaRush are considered.

Ключевые слова

обучение информатике; средство обучения; программирование; языки программирования; компьютерные игры; онлайн-игры; JavaRush.

computer science teaching; learning tool; programming; programming languages; computer games; online games; JavaRush.


Лосев Н.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЕВЫХ БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

FEATURES OF THE FORMATION OF MODULAR LEVEL E-LEARNING RESOURCES

Аннотация

В статье рассмотрены структурные особенности уровневых блочно-модульных электронных образовательных ресурсов на примере математики и возможности их применения в школе.

The article deals with the structural features of the system of level block-modular electronic educational resources on the example of mathematics and the possibility of its application in school.

Ключевые слова

электронные образовательные ресурсы; технологии обучения; модуль; компонент модуля; индивидуальная образовательная траектория.

electronic educational resources; learning technologies; module; module component, individual educational trajectory.


Яковлева О.В., Куликова С.С.

ВОПРОСЫ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

QUESTIONS OF PUPILS’ INTERNET SECURITY IN THE CONTEXT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация

В статье рассматриваются практические примеры подготовки будущих учителей к решению профессиональных задач, связанных с профилактикой рисков Интернет, а также формированием у школьников культуры безопасного информационного поведения. Показаны два направления работы со студентами по формированию готовности реализовывать профилактику рисков интернет-среды, а также практическая деятельность студентов по решению профессиональных задач в контексте изучаемого вопроса в рамках педагогической практики. Приведен материал педагогической ситуации, который может быть использован со студентами с целью анализа особенностей информационного поведения учащихся средней школы в Интернет и выявления наиболее вероятных рисков, связанных с активностью в сетевой среде, и определения путей их профилактики.

The article discusses practical examples of preparing future teachers to solve professional problems related to the prevention of Internet risks, as well as developing a culture of safe information behaviour among pupils. Two directions of work with students on the formation of readiness to implement the Internet environment risk prevention are shown: a systemic vision of the Internet risk problem for children and adolescents in a theoretical aspect, as well as practical activities of students on solving professional problems in the context of the studied issue in the framework of teaching practice. The material of a pedagogical situation is given, which can be used with students in order to analyse the peculiarities of the informational behaviour of pupils on the Internet, as well as to identify the most likely risks associated with activity in the network environment and to determine ways of preventing them.

Ключевые слова

интернет-безопасность; профессиональная подготовка учителя; школьник; профессиональная деятельность педагога; информационное поведение; информационное пространство; информационные угрозы; информационные риски; воспитание.

Internet security; teacher professional training; pupil; teacher professional activities; information behaviour; information space; information threats; information risks; upbringing.


Маркелова О.В.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF STUDYING COMPUTER SCIENCE IN COLLEGE

Аннотация

В статье рассмотрены психолого-педагогические проблемы изучения курса информатики в колледжах естественнонаучного профиля и обоснована актуальность использования коллективных способов обучения в профессиональных образовательных организациях. Материалы статьи представляют интерес для практики применения коллективных способов обучения студентов колледжей при изучении информатики.

The article considers psychological and pedagogical problems of the study course of computer science in the College of natural Sciences and justifies the use of the collective ways of learning. The materials of the article are of interest for the practice of collective methods of teaching College students in the study of computer science.

Ключевые слова

познавательная активность; учебная мотивация; коллективные способы обучения; аффиляция.

cognitive activity; learning motivation; collective ways of learning; affilation.


Гитман Е.К., Тохтуева Т.В.

ПОВЫШЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

COMPUTER LITERACY IMPROVING OF COLLEGE STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация

В статье рассматриваются возможности повышения компьютерной грамотности студентов колледжа в рамках блочно-модульного обучения на занятиях английского языка, а также обосновывается важность самостоятельной работы студентов первого курса для достижения цели выравнивания уровня знаний в группе.

The article discusses the possibility of raising the computer literacy of College students in the framework of a modular learning in the classroom the English language, and also proves the importance of the first course students individual work to achieve the goal of knowledge leveling in a group.

Ключевые слова

повышение компьютерной грамотности; модульное обучение; модульная программа; модуль; обучение иностранному языку; индивидуализируемое обучение.

computer literacy; modular training; modular program; module; foreign language training; individualized training.


Калинина Е.А.

ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ: РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

THEORY OF ALGORITHMS: DEVELOPMENT AND USE OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

Аннотация

Рассмотрены вопросы создания и применения учебно-методического комплекса по Теории алгоритмов в Школе педагогики ДВФУ. Предложен новый подход к изучению дисциплины «Теория алгоритмов» на основе данного учебно-методического комплекса, позволяющего оптимально распределить аудиторную нагрузку, скорректировать организацию занятий, осуществлять контроль за качеством полученных знаний при обучении студентов, будущих учителей информатики.

The issues of creation and application of an educational-methodical complex on the Theory of Algorithms in the School of Pedagogy of FEFU are considered. A new approach to the study of the discipline «Theory of Algorithms» is proposed on the basis of an educational and methodological complex that allows optimal distribution of the classroom load, adjusting the organization of classes, monitoring the quality of the knowledge gained in teaching students, future computer science teachers.

Ключевые слова

теория алгоритмов; учебно-методический комплекс; тестирование.

theory of algorithms; educational-methodical complex; testing.


Петрова В.И.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN STUDYING THE DISCIPLINE «COMPUTER GRAPHICS»

Аннотация

В статье представлен анализ подходов к определению креативности в западной и отечественной психологии, приводится определение креативности студентов педагогического образования в области изучения компьютерной графики, проведен обзор методов развития креативности и педагогического опыта. Приведены собственные авторские программные и методические разработки по развитию креативности студентов педагогического образования при изучении дисциплины «Компьютерная графика», критерии оценивания проектной деятельности студентов, показаны результаты исследования уровней развития креативности.

This article presents an analysis of approaches to the definition of creativity in Western and Russian psychology, provides a definition of creativity of students of pedagogical education in the field of computer graphics, a review of methods for the development of creativity and pedagogical experience. The article presents its own authorship program and methodological developments for the development of creativity of students of pedagogical education while studying the «Computer Graphics» discipline, presents the criteria for evaluating students’ project activities, shows the results of research of the levels of creativity.

Ключевые слова

креативность; креативные технологии; креативное мышление; активные методы обучения; метод «мозгового штурма»; метод проектов; метод творческих заданий; критерии оценивания; компьютерная графика; учебно-методический комплекс; уровни развития креативности.

creativity; creative technologies; creative thinking; active teaching methods; brainstorming method; project method; creative tasks method; evaluation criteria; computer graphics; training and metodology complex; levels of creativity development.


Асташова Т.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

INFORMATIZATION IN THE LEARNING INFORMATICS FOR STUDENTS ON THE BASIS OF DIDACTIC MATERIALS

Аннотация

В статье уточнено понятие средств информатизации. Представлен опыт внедрения комбинированной формы обучения для студентов первого курса очной формы технических направлений. Приведена структура соответствующих обучающих модулей.

The article clarifies the concept of means of information. The experience of introducing a combined form of training for first-year students of full-time technical areas is presented. The structure of the corresponding training modules is given.

Ключевые слова

средства информатизации; дидактическое обеспечение; комбинированное обучение.

informatization; didactic materials; blended learning.


Леонтьев Н.А., Нюрова А.Г.

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА SCILAB ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЙВЛЕТОВ

SCILAB PACKAGE APPLICATION FOR STUDYING WAVES

Аннотация

В данной работе рассматривается возможность изучения вейвлетов для обработки речевых сигналов. Применение открытого программного пакета Scilab решает проблему доступа к библиотеке вейвлетов. Показаны различия в фильтрации сигналов разных вейвлетов.

This paper describe the possibility of studying wavelets for processing speech signals. The use of open source software package Scilab solves the problem of access to the library of wavelets. The differences in filtering signals of different wavelets are shown.

Ключевые слова

вейвлет; Scilab; обработка речи; звукозапись.

wavelet; Scilab; speech processing; sound recording.



Чернышенко В.С., Ус С.А.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

AUTOMATISATION OF QUALITY ASSESSMENT OF CURRICULA BY USE OF DATA MINING METHODS

Аннотация

Предлагаемый подход ориентирован на анализ качества образовательных программ высшей школы. Результаты выполнения студентами учебного плана рассмотрены как результаты единого теста, отдельными заданиями которого являются дисциплины или семестры. Для оценки качества к данным об успеваемости применены методы статистического анализа.

The approach is directed on quality assessment of higher education programmes. Grades of students during the study programme have been interpreted as results of a unified test with separate modules and semesters as the test’s elements. For the quality assessment, data mining methods have been applied.

Ключевые слова

учебный план; педагогический тест; анализ данных; обработка результатов эксперимента; информационные технологии.

curriculum; educational test; data mining; experimental data processing; information technologies.


Касторнова В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

METHODOLOGICAL FEATURES OF USE OF INTELLIGENT SOFTWARE TOOLS TO ORGANIZE AND CONTROL OF KNOWLEDGE

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методических подходов использования интеллектуальных программных средств при осуществлении систематизации и контроля знаний учебной дисциплины «Информатика». Выявлены методические особенности применения экспертных обучающих систем и нейронных сетей для распознавания видов программного обеспечения ЭВМ на основе их характерных признаков (атрибутов).

This article discusses the methodological issues campaigns using intelligent software tools in implementing systematization and knowledge control discipline «computer science». Here learn Xia methodical peculiarities of application of expert systems and training of neural networks for recognition of types of computer software on the basis of their characteristics (attributes).

Ключевые слова

искусственный интеллект; идентификация (распознавание) объектов; контроль знаний; экспертная обучающая система; нейронная сеть; методические приемы; процесс обучения.

artificial intelligence; identification/detection of objects; control knowledge; expert tutor; neural network; instructional techniques; the learning process.


Картузов А.В., Картузова Т.В.

МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ

MATRIX OF THE CHOICE OF THE SOFTWARE WHEN TRAINING BACHELORS OF THE IT DIRECTIONS

Аннотация

Предложено решение проблемы выбора программного обеспечения: свободного или проприетарного при подготовке бакалавров ИТ-направлений. Разработан матричный подход к анализу и выбору необходимого ПО, формирующего профессиональные компетенции будущего специалиста.

The solution of the problem of the choice of the software is proposed: IT directions, free or proprietary by training of bachelors. Matrix approach to the analysis and the choice of the necessary software creating professional competences of future specialist is developed.

Ключевые слова

методика; ИТ; графические программы; программирование; математическая подготовка.

pedagogical technique; IT; graphic programs; programming; mathematical preparation.


Роберт И.В.

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕДАГОГИКИ: ЦИФРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPTUAL APPARATUS OF PEDAGOGY: DIGITAL INFORMATION TECHNOLOGIES OF EDUCATION

Аннотация

В статье обоснованы и описаны изменения в сфере образования, происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых информационных технологий. Представлены обоснования толкования и определения терминов и словосочетаний, связанных с использованием цифровых информационных технологий в образовательных целях.

In article the changes in education happening in connection with active and systematic use of digital information technologies are proved and described. Justifications of interpretation and definition of the terms and phrases connected with use of digital information technologies in the educational purposes are presented.

Ключевые слова

интеллектуализация процесса обучения; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий; трансфер-интегративная область научного знания; цифровизация информационно-методического обеспечения учебного процесса образовательной организации; цифровизация информационного взаимодействия; цифровизация информационного обеспечения деятельности образовательной организации и организационного управления процессами ведения электронного документооборота; цифровизация информационной деятельности; цифровизация обеспечения информационной безопасности личности; цифровизация образовательных услуг; цифровизация управления образовательной организации; цифровой образовательный ресурс; цифровые информационные технологии (ЦИТ).

training process intellectualization; information and communication technologies (CT); convergence of pedagogical science and digital information technologies; a transfer-integrative area of scientific knowledge; digitalization of information and methodical ensuring educational process of the educational organization; digitalization of information exchange; digitalization of information support of activity of the educational organization and organizational management of processes of conducting electronic document flow; digitalization of information activities; digitalization of ensuring information security of the personality; digitalization of educational services; digitalization of management of the educational organization; digital educational resource; digital information technologies (DIT).