СОДЕРЖАНИЕ №1.2020


Жигалова О.П., Толстопятов А.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY AS A COMPONENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация

Авторами рассмотрен вопрос об использовании образовательных приложений с элементами дополненной реальности при реализации персонализированной модели обучения в педагогическом вузе. Представлены предварительные результаты исследования, связанные с выявлением уровня готовности студентов педагогического вуза к решению учебных задач в условиях среды дополненной реальности.

The authors considers the use of educational applications with elements of augmented reality in the implementation of a personalized learning model in a pedagogical University. The preliminary results of the study related to the identification of the level of readiness of students of pedagogical University to solve educational problems in the environment of augmented reality are presented.

Ключевые слова

дистанционное обучение; педагогические условия; сельская школа; информационные и ком цифровая образовательная среда; цифровые технологии в образовании; персонализированное обучение; технология дополненной реальности; AR-технология, использование AR-технологий в образовании; мобильные технологии.

digital educational environment; digital technologies in education; personalized learning; augmented reality technology; AR-technology; use of AR-technologies in education; mobile technologies.


Король А.В.

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL PROJECT «DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT» IN KHABAROVSK KRAI (TERRITORY)

Аннотация

Статья посвящена итогам первого года реализации в Хабаровском крае федерального и регионального проекта «Цифровая образовательная среда», осуществляемого в рамках национального проекта «Образование». Приводится описание стартового состояния процессов информатизации региональной системы образования, формулируются ключевые проблемы и задачи по их решению.

The article deals with the results of the first year of implementation of the federal and regional projects «Digital Educational Environment» in Khabarovsk Territory, which is being carried out as part of the national project «Education». The article explains the initial state of the informatization processes in the regional education system, formalizing the key problems and the ways of solving them.

Ключевые слова

цифровая образовательная среда; цифровизация; контент; национальный проект «Образование».

digital educational environment; digitization; content; national project «Education».


Кириллов Н.П., Молчанов С.В.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

SECURITY OF PERSONALITY IN CONDITIONS INFORMATIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация

Рассмотрены сущность, структура и содержание системы безопасности личности в аспекте информатизации российского общества. Проведен анализ проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства в целом. Обоснована роль информационной безопасности личности, как субъекта безопасности в процессе информатизации российского общества. Предложены теоретические и практические подходы к изучению проблем информационной безопасности личности в вузах Российской Федерации.

The essence, structure and content of the personal security system in the aspect of informatization of Russian society are considered. The analysis of the problems of ensuring information security of the individual, society and the state as a whole. The role of information security of an individual as a security entity in the process of informatization of Russian society is substantiated. Theoretical and practical approaches to the process of studying this problem in universities of the Russian Federation are proposed.

Ключевые слова

безопасность; информатизация; жизнедеятельность; национальная безопасность; информационная безопасность; система; личность; общество; государство; безопасность жизнедеятельности; защищенность; риск; опасность; угроза; вызов; теория; методика; практика; система обеспечения безопасности.

security; Informatization; vital activity; national security; information security; system; person; society; state; life safety; security; risk; danger; threat; challenge; theory; methodology; practice; security system.


Чернышев А.Н., Чернышева У.А.

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

DEVELOPMENT OF THE MODULE «RESULTS OF MASTERING OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM» OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION UNIVERSITY ENVIRONMENT

Аннотация

В статье представлен опыт филиала Кубанского государственного университета (КубГУ) в г. Славянске-на-Кубани в разработке и включении в электронную информационно-образовательную среду вуза модуля «Результат освоения ООП». Описана структура и интерфейс этого модуля, приведены листинги двух хранимых процедур для СУБД Microsoft SQL Server. Разработка соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.05 «Педагогическое образование. Бакалавриат».

The article presents the experience of the branch of Kuban State University (KubSU) in Slavyansk-on-Kuban in the development and inclusion in the electronic information and educational environment of the University of the module Result of mastering of The basic educational program of Higher Education». It describes the structure and interface of this module, and lists two stored procedures for the Microsoft SQL Server DBMS. The development conforms to requirements of FSES in the direction of preparation 44.04.05 «Pedagogical education».

Ключевые слова

электронная информационно-образовательная среда образовательной организации; основная образовательная программа высшего образования, модуль; компетенции.

electronic information and educational environment of an educational organization; the basic educational program of higher education; module; competencies.


Иванова М.А., Гриценко В.Ш.

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ)

THE EXPERIENCE OF THE PRACTICAL APPLICATION OF THE CONVERGENT APPROACH AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE OVER-PROFESSIONAL COMPETENCIES OF COLLEGE STUDENTS (FOR EXAMPLE, SPECIALTY 43.02.10 TOURISM)

Аннотация

В статье описывается применение конвергентного подхода при формировании надпрофессиональных навыков будущих специалистов среднего звена в сфере туризма, с учетом трансформации производственных процессов и отраслевых структур в профессии. Рассмотрены механизмы междисциплинарных связей, применяемые в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования.

The article describes the use of a convergent approach in the formation of superprofessional skills of future middle-level specialists in the field of tourism, taking into account the transformation of production processes and industry structures in the profession. The article considers the mechanisms of interdisciplinary connections used in the educational process in the system of secondary professional education.

Ключевые слова

эффективный учебный план; конвергентный подход в образовательном процессе; междисциплинарные связи; надпрофессиональные компетенции; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Effective curriculum; convergent approach in the educational process; interdisciplinary communications; supra-professional; competencies information and communication technologies (ICT).


Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАСТЕРЕ ОТРАСЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CLUSTER OF EDUCATION AND HEALTH SECTORS

Аннотация

В статье проведена классификация применяемых медицинских информационных систем (МИС) с указанием положительных и отрицательных сторон. Оценена педагогическая целесообразность изучения функционирования МИС студентами медиками и при повышении квалификации уже подготовленных специалистов.

The article classified the medical information systems (MIS) used, indicating the positive and negative aspects. The pedagogical feasibility of studying the functioning of the MIS by medical students and improving the skills of already trained specialists has been assessed.

Ключевые слова

структура; медицина; информационные технологии; скрининговые системы; телемедицинские системы; экспертные системы.

structure; medicine; information technology; screening systems; telemedicine systems; expert systems.


Димова А.Л.

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

THE CONCEPT OF FORMING A CULTURE OF HEALTH-SAVING PERSONAL BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF TRAINING USING ICT MEANS

Аннотация

В статье раскрыты этапы формирования культуры здоровьесберегающего поведения студентов, школьников в современных условиях повсеместного использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Представлены основные направления реализации мер в школах, колледжах по предотвращению негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся.

The article reveals the stages of the formation of a culture of health-saving behavior of students and schoolchildren in modern conditions of the widespread use of information and communication technology (ICT). The main directions of the implementation of measures in schools and colleges to prevent the negative effects of the use of ICT on the health of students are presented.

Ключевые слова

культура; здоровьесберегающее поведение личности; средства информационных и коммуникационных технологий; условия здоровьесберегающего поведения; обучение; меры предотвращения негативных последствий для здоровья обучающихся; образовательные организации.

culture; health-preserving personality behavior; information and communication technology tools; conditions of health-saving behavior; training; measures to prevent negative consequences for the health of students; educational organizations.


Дзенскевич Д.И., Емец Н.П.

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО АСТРОНОМИИ В СЕРВИСАХ THINGLINK, POWTOON, LEARNINGAPPS

CREATION OF INTERACTIVE DIDACTIC MATERIALS ON ASTRONOMY IN THINGLINK, POWTOON, LEARNINGAPPS SERVICES

Аннотация

В статье анализируются технологии создания интерактивных дидактических материалов в трех сервисах: ThingLink, PowToon и LearningApps. Описываются основные этапы их создания и обсуждаются проблемы, связанные с методикой отбора и структурирования учебного материала по астрономии в данных сервисах. Излагается собственный опыт по созданию и внедрению интерактивных материалов в ходе педагогической практики.

The article analyzes the technologies for creating interactive didactic materials in three services: ThingLink, PowToon and LearningApps. The main stages of their creation are described and the problems associated with the methodology for the selection and structuring of teaching material on astronomy in these services are discussed. It sets out its own experience in creating and implementing interactive materials in the course of teaching practice.

Ключевые слова

информационные технологии; интерактивные дидактические материалы по астрономии; педагогическое образование.

information technology; interactive didactic materials on astronomy; teacher education.


Бородин С.Г., Шихнабиева Т.Ш.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИНЦИПАХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

IMPROVING THE TRAINING OF FUTURE OPERATORS OF COMPLEX TECHNICAL SYSTEMS USING VIRTUAL REALITY-BASED TRAINING SYSTEMS

Аннотация

В статье рассматривается сущность технологического подхода к обучению операторов сложных технических систем, включая определение ряда понятий, таких как «технологизация», «тренажерное обучение» и др. Рассмотрено развитие тренажерных комплексов на принципах виртуальной реальности, что является перспективным технологическим подходом к совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров-операторов ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

The article considers the essence of the technological approach to training operators of complex technical systems, including the definition of a number of concepts, such as «technologization», «simulator training», etc. The development of simulator complexes based on the principles of virtual reality is Considered, which is a promising technological approach to improving the professional training of future officers-operators of RVS.

Ключевые слова

активная ситуация; виртуальная реальность; гостевая система; модульная структура; технологизация; средства обучения; технологический подход; тренажерные технологии обучения; хост-система; эмуляция.

active situation; virtual reality; guest system; modular structure; technologization; training tools; technological approach; training simulator technologies; host system; emulation.


Чернышенко В.С.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

LEARNING OUTCOMES AND HARMONIZATION OF EDUCATIONAL STANDARDS ON СOMPUTING

Аннотация

Рассмотрены методологические вопросы, связанные с организацией учебного процесса в области информационных технологий. Обсуждается относительно новый подход, основанный на понятии «результатов обучения», проанализированы его отличия от традиционного компетентностного подхода. Показана связь результатов обучения с образовательными квалификациями и рамками квалификаций (национальной и секторальными). Приводится современная классификация образовательных профилей в области информационных технологий (компьютинга). Обсуждены вопросы гармонизации национальных стандартов в области ИТ-образования.

Methodological aspects of organizing educational process in the field of computing have been considered. A relatively new approach, based on the concept of «learning outcomes», has been discussed; comparision with the traditional competency-based approach has been done. Connections of learning outcomes with educational qualifications and qualifications frameworks (national and sectoral) has been shown. A modern classification of educational profiles in the field of computing has been proposed. Harmonization of national standards in the field of IT education has been discussed; particularly, with qualification frameworks.

Ключевые слова

информационные технологии; результаты обучения; образовательные стандарты; квалификационные рамки.

computing; learning outcomes; educational standards; qualification frameworks.


Дьячков В.П.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL COMPLEXES IN STUDYING THE THEME «PROGRAMMING IN VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS» ON THE INFORMATICS DISCIPLINE

Аннотация

В статье рассмотрены особенности внедрения электронных образовательных комплексов (ЭОК) в образовательный процесс высших учебных заведений. Представлена технология разработки, алгоритм использования и преимущества ЭОК на примере темы «Программирование в среде Visual Basic for Applications (VBA)» по дисциплине «Информатика, что можно считать элементом новизны.

In the article features of introduction of electronic educational complexes (EOK) in educational process of higher educational institutions are considered. The technology of development, the algorithm of use and advantages of EOK is presented as an example of the theme «Programming in the Visual Basic for Applications (VBA)» the discipline «Informatics», which can be considered an element of novelty.

Ключевые слова

электронный образовательный комплекс; программирование вычислительных процессов; среда Visual Basic for Applications (VBA); линейные вычислительные процессы; циклические вычислительные процессы; ветвящиеся вычислительные процессы; ветвления в циклах; модуль электронного комплекса; теоретический модуль; практический модуль; модуль самостоятельная работа; модуль тесты; модуль технология.

electronic educational complex; programming of computing processes; VBA; linear computational processes; cyclic computing processes; branching computing processes; branching in cycles; informatics; module of the electronic complex; theoretical module; practical module; self-study module; test module; module technology.


Чернышенко С.В., Гильденскиольд С.Р.

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

UNIVERSITY MANAGEMENT AS AN IMPORTANT OBJECT OF EDUCATION INFORMATISON

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам организации университетского менеджмента, который, по мнению авторов, должен опираться на использование ИСУМ (интегрированных информационных систем университетского менеджмента). Показано, что такую систему следует рассматривать как одну из форм ERP систем (систем планирования ресурсов предприятия). Показана специфика высшего образования, как области применения ERP систем, обсуждены вопросы подходов к проектированию ИСУМ.

The article is devoted to an actual topic of organization of university management, which, according to the authors’ opinion, should be based on the use of ISUM (integrated information systems of university management). It is shown that such a system should be considered as one of the forms of ERP systems (enterprise resource planning systems). The specifics of higher education as a field of ERP applications is shown; approaches to the design of ISUM are discussed.

Ключевые слова

университетский менеджмент; информационные системы; ERP системы; бизнес-процессы; информационные потоки.

university management; information system; ERP system; business process; information flow.


Грохотова Е.В.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

WAYS TO CREATE AN INFORMATION CULTURE OLDER PEOPLE

Аннотация

В статье рассмотрен практический аспект применения алгоритмических карточек на этапе освоения модуля «Компьютерная грамотность» пожилыми людьми. Обосновано их применение для успешного формирования информационной культуры учащихся, находящихся в фазе «третьего возраста».

The article considers practical aspect using algorithmic cards at the stage mastering «Computer literacy» module by older people. Their application for the successful formation information culture students who are in the «third age» phase is justified.

Ключевые слова

грамотность компьютерная; алгоритмизация; информационная культура; информатика; пожилые люди; третий возраст.

computer literacy; algorithmization; information culture; computer science; older people; third age.


Рыбанов А.А., Филиппова Е.М., Свиридова О.В., Федотова Л.А

СИСТЕМА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА ЗА ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ

SYSTEM OF QUANTITATIVE INDICATORS FOR MONITORING PROCESS OF INFORMATION ENTRY SKILL DEVELOPMEN

Аннотация

Статья посвящена вопросам применения количественных критериев для оценки уровня сформированности навыка ввода информации с помощью клавиатуры на различных языках. В качестве критериев мониторинга за процессом развития навыка ввода информации предлагаются: скорость компьютерного ввода текста, оцениваемая по результатам одной попытки; общая скорость ввода, оцениваемая по результатам всех попыток.

The article deals with the application of quantitative criteria to assess the formation of the skill of entering information using the keyboard on various languages. As criteria for monitoring the process of development of information entry skills, it is proposed: speed of computer input of text, estimated by the results of one attempt; the total input rate estimated by the results of all attempts.

Ключевые слова

набор текста; метрики оценки ввода текста; эффективность деятельности; компетенции; навык; исправление ошибок.

typing; text entry metrics; efficiency; competence; skill; error correction.


Кузовлев В.П., Русаков А.А., Кузовлева Н.В., Пачина Н.Н.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ, НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ-2019»

ACTUAL PROBLEMS OF LOAN DETECTION, SOME RESULTS OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «THE DETECTION OF BORROWING-2019»

Аннотация

В статье дан обзор направлениям работы Международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований-2019», проходившей в Липецке.

The article provides an overview of the directions of the International scientific and practical conference «Detection of borrowings-2019», held in Lipetsk.

Ключевые слова

обнаружение заимствований; электронная система; авторские технологии; цифровизация образования; информатизация.

loan detection; electronic system; author’s technologies; digitalization of education; informatization.