СОДЕРЖАНИЕ № 1.2022


Михаэлис С.И., Михаэлис В.В., Тирских В.В., Михаэлис Д.В.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ TABLEAU PUBLIC НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODS OF USING THE TABLEAU PUBLIC SOFTWARE ON THE EXAMPLE OF HISTORICAL RESEARCH

Аннотация

Рассмотрены вопросы визуализации информации для демонстрации итогов исторических исследований и последующего анализа с использованием программ Tableau Public Desktop Edition. Материал статьи может быть использован на научно-методических семинарах кафедр, на курсах повышения квалификации преподавателей, для обучения магистрантов и аспирантов способам преставления результатов исследований.

The issues of information visualization to demonstrate the results of historical research are considered in this article using the Tableau Public Desktop Edition program. The material of the article can be used at scientific-methodical seminars of the departments, at professional development courses for teachers, to teach undergraduates and graduate students how to present the results of research.

Ключевые слова

информационные технологии; визуализация данных; история; Tableau Public Desktop Edition; MS Excel; пузырьковая диаграмма; дашборд.

information technologies; data visualization; history; Tableau Public Desktop Edition; MS Excel; bubble chart; dashboard.


Бордюгова Т.Н., Белик Е.В.

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

A LEVEL MODEL OF THE FORMATION OF THE DIGITAL COMPETENCE OF A SUBJECT TEACHER

Аннотация

В статье рассмотрены возможности организации процесса обучения будущего учителя-предметника в системе высшего профессионального образования навыкам интеграции цифровых технологий в традиционную систему образования. Обоснованы уровни формирования цифровой компетенции у бакалавров по направлению «Педагогическое образование», которые отражают соответствующий этап освоения образовательной программы (курс и учебный семестр) и набора индикаторов универсальной, общепрофессиональной и профессиональной компетенций. В статье выделен набор инвариантных и вариативных дисциплин, построенных по модульному принципу с единым теоретическим ядром для всех профилей направления «Педагогическое образование» и содержанием практических занятий, реализованных с учетом специфики предметной области: «Модуль по информационно-коммуникационным технологиям и информационной безопасности», «Модуль университетской академической мобильности», «Современные методы и средства обработки информации», «Цифровые технологии в образовании» и другие.

The article considers the possibilities of organizing the process of teaching a future subject teacher in the system of higher professional education the skills of integrating digital technologies into the traditional education system. The levels of formation of digital competence among bachelors in the direction of «Pedagogical education» are substantiated, which reflect the appropriate stage of mastering the educational program (course and academic semester) and a set of indicators of universal, general professional and professional competencies. The article highlights a set of invariant and variable disciplines built on a modular principle with a single theoretical core for all profiles of the «Pedagogical Education» direction and the content of practical classes implemented taking into account the specifics of the subject area: «Module on information and communication technologies and information security», «Module of university academic mobility», «Modern methods and means of information processing», «Digital technologies in education» and others.

Ключевые слова

подготовка будущих учителей-предметников; цифровая компетенция; технология SAMR; вариативные и инвариантные дисциплины; модуль университетской академической мобильности; цифровизация образования.

training of future subject teachers; digital competence; SAMR technology; variable and invariant disciplines; university academic mobility module; digitalization of education.


Касторнова В.А.

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

TO THE QUESTION OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN SCHOOL EDUCATION

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта (ИИ) в школьном образовании, показана целесообразность его внедрения в процесс обучения, перечисляются основные платформы и инструменты ИИ, даются основные направления обучения элементам ИИ с учетом возрастных особенностей школьников, приводятся примеры использования ИИ в школьном обучении, обсуждаются этические проблемы обучения с использованием ИИ.

The article deals with AI using in school education, the advisability of its implementation in teaching process is shown, the AI main platforms and tools are recounted, the main directions for AI elements teaching process in dependence on the schoolchildren age characteristics are given, the examples of AI using in school education are provided, ethical problems of teaching process with AI using are discussed.

Ключевые слова

искусственный интеллект; информационная технология; машинное обучение; платформы ИИ; инструменты ИИ; нейронные сети; чат-боты; онлайн-ресурсы; ИИ в обучении; агенты ИИ; виртуальные помощники; основные направления в области ИИ; этические проблемы применения ИИ.

artificial intelligence; information technology; machine learning; AI platforms; AI tools; neural networks; chatbots; online resources; AI in teaching; AI agents; virtual assistants; AI mainstreams; ethical problems of AI applying.


Скафа Е.И., Королев М.Е.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ И КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

VIRTUAL LABORATORY AS A MANAGEMENT SYSTEM FOR TEACHING FUTURE ENGINEERS IN MATHEMATICAL AND COMPUTER MODELING

Аннотация

Обучение будущего инженера в рамках формирования его профессиональной компетентности должно быть направлено на овладение, как математическим, так и компьютерным моделированием. Это актуализирует проблему создания виртуальной лаборатории, которая в авторской трактовке рассматривается как организационно-техническая система управления исследовательской деятельностью будущих инженеров в направлении математического и компьютерного моделирования различных технических и инженерных процессов. В статье такая система представлена в виде виртуального лабораторного комплекса. Авторами описано влияние такой лаборатории на формирование у студентов – будущих инженеров исследовательских умений, овладение ими приемами математического моделирования, приобретение опыта компьютерного моделирования при исследовании технических процессов и систем.

The training process for future engineers within the development of professional engineering qualifications is considered to be intended for acquiring both mathematical and computer modelling skills. This actualizes the problem of creating a virtual laboratory regarded by the author as an organizational and technical system for managing research work of future engineers as for their mathematical computer modelling of various technical and engineering processes. The following article represents the above-mentioned environment as a virtual laboratory complex. The authors describe the influence of such laboratories both on improving the digital literacy in teachers and developing research skills in future engineers, their ability to master the techniques of mathematical modelling and gain experience in computer modelling while studying technical processes and systems.

Ключевые слова

моделирование инженерных процессов; образовательная среда; виртуальная лаборатория; исследовательская деятельность; будущие инженеры.

modelling of engineering processes; educational environment; virtual laboratory; research work; future engineers.


Чернышенко С.В., Чернышенко В.С., Афанасьев В.Я.

ОПТИМИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА

OPTIMISATION OF PARAMETRS OF A DIGITAL INFORMATION UNINIVERSITY SYSTEM

Аннотация

Развитие современного общества предполагает внедрение все более «интеллектуальных» и оптимальных методов организации образовательного процесса. Причин несколько: это и экстремальное разнообразие различных бизнес-процессов, и контингент пользователей, способный воспринять самые новые методы работы с информацией, и даже требующий их скорейшего внедрения. Наконец, использование высокоинтеллектуального продукта студентами несет и образовательную функцию. В настоящей статье предлагаются и обсуждаются пути совершенствования университетских информационных систем через использование методов теории графов. Это, во-первых, задача оптимизации бизнес процессов через уменьшение количества документов и без изменения функционала процессов. Для этой задачи предложено использование методов типа Краскала. Во-вторых, рассмотрена задача оптимального размещения информационных хранилищ в локальной сети. В работе показано, что для этого могут рекомендоваться алгоритмы, основанные на методе Хичкока.

The development of the modern society supposes introduction of more and more intelligent and optimal methods of university management. There are several reasons: this is the extreme variety of various business processes, and a special contingent of users who are able to perceive the latest methods of working with information, and even require their prompt implementation. Finally, the use of a highly intelligent product by students also plays an educational role. The article proposes ways to improve the information systems through using methods of graph theory. This is, firstly, a task of optimizing business processes by reducing number of document units without changing functionality of the processes. For this task, the use of methods of the Kruskal type is proposed. Secondly, the problem of optimal placement of information resources in a local network is considered. The paper shows that algorithms, based on the Hitchcock method, can be recommended for this purpose.

Ключевые слова

информационная система; оптимизация; теория графов; документооборот; хранилище данных.

information system; optimization; graph theory; document management; data warehouse.


Бородин С.Г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ORGANIZATION OF SIMULATOR TRAINING AND ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE FORMATION OF FUTURE OFFICERS-OPERATORS OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

Аннотация

В статье дается определение отличия военно-профессиональной компетентности от профессиональной компетентности специалистов в других профессиональных областях. Рассмотрена структура формирования профессиональной компетентности курсантов – будущих офицеров-операторов автоматизированных систем управления (АСУ) военного назначения в виде комплекса взаимосвязанных отдельных компетенций. Представлена дидактическая модель организации тренажерного обучения и показана эффективность использования тренажерного комплекса для практической подготовки офицеров-операторов АСУ военного назначения.

The article defines the difference between military professional competence and the professional competence of specialists in other professional fields. The structure of the formation of professional competence of cadets – future officers-operators of automated control systems in the form of a complex of interrelated individual competencies is considered. The didactic model of the organization of simulator training is presented and the effectiveness of the use of the simulator complex for the practical training of officers-operators of the automated control system is shown.

Ключевые слова

военно-профессиональная компетентность; тренажерные технологии обучения; автоматизированные системы управления; ситуативно-образная тренировка; дидактическая модель; алгоритмизация процесса обучения.

military-professional competence; training simulator technologies; automated control systems; situational-figurative training; didactic model; algorithmization of the learning process.


Ильина Л.А.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

ANALYSIS OF THE IMPACT OF PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM IN COMPUTER SCIENCE ON THE FORMATION OF ICT COMPETENCE IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE AND PROGRAMMING AT THE UNIVERSITY

Аннотация

Рассматривается влияние подготовки к ЕГЭ по информатике на результаты освоения вузовских курсов дисциплин «Информатика», «Программирование» и формирование ИКТ-компетентности по направлениям подготовки в области информационных и коммуникационных технологий.

The article discusses the impact of preparation for the Unified State Examination in informatics on the results of mastering university courses in the disciplines «Informatics», «Programming» and the formation of ICT competence in areas of training in the field of information and communication technologies.

Ключевые слова

компетенция; ИКТ-компетентность; информатика; программирование; ЕГЭ по информатике и ИКТ.

competence; ICT competence; informatics; programming; USE in informatics and ICT.


Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES APPLYING IN SECONDARY EDUCATION ORGANIZATIONS ACTIVITIES

Аннотация

В статье представлены материалы по анализу международного опыта использования цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций зарубежных странах с высоким качеством образования: анализ международного опыта применения цифровых технологий в управлении образовательной организацией общего образования в Австралии, Сингапуре, Швеции; анализ основных особенностей использования цифровых технологий в деятельности образовательных организаций общего образования Франции; сравнительный анализ проблем цифровой трансформации среднего образования в России и за рубежом (опыт США и стран Западной Европы); анализ опыта использования технологий виртуальной, дополненной, смешанной, расширенной реальности в деятельности общеобразовательных организаций зарубежных стран с высоким качеством образования; сравнительный анализ международного опыта реализации организационно-методических условий по обеспечению информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса в деятельности общеобразовательных организаций зарубежных странах с высоким качеством образования; анализ международного опыта реализации здоровьесберегающих подходов к организации процесса обучения с использованием цифровых технологий в общеобразовательных организациях зарубежных стран с высоким качеством образования.

The paper presents materials on the analysis of international experience in the use of digital technologies in the activities of educational institutions in foreign countries with high quality education: analysis of international experience in the use of digital technologies in the management of educational institutions of general education in Australia, Singapore, Sweden; analysis of the main features of the use of digital technologies in the activities of educational institutions of general education in France; comparative analysis of the problems of digital transformation of secondary education in Russia and abroad (the experience of the USA and Western Europe); analysis of the experience of using virtual, augmented, mixed, augmented reality technologies in the activities of educational organizations of foreign countries with high quality education; comparative analysis of international experience in the implementation of organizational and methodological conditions to ensure information security of the personality of subjects of the educational process in the activities of educational institutions in foreign countries with high quality education; analysis of international experience in the implementation of health-preserving approaches to organizing the learning process using digital technologies in educational institutions of foreign countries with high quality education.

Ключевые слова

адаптивная технология; здоровьесберегающие условия образовательной деятельности; иммерсивные образовательные технологии; информационная безопасность личности; образовательная организация общего образования; образовательная среда; технология виртуальной реальности; технология дополненной реальности; технология смешанной реальности; технология расширенной реальности; цифровая информационно-образовательная среда; цифровая трансформация образования; цифровой образовательный ресурс; цифровые инструменты; цифровые ресурсы; цифровые технологии.

adaptive technology; health-preserving conditions of educational activity; immersive educational technologies; information security of a person; educational organization of general education; educational environment; virtual reality technology; augmented reality technology; mixed reality technology; augmented reality technology; digital information and educational environment; digital transformation of education; digital educational resource; digital tools; digital resources; digital technologies.


Мухаметзянов И.Ш.

ДОМОХОЗЯЙСТВА В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

HOUSEHOLDS IN THE PERIOD OF DISTANCE LEARNING

Аннотация

В период перехода от очного к дистанционному обучению наибольшие сложности отмечались при организации рабочего места учащегося вне образовательной организации. При значимых различиях в экономике домохозяйств не все они смогли обеспечить и организацию учебного места, как не смогли обеспечить и сопровождение процесса обучения. Кроме того, значимая социальная поддержка учащихся, проводимая в рамках учебных заведений оказалась невозможна в домохозяйствах. В публикации представлены основные сложности в организации и реализации дистанционного обучения в период пандемии для домохозяйств и их членов. При сохранении элементов дистанционного обучения в формате смешанного обучения часть единого образовательного пространства учащегося вне образовательной организации во многом будет зависеть от отношений к нему родителей учащихся, их поддержки самим учебным заведением и государством. Без широкого взаимодействия всех участников смешанного обучения говорить об успешности такового не представляется возможным. Что и подтверждается существующим на сегодня мировым и отечественным опытом.

During the period of mass transition to distance learning, the greatest difficulties were noted in organization of students’ learning spaces outside of an educational organization. With significant differences in the economic status of households, not all of them were able to provide both the organization of the learning space and the support of the learning process. In addition, meaningful social support for students, that was available within educational institutions was not possible in households. The publication presents the main difficulties in organizing and implementing distance learning during the pandemic for households and their members. While maintaining the elements of distance learning in the blended learning format, the part of the unified learning space of the student, that is located outside of the educational organization will largely depend on the attitude of the student’s parents, support of them by the state and the educational institution itself. It is not possible to talk about the success of blended learning without broad interaction of all its participants. This is confirmed by the existing world and domestic experience.

Ключевые слова

дистанционное обучение; домохозяйства; родители учащихся.

distance learning; households; parents of students.


Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Березина Т.И., Федорова Е.Н., Филатова О.П., Камалова Г.И.

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ABOUT SPECIFICS OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с вовлеченностью педагогов (преподавателей вуза и учителей) в цифровую образовательную среду, проанализирована цифровая образовательная среда как профессиональная среда для педагогов. Показаны результаты масштабного опроса, нацеленного на выявление специфики педагогического взаимодействия в аспекте вовлеченности его участников в цифровую образовательную среду. Акцентирована тенденция изменения характера профессиональной субъектности педагога в новых условиях.

The paper considers issues related to the involvement of pedagogues (educators and teachers) in the digital educational environment, analyzes the digital educational environment as a professional environment for pedagogues. The results of a large-scale survey aimed at identifying the specifics of pedagogical interaction in terms of the involvement of its participants in the digital educational environment are shown. The tendency of changing the nature of professional subjectivity of a teacher in new conditions is emphasized.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; вовлеченность в профессиональную деятельность; профессиональная субъектность педагога; цифровая образовательная среда; педагогическое взаимодействие.

digital transformation of education; involvement in professional activity; professional subjectivity of a pedagogue; digital educational environment; pedagogical interaction.


Ободова Ж.И.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATION

Аннотация

В статье проанализировано понятие цифровая образовательная среда (ЦОС) и ее функция с коммуникативной точки зрения. Проведена взаимосвязь между формированием, составом модели ЦОС и качеством сетевого взаимодействия субъектов образования. Рассмотрены инструменты, средства, технологии, которые могут быть использованы в условиях ЦОС, с целью эффективного взаимодействия субъектов образовательной среды.

The article analyzes the concept of digital educational environment (DSP) and its function from a communicative point of view.The relationship between the formation, the composition of the model DSP and the quality of network interaction of subjects of education. The tools, means, technologies that can be used in the conditions of the DSP, for the purpose of effective interaction of subjects of the educational environment are considered.

Ключевые слова

цифровая образовательная среда; сетевое взаимодействие; цифровизация; цифровая компетентность; онлайн коммуникация; коммуникативная деятельность.

digital educational environment; networking; digitalization; digital competence; online communication; communicative activities.