СОДЕРЖАНИЕ № 1.2023


Мухаметзянов И.Ш.

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

THE STATE AND WAYS OF IMPROVING INFORMATION LITERACY AMONG PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

Статья направлена на определение существующего состояния информационной грамотности учащихся и выявление пути ее формирования и оценки. В результате исследования определена значимость информационной грамотности учащихся в условиях современного образования. Сделан вывод о неоднозначности понимания ее сути, отсутствии стандартизированного механизма подтверждения ее сформированности на уровне общего образования.

The article is aimed at determining the current state of information literacy of students and identifying ways of its formation and evaluation. As a result of the study, the importance of information literacy of students in the conditions of modern education is determined. The conclusion is made about the ambiguity of understanding its essence, the absence of a standardized mechanism for confirming its formation at the level of general education.

Ключевые слова

информационная грамотность; цифровое неравенство в условиях современного образования; информационные и коммуникационные технологии; цифровая образовательная среда; пандемия.

information literacy; digital inequality in modern education; information and communication technologies; digital educational environment; pandemic.


Кузьмин П.В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

STATE INFORMATION SYSTEMS IN THE FIELD OF EDUCATION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация

В статье анализируются особенности современного этапа развития информатизации системы дополнительного профессионального педагогического образования. Выделяются его особенности и формулируются требования к образовательным и мировоззренческим результатам подготовки современного учителя.

The article analyzes the features of the current stage of development of informatization of the system of additional professional pedagogical education. Its features are singled out and the requirements for the educational and ideological results of the training of a modern teacher are formulated.

Ключевые слова

государственные информационные системы в сфере образования; дополнительного образование учителей; цифровое мировоззрение учителя.

state information systems in the field of education; additional education of teachers; digital worldview of a teacher.


Кравченко Л.Ю., Попов К.А.

СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ И СОДЕРЖАНИЕ

MATHEMATICAL CALCULATIONS SYSTEMS IN ONLINE EDUCATION: INSTRUMENTS AND CONTENTS

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы выбора инструментов для работы с учащимися школ и вузов в рамках функционирования образовательных онлайн сообществ физико-математического и естественнонаучного направлений. Также выделены основные темы, которые должны быть включены в процесс обучения как часть содержательного компонента, поскольку они должны служить базой для дальнейшего развития навыков учащихся для представления результатов своей работы в сетевом сообществе.

The article deals with the problems of selecting tools for working with of schools’ and universities’ students within the framework of the functioning of online educational communities in the fields of physics, mathematics, and natural sciences. The main topics that should be included in the learning process as part of the content component are also highlighted, since they should serve as a basis for further development of students’ skills to present the results of their work in the online community.

Ключевые слова

онлайн обучение; образовательное онлайн сообщество; системы компьютерной математики; межпредметные связи.

online teaching; educational online community; systems of computer mathematics; interdisciplinarity.


Винокурова Е.С., Петрова В.П.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАБЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ

METHOD FOR APPLYING TABLE TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING WHEN WORKING ON THE TEXT OF A TEXTBOOK OF INFORMATION SCIENCE IN GRADE 7

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения табличных приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ), приводится методика применения табличных приемов технологии развития критического мышления при работе над текстом учебника информатики в 7 классе по некоторым темам. Это такие приемы как «Концептуальная таблица», «Сводная таблица», таблица-синтез, таблица ЗХУ, сюжетная таблица, прием «До-После». ТРКМ предполагает организацию интересной самостоятельной работы учащихся по усвоению учебного материала, одним из видов такой работы может стать анализ учащимися текстовой информации учебника и затем заполнение в процессе мыслительной деятельности определенной таблицы.

The article provides independently compiled examples of the use of such tabular techniques of critical thinking development technology as the «Conceptual Table», «Pivot Table», synthesis table, ZHU table, plot table, «Before-After» technique.

Ключевые слова

технология развития критического мышления; приемы; информатика; концептуальная таблица; сводная таблица; таблица-синтез.

technology for the development of critical thinking; techniques; informatics; conceptual table; pivot table; synthesis table.


Луговская О.А.

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЧЕРТЕЖНИК – BLOCKLY НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

APPLICATION OF THE DRAFTSMAN – BLOCKLY LEARNING PLATFORM IN MATH LESSONS

Аннотация

Рассматривается подход к развитию алгоритмического мышления обучаемых при изучении объектов школьного курса математики с использованием учебной платформы Чертежник–Blockly.

An approach to the development of algorithmic thinking of students in the study of objects of the school course of mathematics using the educational platform Draftsman–Blockly is considered.

Ключевые слова

учебная платформа; алгоритмическое мышление; информационные технологии; анимационные модели в математике.

educational platform; algorithmic thinking; information technology; animation models in mathematics.


Кругликова Г.А., Чикова О.А.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

MODEL OF ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL WORK IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

Аннотация

В условиях цифровой трансформации образования актуально обсуждение универсальной модели организации воспитательной работы в цифровой образовательной среде. Цель статьи – разработать и оценить концептуальную модель организации воспитательной работы в цифровой образовательной среде образовательной организации. Использовались следующие методы: обобщающий анализ научной и научно-методической литературы по проблемам обучения и воспитания школьников, изучение направленности концепций и исследовательских позиций, изменяющих формы, средства и методы обучения и воспитания в условиях цифровой трансформации образования. Исследование включало собеседования, интервью и анкетирование. На основе результатов собеседования, интервью и обзора литературы была создана концептуальная модель. Затем концептуальная модель была протестирована с помощью опроса экспертов для выявления факторов, влияющих на результаты обучения и воспитания в цифровой образовательной среде. Применяли два критерия оценки модели: соответствие требованиям к модели и удобство использования модели. Шкала оценки была основана на методологии Likert. Альфа Кронбаха для всех критериев опросников превышает 0,9, что показывает, что предложенная модель демонстрирует высокое соответствие установленным требованиям и удобство использования. Разработанная модель предназначена для использования в школах России и определяет факторы, влияющие на организацию учебно-воспитательной работы в цифровой образовательной среде.

In context of the digital transformation of education, it is relevant to discuss a universal model for organizing education in digital educational environment. The purpose of these article is to develop and evaluate a conceptual model for organizing education in the digital educational environment of educational organization. The following methods were used: a generalizing analysis of scientific and scientific-methodical literature on the problems of teaching and educating schoolchildren, studying direction of concepts and research positions in selection of the forms, means methods of teaching and educating in context of the digital transformation of education. The study included interviews and questionnaires. Based on results of interview and literature review, a conceptual model was created. The conceptual model was then tested using a survey of experts to identify factors that influence learning and upbringing outcomes in digital educational environment. Two criteria for evaluating the model were used: compliance with the model for requirements and usability of the model. The rating scale was based on the Likert methodology. Cronbach’s alpha for all questionnaire criteria exceeds 0.9, which shows that the proposed model demonstrates high compliance with established requirements and ease of use. This developed model is intended for use in Russian schools and determines the factors influencing the organization of teaching and educational work in digital educational environment.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; цифровая образовательная среда образовательной организации; модель организации учебно-воспитательной работы; собеседования; интервью; анкетирование; критерии оценки модели.

digital transformation of education; digital educational environment of educational organization; model of organization of education; interviews; questionnaires; model evaluation criteria.


Попов К.А.

О ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН СООБЩЕСТВ

ON THE PROMISING TOPICS OF ONLINE LEARNING COMMUNITIES

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы выбора тематики онлайн курсов, вокруг которых может сложиться образовательное онлайн сообщество учащихся. В связи с этим, рассмотрены особенности в организации онлайн сообществ. Предложены варианты тем, которые могут рассматриваться в рамках деятельности онлайн сообщества. Обсуждается структура курсов, выстраиваемая на базе указанных тем.

The article discusses the problems of choosing the topics of online courses around which an online learning community of students can be formed. In this regard, the special features in the organization of online communities are considered. The variants of topics that can be considered within the framework of the online community are proposed. The structure of courses based on these topics is discussed.

Ключевые слова

дистанционное обучение; образовательное онлайн сообщество; онлайн обучение; онлайн курс.

distance learning; online learning community; online teaching; online course.


Смыковская Т.К., Махонина А.А

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ И ОЦЕНКИ ЕЕ КАЧЕСТВА

ON THE ISSUE OF DEVELOPING AN ONLINE COURSE TO SUPPORT INDUSTRIAL (PEDAGOGICAL) PRACTICE AND ASSESS ITS QUALITY

Аннотация

Авторы дают краткую характеристику процедур проектирования онлайн-курса сопровождения производственной (педагогической) практики и оценки процесса и ее качества. Представлен разработанный и апробированный в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете онлайн-курс данного типа. Рассмотрена специфика формирования цифрового следа и портфолио цифровых работ будущего учителя при прохождении педагогической практики. Обоснована возможность использования цифрового следа для оценки качества профессиональной подготовки.

The authors give a brief description design procedures an online course to support production (pedagogical) practice and evaluate the process and its quality. An online course of this type developed and tested at the Volgograd State Social and Pedagogical University is presented. The specifics of the formation of a digital footprint and a portfolio of digital works of a future teacher during pedagogical practice are considered. The possibility of using a digital footprint to assess the quality of professional training is substantiated.

Ключевые слова

онлайн-курс; подготовка учителя; цифровой след; цифровое портфолио работ; качество процесса и результата; производственная практика.

online course; teacher training; digital footprint; digital portfolio of works; quality of process and result; production practice.


Горбатенко Н.В., Мартынов А.П

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ УЧЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ELECTRONIC LEARNING SYSTEM DEVELOPMENT EXPERIENCE

Аннотация

Рассматривается опыт разработки и структура применения электронной учебной системы, предназначенной для теоретической и практической подготовки специалистов и обслуживающего персонала приборов радиоэлектронной аппаратуры.

The paper discusses the development experience and structure of the electronic learning system intended for theoretical and practical training of specialists and electronic equipment service personnel.

Ключевые слова

электронная учебная система; электронное учебное пособие; электронное учебно-тренировочное средство; радиоэлектронная аппаратура.

electronic learning system; electronic textbook; electronic training tool; electronic equipment.


Король А.М., Поличка А.Е., Табачук Н.П.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

DEVELOPMENT OF PUBLIC AND GOVERNMENT MANAGEMENT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM BASED ON SELF-ORGANISATION OF THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL COMMUNITY

Аннотация

В статье рассматривается вектор развития цифровой трансформации региональной системы образования в направлении самоорганизации научно-педагогического сообщества. Отмечается разброс интенсивности процессов цифровизации региональных систем образования и стремление к цифровой зрелости. Описывается подход для распределения школ Хабаровского края по укрупненным кластерам для оценки более ранних (прошедших) периодов информатизации. Подчеркивается необходимость комплекса специальных мероприятий, направленных на формирование и поддержку новых типов неформальных структур (профессиональных объединений) в среде профессионального педагогического сообщества. Рассматривается процесс самоорганизации как результат выстраивания неформальных связей между членами локального профессионального сообщества для решения определенного круга проблем и выполнения функциональных задач в управлении цифровой трансформацией региональных систем образования. Выделяется роль самоорганизующихся структур как эффективного механизма конструктивного взаимодействия государства и общества по решению актуальных задач социального развития, в том числе задач цифровой трансформации отрасли. Потенциал в области самоорганизации имеет функционирующая более 25 лет межрегиональная общественная организация «Академия информатизации образования» и Хабаровское отделение АИО, объединяющее ученых и специалистов из университетов, научных учреждений, учебных заведений и органов управления образованием. Хабаровское отделение АИО рассматривается как стартовая площадка для дальнейшей интеграции научно-методического, экспертного, кадрового и иного ресурсного потенциала Дальнего Востока на основе принципов самоорганизации.

The article discusses the vector of development of the digital transformation of the regional education system in the direction of self-organisation of the scientific and pedagogical community. A variation in the intensity of the digital transformation processes and the desire for digital maturity of regional education systems is being highlighted. An approach is described for distributing schools of the Khabarovsk Territory into clusters to assess earlier (past) periods of informatisation. The necessity of special measures aimed at the creation and support of new types of informal structures (professional associations) in the professional pedagogical community is emphasized. The process of self-organisation is considered as a result of building informal links between members of the local professional community to solve a certain range of problems and perform functional tasks in managing the digital transformation of regional education systems. The role of self-organizing structures is highlighted as an effective mechanism for constructive interaction between the state and society in solving urgent problems of social development, including the tasks of digital transformation of the industry. A high potential in self-organisation has the inter-regional public organisation «Academy of Informatisation of Education» (AIE) and its Khabarovsk branch, which unites scientists and specialists from universities, scientific institutions, educational institutions and education authorities and which has been functioning for more than 25 years. The Khabarovsk branch of the AIE is considered as a launching pad for further integration of the scientific, methodological, expert and other potential of the Far East based on the principles of self-organisation.

Ключевые слова

цифровая трансформация; кластерный подход для оценки состояния процессов информатизации; региональные системы образования; модель самоорганизация Дальневосточного научно-педагогического сообщества.

digital transformation; cluster approach for assessing the state of informatisation processes; regional education systems; model of self-organisation of the Far Eastern scientific and pedagogical society.


Афендикова М.Е., Казиахмедов Т.Б.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ: ИННОВАЦИИ И ПРОБЛЕМАТИКА

DISTANCE LEARNING IN COMPUTER SCIENCE: INNOVATIONS AND PROBLEMS

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы использования дистанционного обучения. Выявлены и систематизированы инновации в секторе образования, новаторские подходы в поддержку непрерывности образования, использовании компонентов дистанционных форм и методов обучения. Проанализированы достоинства и недостатки использования дистанционного обучения в системе обучения информатике. Сделаны выводы об особенностях прогресса в дистанционном обучении информатике, охарактеризованы основные трансформации в данной сфере.

The article deals with the prospects of using distance learning. Innovations in the education sector, innovative approaches to support the continuity of education, the use of components of distance learning forms and methods are identified and systematized. The advantages and disadvantages of using distance learning in the system of computer science education are analyzed. Conclusions are made about the peculiarities of progress in distance learning in computer science, the main transformations in this sphere are characterized.

Ключевые слова

дистанционное образование; дистанционное обучение; образовательная робототехника; опережающее обучение учителя информатики.

distance education; distance learning; educational robotics; advanced training of computer science teachers.


Зайцев А.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РАДИОТЕХНИКА»

USE OF SPREADSHEETS IN TEACHING THE DISCIPLINE «INTRODUCTION TO PROFESSIONAL ACTIVITIES» FOR THE TRAINING DIRECTION «RADIO ENGINEERING»

Аннотация

Обсуждаются возможности применения табличных процессоров для моделирования радиотехнических цепей и сигналов. Представлено описание разработанных автором заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность».

The possibilities of using spreadsheet processors for modeling radio engineering circuits and signals are discussed. The description of tasks developed by the author for independent work of students in the discipline «Introduction to professional activity» is presented.

Ключевые слова

радиотехнические цепи и сигналы; табличный процессор; подготовка к профессиональной деятельности.

radio circuits and signals; spreadsheet; preparation for professional activities.


Файзиев Р.А., Родионов А.А.

ПРОГНОЗНАЯ АНАЛИТИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАТФОРМАХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

PREDICTIVE ANALYTICS OF ACADEMIC PERFORMANCE USING MACHINE LEARNING ON ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS

Аннотация

Поскольку популярность платформ электронного обучения продолжает расти, возникает потребность в персонализированном обучении и поддержке студентов. Прогностическая аналитика с использованием машинного обучения является потенциальным решением этой проблемы, поскольку она может помочь выявить учащихся, которым грозит академическая неуспеваемость, и предложить персонализированные меры для поддержки их обучения. В данной статье будет исследовано использование прогнозной аналитики для повышения академической успеваемости на платформах электронного обучения с использованием машинного обучения.

As the popularity of e-learning platforms continues to grow, there is a need for personalized learning and support. Predictive analytics using machine learning is a potential solution to this problem, as it can help identify students at risk of academic failure and suggest personalized measures to support their learning. This article will explore the use of predictive analytics for increasing academic performance on e-learning platforms using machine learning.

Ключевые слова

прогнозная аналитика; машинное обучение; цифровое обучение; академическая успеваемость; персонализированное обучение.

predictive analytics; machine learning; digital learning; academic achievement; personalized learning.


Щучка Т.А., Гнездилова Н.А., Андропова О.Ю.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: АНАЛИЗ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

PEDAGOGICAL SOFTWARE TOOLS: ANALYSIS AND PEDAGOGICAL EXPEDIENCY OF APPLICATION

Аннотация

В статье отмечено, что анализ педагогической целесообразности использования педагогических программных средств в рамках совершенствования подготовки будущего магистра педагогики к научно-исследовательской деятельности показал приоритет (как с точки зрения педагогической эффективности применения, так и реализации современных тенденций процесса цифровизации образования) разработки и применения тех программных средств, которые реализуют идеи теорий обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого, поскольку применяемые программные средства позволяют анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его креативного потенциала, стимулировать личностное восприятие учебной информации обучающимся, формировать его научные интересы и приоритеты.

The article notes that the analysis of the pedagogical expediency of using pedagogical software tools in the framework of improving the preparation of the future Master of Pedagogy for research activities has shown the priority (both from the point of view of pedagogical effectiveness of the application and the implementation of modern trends in the process of digitalization of education) of developing and applying those software tools that implement the ideas of learning theories focused on development the personality of the trainee, since the software tools used allow analyzing and selecting educational material from the point of view of its creative potential, stimulating the personal perception of educational information by students, forming their scientific interests and priorities.

Ключевые слова

педагогические программные средства; педагогическая целесообразность применения; анализ; будущий магистр; цифровизация образования.

pedagogical software tools; pedagogical expediency of application; analysis; of the future master; digitalization of education.


Табачук Н.П.

ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИ

VALUE AND MEANING GUIDELINES FOR PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE AGE OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация

В статье подчеркиваются современные тенденции цифровой трансформации образования, влияющие на переосмысление ценностных и смысловых ориентиров в проектной деятельности студентов. Обобщен педагогический опыт подготовки образовательных проектов со студентами с перспективой реализации в профессиональной деятельности.

The article highlights the current trends in the digital transformation of education, influencing the rethinking of value and semantic guidelines in the project activities of students. The pedagogical experience of preparing educational projects with students with the prospect of implementation in professional activities is summarized.

Ключевые слова

цифровая трансформация; ценностные и смысловые ориентиры; проектный подход; образовательный проект; персональная траектория развития; информационная компетенция студентов вуза.

digital transformation; value and semantic guidelines; project approach; educational project; personal development trajectory; information competence of university students.


Скафа Е.И., Хазан В.Д.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TRAINING VISUALIZATION TECHNOLOGY FOR FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация

В условиях цифровизации современного образования педагог дошкольного образовательного учреждения должен не только владеть информационными и коммуникационными технологиями, но и использовать такие технологии обучения детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них представления об эвристических приемах, способствующих развитию мыслительной деятельности и познавательной активности. Одной из таких технологий является технология визуализации, которую полезно применять в практической деятельности педагогов. В статье описывается процесс обучения студентов – будущих воспитателей технологии визуализации, направленной на формирование у дошкольников представлений об эвристических приемах.

In the digitalization context of modern education, a teacher of a preschool educational institution should not only be proficient in information and communication technologies, but also use such technologies for teaching children of older preschool age in order to form their understanding of heuristic techniques that contribute to the development of mental activity and cognitive activity. One of these technologies is the visualization technology, which is useful to apply in the practical activities of teachers. The article describes the process of teaching students – future educators of the technology of visualization, aimed at the formation of preschoolers’ ideas about heuristic techniques.

Ключевые слова

технологии обучения; дошкольные образовательные учреждения; педагог-воспитатель, компьютерная визуализация; эвристические приемы.

teaching technologies; preschool educational institutions; teacher-educator; computer visualization; heuristic techniques.


Файзиев Р.А., Мирзакаримова М.М.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА – ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

DISTANCE LEARNING USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE – A REQUIREMENT OF THE MODERN WORLD

Аннотация

Ученые всего мира называют систему образования XXI века «Системой, основанной на дистанционном обучении». Здесь очень важно эффективно пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и программными обеспечениями. Поэтому ведутся исследовательские работы по разработке различных проектов по созданию системы дистанционного обучения студентов с использованием инновационных технологий ученых. В статье рассмотрены аспекты использования искусственного интеллекта в дистанционном образовании, что имеет решающее значение для изучения новых образовательных технологий.

Scientists around the world call the education system of the XXI century «The System based on distance learning». Here it is very important to effectively use modern information and communication technologies (ICT) and software. Therefore, research work is underway to develop various projects to create a system of distance learning for students using innovative technologies of scientists. This article is intended to provide information about the use and development of distance education through artificial intelligence, which is critical to the study of new educational technologies.

Ключевые слова

дистанционное образование; система дистанционного обучения; интернет-технологии; искусственный интеллект; ИКТ; мультимедиа; программы.

distance education; distance learning system; Internet technologies; artificial intelligence; ICT; multimedia; programs.


Евсеева Е.Г., Гребенкина А.С.

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

FORMING THE MATHEMATICAL DIGITAL COMPETENCE FOR CADETS OF FIRE-TECHNICAL SPECIALTIES BY MEANS OF AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS

Аннотация

Определена область применения специализированных цифровых инструментов в обучении математике будущих специалистов пожарной безопасности. Указаны математические, цифровые и практико-ориентированные умения необходимые для формирования цифровой математической компетентности будущих специалистов пожарной безопасности в процессе имитационного математического моделирования. Описаны приемы моделирования пожара в зависимости от применяемых средств тушения.

The area of application of specialized digital tools in teaching mathematics is determined. The mathematical, digital and practice-oriented skills necessary for the formation of digital mathematical competence of future fire safety specialists in the process of simulation mathematical modeling are indicated. Fire simulation techniques are described depending on the extinguishing agents used.

Ключевые слова

курсанты пожарно-технических специальностей; обучение; высшая математика; математическая цифровая компетентность; математическая модель; имитационное моделирование; автоматизированная информационно-графическая система ГраФиС-Тактик; модель пожара; практико-ориентированные умения.

cadets of fire-technical specialties; education; higher mathematics; mathematical digital competence; mathematical model; simulation modeling; automated information and graphic system GraFiS-Tactics; fire model; practice-oriented skills.


Калинина Н.А., Милов В.Р., Сидорова Е.В.

ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ В ЗАДАЧЕ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

APPROACH TO FORMING A SUBJECT AREA COMPETENCE-BASED MODEL IN THE A PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAJECTORY CONSTRUCTING PROBLEM

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к формированию компетентностной модели предметной области, в том числе, допускающие частичную автоматизацию процесса формулирования и детализации компетенций. Приведена структура и формальное описание указанной модели, а также описана процедура проверки уровня сформированности компетенций.

The article discusses approaches to forming a subject area competence-based model, including those that allow partial automation of the formulating and detailing competencies process. In article the structure and formal description of this model are given, and the procedure for checking the level of competency development is described.

Ключевые слова

траектория профессионального развития; компетенции; компетентностная модель предметной области.

professional development trajectory; competencies; subject area competence-based model.


Мерецков О.В.

ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE PRINCIPLES OF TEACHERS DISTANCE LEARNING IN THE FIELD OF CREATING DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT IN THE CONTEXT OF GROUP LEARNING ACTIVITIES

Аннотация

В статье производится анализ групповой учебной деятельности и лидерства в различных коллективах в контексте удаленного взаимодействия их членов, вводится и обосновывается понятие «территориально распределенный коллектив разработчиков», исследуются подходы к обучению преподавателей созданию различных вариантов цифрового образовательного контента. В результате проведенного анализа предлагаются и обосновываются принципы дистанционного обучения педагогов созданию цифрового образовательного контента в составе территориально распределенных коллективов.

The article analyzes group learning activities and leadership in various teams in the context of remote interaction of their members, introduces and justifies the concept of a «geographically distributed team of developers», explores approaches to teaching teachers to create various digital educational content. The principles of distance learning for teachers to create digital educational content as part of geographically distributed teams are proposed and substantiated as the results of the analysis.

Ключевые слова

групповая учебная деятельность (ГУД); электронный учебный курс (ЭУК); цифровой образовательный контент (ЦОК); электронное обучение (ЭО); территориально распределенный коллектив разработчиков (ТРКР).

group learning activities; e-learning course; digital educational content; e-learning; geographically distributed team of developers.


Евдокимова А.И.

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

DEVELOPING THE RESEARCH COMPETENCES OF MEDICAL RESIDENCY TRAINEES IN THE NEW TRAINING ENVIRONMENT

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития исследовательских компетенций у обучающихся ординатуры медицинских вузов в новых условиях профессиональной подготовки. Рассматривается новое содержание федеральных государственных образовательных стандартов на предмет взаимосвязи между профессиональной и научно-исследовательской деятельностью врачей ординаторов. Для понимания сути и состава исследовательской деятельности ординаторов, рассмотрены и проанализированы трудовые стандарты врача. Проведено анкетирование участников педагогического процесса для изучения опыта использования цифрового контента дидактики в образовательном процессе медицинского вуза. Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что за период введения дистанционного обучения преподаватели и студенты столкнулись с одинаковыми проблемами, поиски решения которых, формируют направления развития цифровой образовательной среды медицинского университета и формирования исследовательских компетенций участников педагогического взаимодействия.

The article deals with topical issues of development of research competencies of medical residency students in the new conditions of professional training. The new content of federal state educational standards on the interrelation between professional and research activities of medical residents is considered. In order to understand the essence and composition of research activities of residents, the labour standards of a doctor were reviewed and analysed. A questionnaire survey of pedagogical process participants was conducted to study the experience of using digital didactics content in the educational process of medical school. The results of the study suggest that during the introduction of distance learning, teachers and students faced similar problems, the search for solutions to which form the direction of development of the digital educational environment of a medical university and the formation of research competencies of the participants of pedagogical interaction.

Ключевые слова

высшее медицинское образование; профессиональная подготовка; исследовательские компетенции; цифровые технологии; обучающиеся ординатуры.

higher medical education; professional training; research competencies; digital technology, residency trainees.


Казиахмедов Т.Б., Симурзина Е.А.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

PECULIARITIES OF TEACHING PROGRAMMING TO BACHELOR STUDENTS STUDYING IN THE DIRECTION «INFORMATION SCIENCE AND COMPUTING TECHNOLOGY»

Аннотация

В статье рассматриваются методические подходы обучения программированию бакалавров ИВТ. Выявлены и систематизированы подходы по изучению языков программирования, структур и алгоритмов обработки данных, показана необходимость «многоязычия» в программировании для организации взаимодействия программных приложений и данных, для подготовки начинающих бакалавров для изучения разработки кроссплатформенного, распределенного, параллельного программирования, программирования робототехнических систем. Рассмотрен подходы обучения организации взаимодействия приложений, совместимого чтения данных различных форматов программными модулями, разработанными разными языками программирования. Проанализированы достоинства и недостатки использования такого подхода в системе обучения программированию. Сделаны выводы об особенностях такого подхода в эпоху создания отечественного программного обеспечения. Выводы подтверждены большим количеством примеров и задач.

The article discusses methodological approaches to teaching programming for IWT bachelors. Approaches to the study of programming languages, structures and data processing algorithms have been identified and systematized, the need for«multilingualism» in programming has been shown to organize the interaction of software applications and data, to prepare beginner bachelors to study the development of cross-platform, distributed, parallel programming, programming of robotic systems. Approaches for teaching the organization of application interaction, compatible reading of data of various formats by software modules developed by different programming languages are considered. The advantages and disadvantages of using this approach in the system of teaching programming are analyzed. Conclusions are drawn about the features of this approach in the era of the creation of domestic software. The conclusions are confirmed by a large number of examples and tasks.

Ключевые слова

методические подходы; многоязычие в программировании; формы и методы обучения; программирование роботов.

methodological approaches; multilingualism in programming; forms and methods of teaching; robot programming.


Шихнабиева Т.Ш., Скоропупов Л.В.

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ABOUT THE PROBLEMS OF TRAINING ENGINEERING PERSONNEL AND WAYS TO SOLVE THEM IN MODERN CONDITIONS

Аннотация

В условиях глобализации и развития технологий выпускникам образовательных учреждений необходимо отвечать на актуальные вызовы современности. Статья посвящена проблемам подготовки инженерных кадров высшей квалификации и возможным вариантом их решения в современных условиях.

In the context of globalization and the development of technology, graduates of educational institutions need to respond to the actual challenges of our time. The article is devoted to the problems of training highly qualified engineering personnel and a possible solution to them in modern conditions.

Ключевые слова

глобализация; технологии; образовательный процесс; модернизация; профессиональная подготовка будущих инженеров; технический прогресс; научно-образовательный потенциал; университет; социальное партнерство, интеграция; наука; производство.

globalization; technology; educational process; modernization; professional training of future engineers; technical progress; scientific and educational potential; university; social partnership; integration; science, production.


Выборнов А.Н., Русаков А.А.

КРИТЕРИЙ ЛИНЕЙНОСТИ БУЛЕВОЙ ФУНКЦИИ

A CRITERION FOR LINEARITY OF A BOOLEAN FUNCTION

Аннотация

В работе описывается, полученный авторами, удобный критерий линейности булевой функции. Использование этого критерия в курсе дискретной математики для студентов ИТ направлений позволило повысить эффективность освоения студентами учебного материал, обогатило методику преподавания информатики и математики.

The paper describes, obtained by the authors, a convenient criterion for the linearity of a Boolean function. The use of this criterion in the course of discrete mathematics for students of IT directions made it possible to increase the efficiency of mastering educational material by students, enriched the methodology of teaching computer science and mathematics.

Ключевые слова

дискретная математика; булевы функции; полнота системы булевых функций; технологии в высшей школе.

discrete mathematics; Boolean functions; completeness of the system of Boolean functions; technologies in higher education.


Казаченок В.В., Русаков А.А.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

FEATURES OF INFORMATIZATION OF EDUCATION AND THE CONTENT OF THE COURSE OF INFORMATICS

Аннотация

Рассматриваются проблемы информатизации образования на современном этапе развития общества, раскрывается сущность электронного обучения. Определяются направления совершенствования методики обучения в условиях быстрого развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), предлагаются назревшие изменения содержания обучения информатике.

Annotation. The problems of informatization of education at the present stage of development of society are considered, the essence of e-learning is revealed. Directions for improving the teaching methods in the context of the rapid development of ICT are determined, urgent changes in the content of teaching informatics are proposed.

Ключевые слова

информатизация образования; электронное обучение; электронная педагогика; содержание курса информатики.

informatization of education; e-learning; e-pedagogics; content of informatics course.


Коляда М.Г., Бугаева Т.И., Дониченко Е.Ю.

МЕТОДОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

METHODOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION OF EFFECTIVE INTELLECTUAL INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация

Рассматриваются методологические основы в виде теорий обучения, педагогических подходов, закономерностей и принципов, которые необходимо учитывать при разработке систем, работающих на идеях и методах искусственного интеллекта. Обосновывается почему эти исходные положения являются залогом успешного функционирования интеллектуальных информационно-образовательных систем.

Methodological foundations in the form of learning theories, pedagogical approaches, patterns and principles that must be taken into account when developing systems based on the ideas and methods of artificial intelligence are considered. The author substantiates why these initial provisions are the key to the successful functioning of intelligent information and educational systems.

Ключевые слова

методологические основы; теории обучения; искусственный интеллект; интеллектуальные системы; педагогические подходы; педагогические закономерности и принципы.

methodological foundations; learning theories; artificial intelligence; intelligent systems; pedagogical approaches; pedagogical patterns and principles.


Вайндорф-Сысоева М.Е., Воробчикова Е.О.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

TECHNOLOGY FOR THE ORGANIZATION OF SUPPORT FOR ADULTS IN THE PROCESS OF ONLINE LEARNING

Аннотация

В статье рассматривается система сопровождения в процессе онлайн-обучения взрослых. Авторы конкретизируют понятия «тьютор», «взрослые», «сопровождение». Дается определение сопровождения взрослых в процессе онлайн-обучения. В результате исследования полученные знания были систематизированы в визуальное оформление модели организации сопровождения взрослых в процессе онлайн-обучения.

The article deals with the system of accompaniment in the process of online adult learning. The authors specify the terms «tutor», «adults», and «accompaniment». The definition of accompaniment of adults in the process of online learning is given. As a result of the study the obtained knowledge was systematized into the visualization of the model of the organization of accompaniment of adults in the process of online learning.

Ключевые слова

сопровождение; онлайн-обучение; взрослые; тьютор; обучение; модель.

accompaniment; online learning; adults; tutor; training; model.


Шутикова М.И., Шумова В.В.

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

FUNDAMENTALS OF TRAINING MODERN TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Аннотация

Статья посвящена обсуждению вопросов модернизации системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. В работе использованы теоретические методы исследования, такие как теоретико-методологический анализ источниковой базы, обобщение, систематизация, которые позволили выявить и представить основы подготовки педагогов, обязательные для их успешной профессиональной деятельности.

The article is devoted to the discussion of the modernization of the system of training teachers for professional activity in the conditions of digital transformation of education. The paper uses theoretical research methods, such as theoretical and methodological analysis of the source base, generalization, systematization, which allowed to identify and present the basics of the formation of mandatory for successful pedagogical activity.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; подготовка педагогов; педагогические компетенции; высшее образование; педагогические инновации; современная школа.

digitalization of education; teacher training; pedagogical competencies; higher education; pedagogical innovation; modern school.


Горбатенко Н.В., Мартынов А.П.

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ДВОЙНИКОВ

ELECTRONIC TEXTBOOKS WITH DIGITAL TWINS

Аннотация

Рассматривается создание электронных учебных пособий, предназначенных для теоретической и практической подготовки специалистов и обслуживающего персонала, с использованием цифровых двойников электронных приборов и устройств радиоэлектронной аппаратуры.

The paper discusses the development of electronic textbooks intended for theoretical and practical training of specialists and service personnel with use of digital twins of the devices of electronic equipment.

Ключевые слова

электронное учебное пособие; электронное учебно-тренировочное средство; цифровой двойник; цифровая модель, радиоэлектронная аппаратура.

electronic textbook; electronic training tool; digital twins; digital model; electronic equipment.


Цуникова Т.Г., Казачкова О.А., Цуникова Е.Ю.

ОНТОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ, ВОЛЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИНФО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДАХ

ONTOLOGY OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM ANXIETY, VOLITIONAL CHARACTERISTICS AND MOTIVATION OF STUDENTS IN INFO-COMMUNICATION ENVIRONMENTS

Аннотация

Коммуникация в информационных средах сегодня отражает противоборство смыслов, понятийных констант и идеологем. В рамках рассматриваемого социокультурного контекста использован метод построения онтологии педагогической проблемы взаимосвязи тревожности, волевых характеристик и мотивации студентов на основе теоретического исследования смежных понятий и категорий антропологии, психофизиологии и феноменологии. Исследование построено на принципах аксиологии (формализм в этике), понятиях и положениях современных исследований практического интеллекта для формирования выбора, а также влияния психических мутаций на тревожность в ситуации неполноты данных, либо конфликта. Обоснована применимость понятий конечной эволюционной функции, мотивационных констант и когнитивного приоритета. Выбор диагностических методик основан на онтологии образовательных практик как процедур разрешения проблемных индивидуальных смыслов, основы целеполагания обучаемого. В работе применяется понятие социокультурного объекта в качестве агрегированной среды развития содержательных смыслов обучаемого.

The article uses the method of constructing ontology of the pedagogical problem of the relationship between anxiety, volitional characteristics and motivation of students on the basis of a theoretical study of related concepts and categories of anthropology, psychophysiology and phenomenology. The study is based on the principles of axiology (formalism in ethics), the concepts and provisions of modern research on practical intelligence for the formation of choice, as well as the influence of mental mutations on anxiety in a situation of incomplete data or conflict. The applicability of the concepts of the final evolutionary function, motivational constants and cognitive priority is substantiated. The choice of diagnostic methods is based on the ontology of educational practices as procedures for resolving problematic individual meanings, the basis of the student’s goal setting. The paper uses the concept of a socio-cultural object as an aggregated environment for the development of meaningful meanings of the student.

Ключевые слова

онтологизация педагогической проблемы; ассоциативная память; практический интеллект; мотивационные константы; когнитивный приоритет; целеполагание; индивидуальные смыслы; социокультурный объект.

ontologization of the pedagogical problem; associative memory; practical intelligence; motivational constants; cognitive priority; goal setting; individual meanings; sociocultural object.


Львов А.Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

MODERN ROBOTICS IN EDUCATION: USING AND IMPACT

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества применения робота-помощника учителя в образовательном процессе, а также ряд потенциальных проблем, которые могут возникнуть на этапе разработки и также внедрения робота-ассистента в образовательный процесс.

The article discusses the advantages of using a robot as teacher’s assistant in the educational process, as well as a some problems that may arise at the stage of development and the introduction of a robot assistant in the educational process.

Ключевые слова

социальный робот; робот-помощник; образовательная робототехника; робот-учитель; образовательный процесс.

educational robotics; robot teachers; social robots; cobot; education.


Шутикова М.И., Клокарь П.А.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

ANALYSIS OF EXISTING SOCIO-PEDAGOGICAL STUDIES OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF INFORMATION AND EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация

В статье рассматривается понятие образовательного сервиса, различные подходы к интерпретации понятий «услуга», «образовательная услуга».

this article discusses the concept of educational service, various approaches to the interpretation of the concepts of «service», «educational service».

Ключевые слова

образовательное пространство; образовательный сервис; образовательная услуга.

educational space; educational service; educational service.


Русаков А.А., Пачина Н.Н., Пачин Г.Р.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (ПО ИТОГАМ МНПК «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – 2022» (ИО-2022) И 2-ОЙ МНПК «TECHNOLOGY ENHANCED LEARNING IN HIGHER EDUCATION» (TELE 2022)

DIGITAL ENVIRONMENT AND INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE (ACCORDING TO THE RESULTS OF THE CONFERENCE «INFORMATIZATION OF EDUCATION -2022» (IO-2022) AND THE CONFERENCE «TECHNOLOGY ENHANCED LEARNING IN HIGHER EDUCATION» (TELE 2022)

Аннотация

В статье дается обзор докладов Международной конференции «Информатизация образования – 2022» (ИО-2022) и второй Международной конференции «Technology Enhanced Learning in Higher Education» (TELE 2022).

The article provides an overview of the reports of the International Conference «Informatization of Education – 2022» (IO-2022), and the second International Conference «Technology Enhanced Learning in Higher Education» (TELE 2022).

Ключевые слова

цифровая среда; информатизация образования; технологии в высшей школе.

digital environment; informatization of education; technologies in higher education.