СОДЕРЖАНИЕ № 1.2024

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
Касьянов С.Н., Комиссарова С.А.

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЯЗЫКУ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЛАЧНОГО СЕРВИСА GOOGLE COLABORATORY

ONLINE TEACHING OF PYTHON PROGRAMMING LANGUAGE TO SCHOOLCHILDREN USING THE GOOGLE COLABORATORY CLOUD SERVICE

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к определению онлайн-обучения, его ключевые компоненты. Описаны основные возможности применения облачного сервиса Google Colaboratory в онлайн-обучении школьников программированию в среде Python.

The article discusses approaches to the definition of online learning, its key components. The main possibilities of using the Google Colaboratory cloud service in online teaching of programming to schoolchildren in the Python environment are described.

Ключевые слова

онлайн-курс; программирование; облачный сервис Google Colaboratory; язык программирования Python.

online course; programming; Google Colaboratory cloud service; Python programming language.


Софронова Н.В., Бельчусов А.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ КОНКУРСОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

INFORMATION MODEL OF THE PROCESS OF ORGANIZING MASS OPEN COMPETITIONS FOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация

В статье дается понятие массовых открытых конкурсов. Описано построение информационной модели процесса организации массовых открытых конкурсов на примере международного конкурса по информатике и ИТ «Инфознайка».

The article gives the concept of mass open competitions. The article describes the construction of an information model of the process of organizing mass open competitions on the example of the international competition in informatics and IT «Infoznaika».

Ключевые слова

внеурочная работа со школьниками; массовые открытые конкурсы; информационная модель.

extracurricular work with schoolchildren; mass open competitions; information model.


Король А.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

FORMATION OF LEGAL AWARENESS OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY WHEN WORKING IN SECONDARY SCHOOLS

Аннотация

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования правовой осведомленности учителей информатики. Целью данной статьи является описание подходов к формированию правовой осведомленности учителей информатики, в том числе студентов-педагогов соответствующего профиля подготовки, в области информационной безопасности при работе в средней школе или ином образовательном учреждении. Практической значимостью работы является возможность использования материала при работе с будущими учителями информатики на практических занятиях по теме: «Основы информационной безопасности. Защита информации». Автор приходит к выводу, что знакомство с судебной практикой и примерами реальных кейсов в области соблюдения требований информационной безопасности позволит педагогам донести до школьников и студентов необходимость соблюдения профильных положений действующего законодательства Российской Федерации.

The article is devoted to the substantiation of the need to develop legal awareness of computer science teachers. The purpose of this article is to describe approaches to developing the legal awareness of computer science teachers, including student teachers of the relevant training profile, in the field of information security when working in a secondary school or any other educational institution. The practical significance of the work is the possibility of using the material when working with future computer science teachers in practical classes on the topic: «Fundamentals of information security. Data protection». The author comes to the conclusion that familiarity with judicial practice and examples of real cases in the field of compliance with information security requirements will allow teachers to convey to schoolchildren and students the need to comply with the current legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова

информационная безопасность; правовая осведомленность; общеобразовательные учреждения; учитель информатики; медиаграмотность.

information security; legal awareness; educational institutions; computer science teacher; media literacy.


Богатырева Ю.И., Гончаров К.Г., Родионова О.В.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

DIRECTIONS OF SOLVING THE PROBLEM OF INSUFFICIENT PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN FOR THE EXAM IN INFORMATICS IN THE TULA REGION

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы результаты Государственной итоговой аттестации по информатике в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в г. Туле и Тульской области за последние 3 года, которые показывают увеличение количества сдающих в 11 классах как в целом по стране, так и по Тульской области. Однако увеличение числа участников ЕГЭ не всегда влечет за собой улучшение результатов, что говорит о недостаточной подготовке участников ЕГЭ. В статье предложены способы, направленные на повышение качества обучения по информатике: реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме «Методические подходы к подготовке обучающихся к ЕГЭ по информатике»; совместный проект Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с Министерством образования Тульской области.

The article considers and analyzes the results of the State final certification in Computer Science in the Unified state examination (USE) format in Tula and the Tula region over the past 3 years, which shows an increase in the number of students in grades 11 both in the whole country and in the Tula region. However, an increase in the number of exam participants does not always entail an improvement in results, which indicates insufficient preparation of exam participants. The article suggests ways aimed at improving the quality of computer science education: the implementation of an additional professional training program on the topic «Methodological approaches to preparing students for the Unified state exam in Computer Science»; a joint project of the Tolstoy Tula State Pedagogical University with the Ministry of Education of the Tula Region.

Ключевые слова

государственная итоговая аттестация; информатика и ИКТ; компьютерный единый государственный экзамен; управление образовательным процессом; подготовка специалистов ИТ-отрасли; качество образования; учебный процесс.

state final certification; computer science and ICT; computer unified state exam; educational process management; training of IT-industry specialists; quality of education; educational process.


Сердюков В.И., Сердюкова Н.А., Яламов Г.Ю.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

WAYS TO OVERCOME SCHOOL FAILURE BY GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Аннотация

Рассмотрена возможные причины существования проблемы школьной неуспешности на основе анализа статистических данных. Изложена вербальная модель. Построена вербальная модель анализа этой проблемы и оценки роли учителей в ее разрешении. Намечены и обоснованы пути преодоления школьной неуспешности. Представляется, что их реализация даст возможность не только снизить в долевом отношении численность образовательно неуспешных учеников, но и будет способствовать повышению методического и профессионального мастерства учителей.

The possible reasons for the existence of the problem of school failure are considered based on the analysis of statistical data. A verbal model is presented. A verbal model for analyzing this problem and evaluating the role of teachers in its resolution is constructed. The ways of overcoming school failure are outlined and justified. It seems that their implementation will make it possible not only to reduce the proportion of educationally unsuccessful students, but will also contribute to improving the methodological and professional skills of teachers.

Ключевые слова

общеобразовательная организация; школьная неуспешность; индекс низких результатов; ВПР (всероссийская проверочная работа); ОГЭ (основной государственный экзамен); ЕГЭ (единый государственный экзамен); результаты опроса; профессиональный рост учителя; статистически доказательный подход, вербальная модель.

general education organization; school failure; low results index; All-Russian Test Work; Main State Exam; Unified State Exam; survey results; teacher professional growth; statistically evidence-based approach; verbal model.


Чикова О.А., Каменев Р.В., Витюнин М.А., Сартаков И.В.

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ

METHODS OF SOLVING APPLIED PROBLEMS IN INFORMATICS LESSONS IN SPECIALIZED INFORMATION TECHNOLOGY CLASSES

Аннотация

Развитие профильного информационно-технологического образования все больше фокусируется на методике обучения школьников решению задач. Способность решать задачи как проявление критического мышления имеет ключевое значение для формирования функциональной грамотности школьника. Представлена модель обучения школьников решению прикладных задач на уроках информатики в профильных информационно-технологических классах, в которой объединяются знания и когнитивные/интеллектуальные процессы, используемые учениками. Структура модели обучения решению задач включает различия в знаниях, различия в процессах, социальные и внешние различия. Применение модели на уроке информатики показано на примере решения задачи оптимизации с помощью процессора электронных таблиц Excel. Представленная модель обучению решению прикладных задач может применяться на уроках информатики в профильных информационно-технологических классах для упреждающего педагогического управления познавательной деятельностью школьников.

The development of specialized information technology education is increasingly focusing on the methodology of teaching schoolchildren to solve problems. The ability to solve problems as a manifestation of critical thinking is of key importance for the formation of a student's functional literacy. A model of teaching students to solve applied problems in computer science lessons in specialized information technology classes is presented, which combines knowledge and cognitive/intellectual processes used by students. The structure of the problem-solving model includes differences in knowledge, differences in processes, social and external differences. The application of the model in the informatics lesson is shown by the example of solving the optimization problem using an Excel spreadsheet processor. The presented model of learning to solve applied problems can be used in computer science lessons in specialized information technology classes for proactive pedagogical management of cognitive activity of schoolchildren.

Ключевые слова

профильный информационно-технологический класс; урок информатики; прикладные задачи; модель обучения решению задач.

specialized information technology class; computer science lesson; applied problems; problem solving learning model.


Богданова А.Н., Федорова Г.А.

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО СЛЕДА

DIAGNOSTICS OF THE PEDAGOGICAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS BASED ON A DIGITAL FOOTPRINT

Аннотация

Целью статьи является описание подходов к анализу цифрового следа школьников как в условиях цифровой образовательной среды школы, так и на внешних ресурсах. Авторы актуализируют возможность применения технологии фиксации и интерпретации различных цифровых данных, отражающих результаты учебной и внеучебной деятельности школьников. В результате авторы статьи пришли к выводу, что применение данных цифрового следа позволит вывести на качественно новый уровень процесс диагностики направленности на педагогическую профессию, выявить направления развития профессиональных интересов и мотивов школьников с целью индивидуализации профориентационной работы.

The purpose of the article is to describe approaches to analyzing the digital footprint of schoolchildren in the digital educational environment of the school and on external resources. The authors analyze the possibility of using the technology of fixation and interpretation of various digital data. As a result, the authors of the article came to the conclusion that the use of digital footprint data will allow to bring to a new qualitative level the process of diagnostics of orientation to the teaching profession, to identify the directions of development of their professional interests and motives in order to individualize career guidance work.

Ключевые слова

педагогическая направленность; профориентационная работа; цифровой след; активный цифровой след; диагностика.

pedagogical orientation; career guidance; digital footprint, active digital footprint, diagnostics.


Сердюков В.А., Сердюкова А.В.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ – ГЕНЕЗИС»

MATHEMATICAL MODEL «TALENTED CHILDREN – GENESIS»

Аннотация

В статье рассматривается понятия математической векторной генетики. Вводится понятие вектора талантливости в многомерном пространстве талантов. Случайный вектор талантливости. Правило сложения векторов талантливости родителей при рождении ребёнка с привлечением формулы сложения скоростей в теории относительности. Приводятся примеры иллюстрирующие косвенное подтверждение теории.

The article discusses the concepts of mathematical vector genetics. The concept of a talent vector in a multidimensional talent space is introduced. Random vector of talent. The rule of adding vectors of parent talent at the birth of a child using the formula for adding velocities in the theory of relativity. Examples are given illustrating indirect confirmation of the theory.

Ключевые слова

талантливые дети; одаренные дети; математическая векторная генетика; многомерное векторное пространство талантов; базис пространства талантов; сложение векторов талантов; константа гениальности.

talented children; gifted children; mathematical vector genetics; multidimensional vector space of talents; basis of talent space; addition of talent vectors; genius constant.


Панова И.В.

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

IMPLEMENTATION OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR TECHNOLOGICAL TEACHERS: REGIONAL ASPECT

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы организации повышения квалификации учителей технологического профиля в условиях становления цифровой экономики и перехода на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Представлен региональный опыт создания сетевой инновационной площадки, объединяющей ресурсы разных образовательных организаций для реализации сетевой образовательной программы дополнительного профессионального образования учителей информатики.

The article discusses the issues of organizing advanced training for technology teachers in the context of the emergence of the digital economy and the transition to updated Federal State Educational Standards. This regional experience in creating a network innovation platform that combines the resources of different educational organizations for the implementation of a network educational program for additional professional education of computer science teachers.

Ключевые слова

непрерывное профессиональное образование; повышение квалификации учителя информатики; сетевая модель повышения квалификации.

continuous professional education; advanced training for computer science teachers; network model of advanced training.


Гончаров К.Г., Родионова О.В., Родичева А.В.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

THE PERSONAL POTENTIAL OF A FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHER. FORMATION AND DEVELOPMENT

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития личностного потенциала будущих учителей информатики. Наиболее важной она становится в современных условиях цифровой трансформации образовательного процесса. Необходимость исследования проблемы развития личностного потенциала будущего учителя информатики обусловлена потребностью общества, общеобразовательной школы в педагоге, максимально реализующим актуальные и потенциальные возможности собственной личности в условиях цифровой трансформации образования. В работе предложены методики, способствующие, по мнению авторов, формированию и развитию личностного потенциала будущих учителей информатики.

Ключевые слова

личностный потенциал будущего учителя информатики; подготовка учителей информатики; цифровая трансформация образования; подготовка специалистов; образовательный процесс; результаты обучения.

personal potential of a future computer science teacher; training of computer science teachers; digital transformation of education; training of specialists; educational process; learning outcomes.


Белоусова А.С.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ, НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ

INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION IN TEACHING INFORMATICS IN HIGH SCHOOL, USING THE INTERNET OF THINGS AS AN EXAMPLE

Аннотация

Статья исследует вопрос интеграции школьных программ по информатике с программами дополнительного образования технической направленности для развития предпрофессиональных компетенций учащихся и эффективного обучения одному из актуальных направлений области информационных технологий – интернету вещей. Проводится анализ текущего содержания предмета информатика для учащихся 10-11 классов и приводятся аргументы в пользу необходимости реформирования и расширения её содержания, а также предлагаются возможные подходы для интеграции образовательных программ. Важным выводом является то, что интеграция общего образования и дополнительных программ по интернету вещей способствует развитию определенных компетенций учащихся в данной области. Также автор раскрывает преимущества подобной интеграции для будущей карьеры учащихся, подчеркивая значимость практического опыта и знаний в сфере интернета вещей.

The article examines the issue of integrating school informatics programs with technical additional education programs for the development of pre- professional competencies of students and effective training of one of the topical areas of information technology – the Internet of Things. The analysis of the current content of the subject informatics for students of 10-11 grades is carried out and arguments in favor of the need to reform and expand its content are given, as well as possible approaches for the integration of educational programs are proposed. The article concludes that the integration of general education and additional programs on the Internet of Things contributes to the development of certain competencies of students in this area. The author also reveals the benefits of such integration for students' future careers, emphasizing the importance of practical experience and knowledge in the field of the Internet of Things.

Ключевые слова

интеграция образования; старшая школа; интернет вещей; школьная информатика.

integration of education; high school; internet of things; school informatics.


Луговская О.А., Куулар Д.О.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL SPACE IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL USING NEW GENERATION INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация

В статье рассматривается вопрос повышения мотивации обучающихся на уроках математики. Предложены принципы организации образовательного пространства на уроках математики в основной школе при использовании информационных технологий нового поколения.

The article discusses the issue of increasing students' motivation in mathematics lessons. The principles of organizing the educational space in mathematics lessons in primary schools using new generation information technologies are proposed.

Ключевые слова

образовательное пространство; цифровая образовательная среда; урок математики; цифровые образовательные ресурсы; информационные технологии.

educational space; digital educational environment; mathematics lesson; digital educational resources; information technology.


Викторова Т.А.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДЕ ПРОЕКТА «IT-ВЕРТИКАЛЬ»

NEW OPPORTUNITIES OF ACTIVE METHODS FOR EFFICIENT TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE ENVIRONMENT OF THE «IT-VERTICAL» PROJECT

Аннотация

В статье рассматриваются новые возможности и особенности использования активных методов обучения в условиях реализации проекта «IT-Вертикаль» в московских школах. Подчеркивается, что благодаря использованию CTF-соревнований, квест- и кейс-технологий в контексте проектной деятельности школьники получают возможность работать над реальными проектами, работать в команде и «открывать» для себя новые решения в IT-сфере при решении практико-ориентированных задач в условиях углубленного изучения информатики в школе.

The article discusses new opportunities and features of the use of active learning methods in the context of the implementation of the «IT-Vertical» project in Moscow schools. It is emphasized that thanks to the use of CTF competitions, quest and case technologies in the context of project activities, schoolchildren have the opportunity to work on real projects, work in teams and «discover» new solutions in the IT field when solving practice-oriented problems in in-depth study of computer science at school.

Ключевые слова

методика обучения информатике, формирование IT-компетенций, IT-отрасль; активные методы обучения; CTF-соревнование; квест- и кейс-технологии; проектная деятельность; проект «IT-Вертикаль».

methods of teaching computer science; formation of IT competencies; IT industry; active learning methods; CTF competition; quest and case technologies; project activities; project «IT-Vertical».


Винокурова Е.С., Находкина И.И.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭТАПА МЕТОДИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

EXPERIENCE OF CONDUCTING THE DISTANCE STAGE OF THE METHODICAL OLYMPIAD FOR COMPUTER SCIENCE TEACHERS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация

В статье авторы представляют положительный опыт организации и проведения методической олимпиады учителей информатики и студентов, в частности, первого этапа олимпиады с использованием дистанционных образовательных технологий. Описана структура заданий, используемых на первом (дистанционном) этапе в теоретической и практической части. Приведен анализ результатов дистанционного этапа олимпиады за последние 3 года, а также анализ исследования по выявлению мнений участников олимпиады.

In the article, the authors present the positive experience of organizing and conducting a methodical olympiad for computer science teachers and students, in particular, the first stage of the olympiad using distance learning technologies. The structure of the tasks used at the first (distance) stage in the theoretical and practical parts is described. An analysis of the results of the distance stage of the olympiad over the past 3 years is provided, as well as an analysis of a study to identify the opinions of olympiad participants.

Ключевые слова

олимпиада; методическая олимпиада; дистанционный этап олимпиады; учитель информатики; тест; профессиональные компетенции; творческий потенциал.

olympiad; methodical olympiad; distance stage of the olympiad; computer science teacher; test; professional competencies; creativity.


Овчинников Ю.Д., Тон Я.В., Захарова А.В.

РАЗВИТИЕ ВЕЛОСПОРТА В РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННО-СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТАХ

DEVELOPMENT OF CYCLING IN RUSSIA IN INFORMATION AND STRUCTURAL COMPONENTS

Аннотация

Авторы показывают развитие велоспорта в России в структуре детско-юношеского спорта с учетом регионального компонента. Проведенный информационный анализ показал региональный охват и культивируемость велоспорта в России по регионам. Представлены данные развития велоспорта в Краснодарском крае по муниципальным образованиям. Развитие велодвижения в подростковой среде выполняют важную социальную функцию – патриотического воспитания в регионе прежде всего. В субъектах Российской Федерации также, как и в Краснодарском крае складывается спортивное сообщество, состоящее из команд, клубов, секций спортсмены которых выезжают за честь субъекта РФ.

The authors show the development of cycling in Russia in the structure of children's and youth sports, taking into account the regional component. The information analysis carried out showed the regional coverage and cultivation of cycling in Russia by region. Data on the development of cycling in the Krasnodar region by municipalities are presented. The development of cycling among teenagers performs an important social function – patriotic education in the region, first of all. In the constituent entities of the Russian Federation, as well as in the Krasnodar Territory, a sports community is emerging, consisting of teams, clubs, and sections whose athletes compete for the honor of the constituent entity of the Russian Federation.

Ключевые слова

велоспорт; детско-юношеский спорт; спортивная школа; регион; информационный анализ.

cycling; children's and youth sports; sports school; region; information analysis.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подуфалов Н.Д., Шматко А.Д.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

PROBLEMS AND SOLUTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AND HIGH SCHOOL DIDACTICS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация

В настоящей статье авторы рассматривают проблемы и решения инновационного развития высшего образования в эпоху цифровой экономики, основные направления совершенствования дидактики высшего и профессионального образования в условиях инновационного развития и цифровой трансформации образования, продолжают разработку структурных разделов специальной дидактики высшего образования. Авторы подчеркивают важное значение разработки и внедрения эффективных технологий формирования цифровых компетенций педагогов и компетенций наставнической деятельности в процессе инновационного развития высшего образования, а также системности данной деятельности. В работе представлены обобщенные выводы, полученные в результате проведенного исследования в рамках выполнения государственного задания Российской академии образования на 2023 год по теме «Разработка теоретических и практических основ инновационного развития высшего образования и дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации», которые показывают на неразрывную связь дидактики высшей школы, инновационного развития высшей школы, технологического и инновационного развития регионов. Также отмечается, что методы и методики обучения, использующие цифровые, сетевые и другие инновационные технологии, должны основываться на дидактических закономерностях и принципах общей дидактики высшего образования.

In this article, the authors consider the problems and solutions of innovative development of higher education in the era of the digital economy, the main directions for improving didactics of higher and vocational education in the conditions of innovative development and digital transformation of education, and continue to develop structural sections of special didactics of higher education. The authors emphasize the importance of the development and implementation of effective technologies for the formation of digital competencies of teachers and competencies of mentoring activities in the process of innovative development of higher education, as well as the systematic nature of this activity. This paper presents generalized conclusions obtained as a result of the research carried out as part of the implementation of the state task of the Russian Academy of Education for 2023 on the topic «Development of theoretical and practical foundations for the innovative development of higher education and didactics of higher education in the context of digital transformation». The conclusions show the inextricable connection between higher education didactics, innovative development of higher education, technological and innovative development of regions. It is also noted that teaching methods and techniques using digital, network and other innovative technologies should be based on didactic laws and principles of general didactics of higher education.

Ключевые слова

цифровая трансформация; цифровые технологии; высшее образование, образовательные организации высшего образования; лидерство в области знаний; образовательные инновации; социальные инновации в вузах; концепция социальных инноваций; социальные технологии; дидактика; профессиональное образование.

digital transformation; digital technologies; higher education; educational organizations of higher education; knowledge leadership; educational innovation; social innovation in universities; concept of social innovation; social technology; didactics; vocational education.


Гаврилова М.А., Гагаев П.А.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

PRACTICE-ORIENTED TRAINING AS THE FOUNDATION FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF TEACHERS

Аннотация

В статье определяются проблемы формирования цифровых компетенций педагогов на каждой ступени профессиональной подготовки. Выделяются направления формирования цифровых компетенций. Предлагается практико-ориентированный подход при формировании цифровых компетенций педагогов. Описывается опыт апробации основных положений предложенного авторами подхода. Делается вывод о необходимости дальнейших исследований с учетом процесса цифровизации образования.

The article identifies the problems of developing digital competencies of teachers at each level of professional training. The directions for the formation of digital competencies are highlighted. A practice-oriented approach is proposed in the formation of digital competencies of teachers. The experience of testing the main provisions of the approach proposed by the authors is described. The conclusion is made about the need for further research taking into account the process of digitalization of education.

Ключевые слова

методика; цифровые компетенции; цифровые ресурсы; сочетание ресурсов и технологий.

мethodology; digital competencies; digital resources; combination of resources and technologies.


Хаймина Л.Э., Зеленина Л.И., Деменкова Е.А., Деменков М.Е., Хаймин Е.С., Федькушова С.И.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS' DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация

Проектное обучение, как одна из основных технологий процесса подготовки кадров для цифровой экономики, широко используется в образовательной деятельности. В статье рассматриваются междисциплинарные проекты, являющиеся результатом проектного обучения, основанного на применении интеллектуальных информационных технологий.

Project-based learning, as one of the main technologies of the process of training personnel for the digital economy, is widely used in educational activities. The article discusses interdisciplinary projects that are the result of project-based learning based on the use of intelligent information technologies.

Ключевые слова

проектное обучение; моделирование процесса; цифровые компетенции; интеллектуальные информационные технологии; проектно- исследовательская деятельность.

project-based learning; process modeling; digital competencies; intelligent information technologies, design and research activities.


Поличка А.Е.

ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

APPROACHES TO THE USE OF ICT TOOLS IN METHODOLOGICAL SYSTEMS OF TEACHING IN THE PREPARATION OF TEACHING STAFF

Аннотация

В работе представлено авторское видение современной проблематики развития и применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве вуза. Из широкой системы вопросов и понятий этой проблематики рассмотрены подходы развития и применения средств ИКТ в методических системах образовательного пространства подготовки кадров.

The paper presents the author's vision of the modern problems of the development and application of information and communication technologies (ICT) tools in the educational space of the university. From a wide system of questions and concepts of this problem, approaches to the development and application of ICT tools in methodological systems of the educational space of personnel training are considered.

Ключевые слова

средства информационных и коммуникационных технологий; авторская методическая система обучения учебной дисциплине; подготовка педагогических кадров.

means of information and communication technologies; the author's methodological system of teaching an academic discipline; training of teaching staff


Лопаткин В.М., Каракозов С.Д., Кошева Д.П., Москвина Т.Н.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

IMPLEMENTATION OF MENTORING IDEAS IN THE ACTIVITIES OF THE REGIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL PROJECT COOPERATION

Аннотация

Статья имеет научно-практическую направленность и содержит полезную для широкого круга педагогической общественности информацию, представляющую собой обобщение опыта Алтайского государственного педагогического университета по материалам выполненных ранее образовательных проектов разного уровня и актуальных на современном этапе стратегического развития образования и реализации национальных проектов в Российской Федерации. Основная цель настоящей статьи состоит в обобщении опыта реализации образовательных практик, базирующихся на концепции модерации как модели сетевого взаимодействия в образовательном пространстве на уровне региона. Представлены этапы реализации проектов, нацеленных на создание и совершенствование инфраструктуры школьно-педагогического округа в Алтайском крае, обеспечивающие взаимодействия на всех уровнях образования в регионе. Намечены перспективы развития и взаимодействия на межрегиональном уровне на основе полученных результатов.

The article has a scientific and practical orientation and contains information useful for a wide range of pedagogical community, which is a generalization of the experience of the Altai State Pedagogical University based on materials from previously completed educational projects of various levels and relevant at the current stage of strategic development of education and the implementation of national projects in the Russian Federation. The main purpose of this article is to summarize the experience of implementing educational practices based on the concept of moderation as a model of network interaction in the educational space at the regional level. The article presents the stages of implementation of projects aimed at creating and improving the infrastructure of the school-pedagogical district in Altai Krai, ensuring interaction at all levels of education in the region. The obtained results allow to effectively develop the system of education and interaction between pedagogical institutions in the region. The prospects for development and interaction at the interregional level are outlined.

Ключевые слова

образовательные системы; наставничество; педагогический вуз; модерация; подготовка педагогических кадров; школьно-педагогический округ.

educational systems; mentoring; pedagogical university; moderation; pedagogical training; school and pedagogical district.


Горлов С.И., Казиахмедов Т.Б., Афендикова М.Е.

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

PROBLEMS OF THE CONTENT AND METHODS OF TEACHING PROGRAMMING TO BACHELORS OF IT-TRAINING IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация

Статья посвящена содержанию и методам обучения программированию, которые позволяют продемонстрировать на практике возможности изучаемых языков, способов и средств организации взаимодействия между приложениями. В ней рассматривается разработка обучающимися программных продуктов и охватывают следующие основные разделы: алгоритмы, условные операторы и ветвления, циклы, массивы, графическое наполнение, анимация, взаимодействие с пользователем, стили программирования, классификация структур и алгоритмов поиска и сортировки, жадные алгоритмы, алгоритмы на графах и деревьях, визуализации данных и объектов. Для достижения педагогических целей авторы предлагает программировать реальные ситуации, решение которых требует использование структурного, функционального, логического, объектно-ориентированного стилей программирования и реализацию интеллектуальных логических игр при изучении функционального и логического стилей программирования.

The article is devoted to the content and methods of teaching programming, which make it possible to demonstrate in practice the possibilities of the languages being studied, ways and means of organizing interaction between applications. It examines the development of software products by students and covers the following main sections: algorithms, conditional operators and branching, loops, arrays, graphic content, animation, user interaction, programming styles, classification of structures and algorithms for searching and sorting, greedy algorithms, algorithms on graphs and trees, visualization of data and objects. To achieve pedagogical goals, the authors propose programming real situations, the solution of which requires the use of structural, functional, logical, object-oriented programming styles and the implementation of intelligent logic games, etc.

Ключевые слова

практическое обучение; игровые технологии; алгоритмизация; стили программирования; логические игры; игровые технологии обучения.

practical training; game technologies; algorithmization; programming styles; logic games; game learning technologies.


Домур-оол Ч.Д., Рагулина М.И., Удалов С.Р.

КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

A SET OF TASKS FOR PREPARING A FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHER TO WORK IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL INCLUSION

Аннотация

Инклюзивное образование выдвигает принципиально новые требования к профессиональным компетенциям педагогов. Как отмечается во многих исследованиях, ключевым аспектом проявления готовности педагога к образовательной инклюзии является формирование специальной инклюзивной компетентности. Цель статьи – проверить эффективность использования разработанного комплекса заданий, направленных на формирование инклюзивной компетентности будущего учителя информатики.

Inclusive education puts forward fundamentally new requirements for the professional competencies of teachers. As noted in many studies, the key aspect of the teacher's readiness for educational inclusion is the formation of special inclusive competence. The purpose of the article is to test the effectiveness of using the developed set of tasks aimed at forming the inclusive competence of a future computer science teacher.

Ключевые слова

образовательная инклюзия; дети с ограниченными возможностями здоровья; профессиональная подготовка педагога; инклюзивная компетентность.

educational inclusion; children with disabilities; teacher training; inclusive competence.


Назаров А.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА СВОБОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INTENSIFICATION OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE DURING THE TRANSITION TO FREE AND RUSSIAN SOFTWARE

Аннотация

В статье автор развивает идею проектирования педагогической технологии, которая в рамках учебного плана направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (математика, информатика) без дополнительных временных затрат позволяет сформировать у студентов дополнительные компетенции, адаптирующие их к профессиональной деятельности на новом качественном уровне с учётом необходимости перехода на свободное и отечественное программное обеспечение. Автор уточняет понятие педагогической технологии как процессной системы, обеспечивающей эффективную деятельность участников образовательного процесса на основе педагогических принципов, методов и современных средств обучения, имеющей вариативный и прогнозируемый характер. Автором приведено описание системных процессов на каждом из четырех уровней реализации технологии интенсификации. Представленная технология отражает системный, процессный и компетентностный подходы в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности.

In the article, the author develops the idea of designing pedagogical technology, which, within the framework of the curriculum of the training direction 44.03.05 Pedagogical education (mathematics, computer science), without additional time costs, allows students to develop additional competencies that adapt them to professional activities at a new qualitative level, taking into account the need for transition but free and domestic software. The author clarifies the concept of pedagogical technology as a process system that ensures the effective activities of participants in the educational process based on pedagogical principles, methods and modern teaching aids, which has a variable and predictable nature. The author provides a description of system processes at each of the four levels of implementation of intensification technology. The presented technology reflects systemic, process and competency-based approaches in their logical relationship and interdependence.

Ключевые слова

педагогическая технология; интенсификация; процессная система; компетенции; свободное и российское программное обеспечение; профессиональная подготовка.

educational technology; intensification; process system; competencies; free and Russian software; professional training.


Тарасова З.Г., Антонова А.А.

ОБУЧЕНИЕ ОРДИНАТОРОВ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ШКОЛА ДИАБЕТА» И КАБИНЕТ «ДИАБЕТИЧЕСКАЯ СТОПА» В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.17 ДЕТСКАЯ ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

TRAINING OF RESIDENTS IN ELECTIVE DISCIPLINE «DIABETES SCHOOL» AND «DIABETIC FOOT» ROOM IN THE CONTEXT OF THE SPECIALTY 31.08.17 CHILDREN'S ENDOCRINOLOGY

Аннотация

В работе представлена учебная дисциплина «Школа диабета» и кабинет «Диабетическая стопа» для специальности ординатуры 31.08.17 «Детская эндокринология». Целью освоения дисциплины «Школа диабета» и кабинет «Диабетическая стопа» является систематизирование и совершенствование теоретических знаний у ординаторов по разделу «Сахарный диабет у детей» и освоение методов обучения пациентов и их родителей (законных представителей) возможностям самоконтроля, диетического питания, оказания доврачебной неотложной помощи, профилактики осложнений при сахарном диабете у детей. Рассмотрены формы электронного обучения, используемые в учебном процессе на базе информационных и коммуникационных технологий.

The paper presents the academic discipline «School of Diabetes» and the office «Diabetic Foot» for the specialty of residency 31.08.17 «Pediatric Endocrinology». The purpose of mastering the discipline «School of Diabetes» and the cabinet «Diabetic Foot» is to systematize and improve theoretical knowledge on the section «Diabetes mellitus in children» and to master the methods of teaching patients and their parents (legal representatives) methods of self-control, dietary nutrition, first aid emergency, prevention of complications in diabetes mellitus in children. The forms of e-learning used in the educational process based on information and communication technologies are considered.

Ключевые слова

ординатура; эндокринология; учебная дисциплина; сахарный диабет; школа диабета; информационные и коммуникационные технологии.

residency; endocrinology; academic discipline; diabetes mellitus; diabetes school; information and communication technologies.


Богданьянц М.В.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ»: ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРДИНАТУРЫ И НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ

BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION IN PEDIATRICS: A WAY TO IMPROVE RESIDENCY AND NEW OPPORTUNITIES

Аннотация

В статье описываются результаты сравнительного анализа основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.19 Педиатрия с новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по данной специальности. Основная профессиональная образовательная программа реализуется с 01 сентября 2023 г. в Астраханском государственном медицинском университете на кафедрах педиатрического профиля. Продемонстрированы практикоориентированность, сформированность указанной программы с учетом потребностей рынка труда, регионального здравоохранения, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствие ее объема и структуры действующему федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. Рассмотрены возможности электронной информационной образовательной системы, применяемой в процессе обучения.

The article describes the results of a comparative analysis of the main professional educational program of higher education – the program for training highly qualified personnel in residency in the specialty 31.08.19 «Pediatrics» with the new federal state educational standard of higher education in this specialty. The main professional educational program has been implemented since September 01, 2023 at the Astrakhan State Medical University in the departments of pediatric profile. The practice, the formation of this program, taking into account the needs of the labor market, regional health care, the requirements of federal executive bodies and the compliance of its volume and structure with the current federal state educational standard of higher education, are demonstrated. The possibilities of the electronic information educational system used in the learning process are considered.

Ключевые слова

педиатрия; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО); основная профессиональная образовательная программа (ОПОП); компетенции; виды и сферы деятельности.

pediatrics; the Federal state educational standard for higher education; the main professional educational program; competencies; types and areas of activity.


Антонова А.А.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN RESIDENCY ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE «DISEASES OF YOUNG CHILDREN»

Аннотация

В статье представлена учебная дисциплина «Заболевания детей раннего возраста» для специальности ординатуры 31.08.19 «Педиатрия». Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся специалистов углубленных теоретических знаний, расширенных практических умений и навыков по педиатрии, формирование способности на основании клинических, лабораторных, инструментальных и диагностических критериев своевременно выявлять заболевания, характерные для раннего детского возраста и предпринимать комплекс мер, направленных на профилактику и организацию помощи данной категории больных. Рассмотрены также формы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии, применяемые при изучении представленной дисциплины.

The article presents the academic discipline «Diseases of Young Children» for the residency specialty 31.08.19 «Pediatrics». The purpose of mastering the discipline is the formation of in-depth theoretical knowledge, expanded practical skills and skills in pediatrics, the formation of the ability, based on clinical, laboratory, instrumental and diagnostic criteria, to detect diseases characteristic of early childhood in a timely manner and take a set of measures aimed at prevention and organization of care for this category of patients. The forms of e-learning and distance learning technologies used in the study of the presented discipline are also considered.

Ключевые слова

заболевания детей; ранний возраст; программа, ординаторы; электронное обучение; дистанционные образовательные технологии.

diseases of children; early age; program; residents; e-learning; distance learning technologies.


Табачук Н.П.

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ СТУДЕНТАМИ ОТКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

IMPLEMENTATION OF ACADEMIC DISCIPLINES WITH PRESENTATION OF OPEN EDUCATIONAL MATERIALS BY STUDENTS

Аннотация

В статье акцентируется внимание на современных подходах к получению образовательных результатов студентами вуза. Рассматриваются учебные дисциплины, в реализации которых существует возможность представления студентами открытых учебных материалов как образовательных результатов. Выделяются цифровые инструменты и технологии для разработки открытых учебных материалов студентами вуза. Описывается педагогические опыт и приведены примеры отрытых учебных материалов, разработанных студентами направления подготовки «Педагогическое образование» как будущих учителей, которые их используют в период педагогической практики в школе и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Цель исследования: описать опыт реализации учебных дисциплин с представлением студентами открытых учебных материалов как образовательных результатов. Результатами исследования являются: выборка дисциплин, в рамках которых существует возможность представления студентами открытых учебных материалов; подборка цифровых инструментов и технологий для разработки открытых учебных материалов; примеры отрытых учебных материалов. Опосредованным результатом исследования является преобразование образовательных результатов студентов в проекты и стартапы в студенческой среде и подготовка для трансляции опыта проектной деятельности в школьном сообществе. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями и преподавателями вузов для реализации учебных дисциплин на современных подходах к получению образовательных результатов студентами вуза.

The article focuses on modern approaches to obtaining educational results by university students. Academic disciplines are considered, in the implementation of which there is the possibility of students presenting open educational materials as educational results. Digital tools and technologies are highlighted for the development of open educational materials by university students. Pedagogical experience is described and examples of open educational materials developed by students of the «Pedagogical Education» training direction as future teachers are given, who use them during teaching practice at school and subsequently in their professional activities. Purpose of the study: to describe the experience of implementing academic disciplines with students presenting open educational materials as educational results. The results of the study are: a selection of disciplines within which it is possible for students to present open educational materials; a selection of digital tools and technologies for the development of open educational materials; examples of open educational materials. The indirect result of the study is the transformation of students' educational results into projects and start-ups in the student environment and preparation for transferring the experience of project activities in the school community. The practical significance of the study lies in the fact that the research materials can be used by teachers and university professors to implement academic disciplines using modern approaches to obtaining educational results by university students.

Ключевые слова

образовательные результаты; открытые учебные материалы; цифровые инструменты и технологии для разработки открытых учебных материалов.

educational outcomes; open learning materials; digital tools and technologies for developing open learning materials.


Карелина М.В.

ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

JUSTIFICATION OF LEVELS OF ASSESSMENT OF RESULTS OF STUDENTS' COMPETENCE FORMATION IN THE FIELD OF PROFESSIONAL ACTIVITY AT APPLICATION OF HIGH-TECH TRAINING EQUIPMENT IN THE PROCESS OF TRAINING

Аннотация

В статье на примере курса «Технология транспортных процессов» Российского университета транспорта рассмотрены уровни сформированности компетентности кадров в области профессиональной деятельности при использовании высокотехнологичного тренажерного оборудования. Описаны различные подходы исследователей к термину «компетентность». Сформулированы выводы о характеристиках трех уровней компетентности кадров транспортного вуза в области профессиональной деятельности с применением высокотехнологичных средств обучения.

In the article on the example of the course «Technology of transport processes» of the Russian University of Transport the levels of formation of competence of personnel in the field of professional activity in the use of high-tech training equipment are considered. Different approaches of researchers to the term «competence» are described. The conclusions about the characteristics of three levels of competence of personnel of transport university in the field of professional activity with the use of high-tech training equipment are formulated.

Ключевые слова

компетентность; обоснование; возможности; применение; уровни; тренажерное оборудование.

competence; justification; possibilities; application; levels; training equipment.


Тельнюк И.В., Тузкова Ю.В.

РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ФАРМАКОЛОГИИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

EFFICIENT USE OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE DEPARTMENT OF PHARMACOLOGY AS A RESPONSE TO MODERN CHALLENGES IN THE CONDITIONS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация

В статье затронуты вопросы внедрения электронной информационно-образовательной среды кафедры фармакологии в учебный процесс медицинского вуза. Описаны результаты исследования проблем эффективности использования электронных ресурсов, а также опыт дистанционного обучения студентов посредством интерактивных учебных материалов и электронных платформ. Выявлены недостатки и ориентиры совершенствования электронной образовательной среды кафедры фармакологии медицинского вуза для повышения эффективности, доступности и индивидуализации образовательного процесса.

The article touches upon the issues of introducing an electronic information and educational environment of the Department of Pharmacology into the educational process of a medical university. The results of a study of the problems of the efficiency of using electronic resources, as well as the experience of distance learning of students through interactive educational materials and electronic platforms are described. The shortcomings and guidelines for improving the electronic educational environment of the department of pharmacology of a medical university have been identified to increase the efficiency, accessibility and individualization of the educational process.

Ключевые слова

электронная информационно-образовательная среда; технологии электронного обучения; качество образования; результаты качества образования; обучение фармакологии; кафедра фармакологии; медицинский вуз.

electronic information and educational environment; e-learning technologies; quality of education; results of quality of education; pharmacology training; pharmacology department; medical university.


Космодемьянова А.А., Бергардт К.В., Дерябина И.А.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

ANALYSIS OF THE MODERN RUSSIAN SITUATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация

В статье проведен анализ 20 крупнейших российских вузов, осуществляющих строительную подготовку, с целью выяснения, как в них организовано обучение в системе дополнительной профессиональной переподготовки. Рассмотрен пример организации системы дополнительного профессионального образования в Институте строительства и архитектуры Уральского федерального университета, в рамках которой осуществляется персонализация обучения средствами реализации индивидуальных образовательных маршрутов и формирования гибких учебных графиков в условиях информационно-образовательной среды университета.

The article analyzes the 20 largest Russian universities providing construction training in order to find out how they organize training in the system of additional professional retraining. An example of the organization of a further education system at the Institute of Construction and Architecture of the Ural Federal University is considered, within the framework of which personalization of training is carried out by means of implementing individual educational routes and the formation of flexible training schedules in the information and educational environment of the university.

Ключевые слова

система дополнительного профессионального образования; индивидуальные образовательные маршруты; гибкие учебные графики.

system of additional professional education; individual educational routes; flexible study schedules.


Газетдинов Р.Р., Онина С.А., Абдулгафарова Г.Х.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ГРАФИКОВ ТИТРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ MS EXCEL

FEATURES OF CONSTRUCTION AND PROCESSING OF TITRATION GRAPHS USING MS EXCEL PROGRAM

Аннотация

Предложен возможный алгоритм использования табличного процессора MS Excel для графической обработки результатов эксперимента методами статистики при изучении дисциплины «Аналитическая химия» по направлению 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата). Использование предложенного подхода в преподавании аналитической химии при реализации направлений высшего образования по ФГОС ВО позволяет формировать ряд необходимых компетенций выпускника, связанных с компьютерными технологиями.

A possible algorithm for using the MS Excel spreadsheet processor for graphical processing of experimental results using statistical methods when studying the discipline «Analytical Chemistry» in the direction of 04.03.01 Chemistry (undergraduate level) is proposed. The use of the proposed approach in teaching analytical chemistry in the implementation of higher education areas according to the Federal State Educational Standard of Higher Education makes it possible to develop a number of necessary graduate competencies related to computer technology.

Ключевые слова

аналитическая химия; статистическая обработка данных; график титрования; программа, Excel.

analytical chemistry; statistical data processing; titration schedule; program; Excel.


Федосов А.Ю., Елисеева Д.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ АДАПТИВНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS TO THE APPLICATION OF ADAPTIVE COMPUTER TESTING OF KNOWLEDGE IN E-LEARNING

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению различных аспектов подготовки педагогов к использованию в профессиональной деятельности адаптивного компьютерного тестирования с индивидуальной коррекцией знаний при реализации технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках специальной учебной дисциплины при реализации магистерских программ по направлениям 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Обоснована актуальность включения в содержание специализированной дисциплины изучения адаптивных алгоритмов тестирования, особенностей изложения учебного контента и построения адаптивного алгоритма тестирования знаний по заданным разделам учебной дисциплины, а также включение соответствующих практик в содержание учебной и научно-исследовательской деятельности студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.

The article is devoted to the consideration of various aspects of preparing teachers for the use in professional activities of adaptive computer testing with individual correction of knowledge in the implementation of e-learning technologies and distance educational technologies within the framework of a special academic discipline in the implementation of master's programs in the areas of 44.04.01 Pedagogical education, 44.04.02 Psychological- pedagogical education and 44.04.03 Special (defectological) education. The relevance of including in the content of a specialized discipline the study of adaptive testing algorithms, features of the presentation of educational content and the construction of an adaptive algorithm for testing knowledge in given sections of the academic discipline, as well as the inclusion of relevant practices in the content of educational and research activities of students using distance educational technologies is substantiated.

Ключевые слова

электронное обучение; обучение с использованием дистанционных образовательных технологий; подготовка магистра педагогического образования; информационно-образовательная среда; адаптация; компьютерное тестирование.

e-learning; training using distance educational technologies; preparation of a master's degree in teacher education; information and educational environment; adaptation; computer testing.


Бессонова О.А., Миронова Л.И.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

GAME TEACHING METHODS AS A FACTOR IN INCREASING MOTIVATION IN THE PROCESS OF CONSTRUCTION TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация

В данной статье описаны электронные образовательные ресурсы с элементами игрофикации, выполнен анализ применения элементов игрофикации, приведены выводы по выполненной работе. Игрофикация образовательного процесса позволяет улучшить восприятие учебных материалов, способствует формированию профессиональных компетенций, повышению эффективности деятельности преподавателя, вовлеченности в учебный процесс как студентов, так и преподавателей. ЭОР с элементами игрофикации позволяет оптимальным образом развивать умения общения, самоорганизации, самодисциплины. Актуальность предлагаемого подхода возрастает в процессе цифровой трансформации образования.

This article describes electronic educational resources with gamification elements, analyzes the use of gamification elements, and provides conclusions on the work performed. Gamification of the educational process makes it possible to improve the perception of educational materials, contributes to the formation of professional competencies, increasing the effectiveness of the teacher’s activities, and the involvement of both students and teachers. EER with gamification allows you to optimally master communication skills, self-organization, and self- discipline. The relevance of the proposed approach is increasing in the process of digital transformation of education.

Ключевые слова

игрофикация; обучение игрой; творческий потенциал преподавателя; компетенция; образовательный процесс; метод обучения; инновации; электронные образовательные ресурсы.

gamification; game learning; teacher creativity; competence; educational process; teaching method; innovation; electronic educational resources.


Самерханова Э.К., Круподерова Е.П.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ШКОЛ

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TECHNOLOGICAL TEACHERS BASED ON ANALYSIS OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF SCHOOLS

Аннотация

Цель исследования – обоснование способов сопровождения учителей технологического профиля на основе анализа педагогического опыта школ. В статье представлены результаты опроса нижегородских учителей с целью выявления их профессиональных потребностей, дефицитов и профицитов в области сквозных цифровых технологий. Проанализированы результаты, выстроена система сопровождения учителей с использованием возможностей университетского технопарка универсальных педагогических компетенций.

The purpose of the study is to substantiate ways to support technology teachers based on an analysis of the teaching experience of schools. The article presents the results of a survey of Nizhny Novgorod teachers in order to identify their professional needs, deficits and surpluses in the field of end-to- end digital technologies. The results were analyzed and a teacher support system was built using the capabilities of the university technology park of universal pedagogical competencies.

Ключевые слова

сопровождение; сквозные цифровые технологии; технопарк универсальных педагогических компетенций; искусственный интеллект (ИИ); виртуальная реальность (VR); дополненная реальность (AR); робототехника.

support; end-to-end digital technologies; technology park of universal pedagogical competencies; artificial intelligence; virtual reality; augmented reality; robotics.


Садыкова А.Р., Трухманов Д.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗРАБОТКЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

METHODOLOGICAL ASPECTS FOR TEACHING THE DEVELOPMENT OF NEURAL NETWORKS IN A SCHOOL COMPUTER SCIENCE COURSE

Аннотация

Статья посвящена активно развивающейся новой технологии – нейронной сети или нейросети, ее преимуществах, недостатках при применении в образовательном процессе. Рассматриваются методические аспекты организации учебной деятельности учащихся по созданию и реализации нейронной сети для распознавания изображений.

The article deals with an actively developing new technology – a neural network or neural network, its advantages, disadvantages when used in the educational process. The methodological aspects of organizing students' educational activities to create and implement a neural network for image recognition are considered.

Ключевые слова

методические аспекты обучения; нейронная сеть; образовательные технологии; распознавание текста изображения; искусственный интеллект (ИИ).

methodological aspects of teaching; neural network; educational technologies; image text recognition; artificial intelligence.


Топчий И.В.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

DESIGNING A DIGITAL SOCIAL COMMUNICATION PLATFORM FOR FUTURE ARCHITECTS

Аннотация

Целью данной работы является разработка рекомендаций для создания открытой образовательной среды в архитектурном вузе, имеющей социально-культурные коммуникации с группами субъектов, обладающих устойчивыми интересами в сфере архитектуры и строительства, которая участвует в формировании у студентов социально-культурной компетенции. Выявлено, что субъектами социально-культурных образовательных коммуникаций в архитектуре являются будущие и начинающие архитекторы, обучающиеся на всех уровнях системы непрерывного архитектурного образования, а также другие члены проектных коллективов. Цифровая платформа создается для информирования студентов об образовательных инициативах и мероприятиях в городском пространстве, позволяет провести отбор информации в соответствии с целями, составом социальных партнеров, формами образовательного взаимодействия и учетом психолого-педагогических характеристик этапа профессионального архитектурного обучения.

The purpose of this work is to develop recommendations for creating an open educational environment in an architectural university that has socio- cultural communications with groups of subjects with stable interests in the field of architecture and construction, which participates in the formation of students' socio-cultural competence. It is revealed that the subjects of socio-cultural educational communications in architecture are future and novice architects studying at all levels of the system of continuing architectural education, as well as other members of design teams. The digital platform is being created to inform students about educational initiatives and events in the urban space, allows for the selection of information in accordance with the goals, composition of social partners, forms of educational interaction and taking into account the psychological and pedagogical characteristics of the stage of professional architectural training.

Ключевые слова

социально-коммуникативная компетенция; проектирование коммуникационной платформы; социально-культурные практики; открытое образовательное пространство; внешние образовательные коммуникации; инверсия профессиональных знаний.

social and communicative competence; design of a communication platform; socio-cultural practices; open educational space; external educational communications; inversion of professional knowledge.


Майер Р.В.

ОБ ИЗУЧЕНИИ МЕТОДА КЛЕТОЧНЫХ АВТОМАТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ON THE STUDY OF THE CELLULAR AUTOMATA METHOD AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация

Предложены три компьютерные программы, позволяющие получить ковер Серпинского, промоделировать размножение бактерий и автоволновые процессы (распространение, аннигиляцию, дифракцию, образование спиральных волн и т.д.) с помощью детерминированных и вероятностных клеточных автоматов.

Three computer programs that make it possible to obtain a Sierpinski carpet, simulate bacterial reproduction and autowave processes (propagation, annihilation, diffraction, formation of spiral waves, etc.) using deterministic and probable cellular automata are proposed.

Ключевые слова

автоволны; игра «Жизнь»; информатика; клеточный автомат; обучение; программирование; размножение бактерий.

autowaves; the game «Life», computer science; cellular automaton; learning; programming; bacterial reproduction.


Казиахмедов Т.Б., Симурзина Е.А., Яламов Г.Ю.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНОГО И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

METHODOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING PROGRAMMING BACHELORS IN THE TRAINING AREA «COMPUTER SCIENCE AND COMPUTING TECHNOLOGY»

Аннотация

Статья посвящена анализу опыта и практики обучения программированию, содержанию и методам обучения программированию студентов направлений подготовки в области информационных технологий, которые позволяют продемонстрировать на практике возможности изучаемых языков в разработке программных комплексов и информационных систем. Предлагаемый нами подход основан на изучении не только языков, но и форм взаимодействия модулей и внешних приложений, методам реализации баз данных и моделей знаний для разрабатываемых программ. Для достижения педагогических целей авторы предлагает обучению студентов программированию на основе многоязычного подхода.

The article is devoted to the analysis of the experience and practice of teaching programming, content and methods of teaching programming to students in the field of training in the field of information technology, which make it possible to demonstrate in practice the capabilities of the languages studied in the development of software complexes and information systems. Our approach is based on learning not only languages, but also forms of interaction between modules and external applications, methods of implementing databases and knowledge models for developed programs. To achieve pedagogical goals, the authors offer teaching students programming based on a multilingual approach.

Ключевые слова

стили программирования; многоязычное программирование; взаимодействие модулей приложений; активизация внешних модулей; сетевое программирование.

programming styles; multilingual programming; interaction of application modules; activation of external modules, network programming.


Мирзоев М.С., Джонмахмадов И.Т., Тагоев З.З.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

PRACTICAL AND ORIENTED TRAINING IN COMPUTER SCIENCE IN SECONDARY SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Аннотация

В статье излагается значимость практико-ориентированного подхода к обучению школьному курсу «Информатика» в системе среднего общего образования, обеспечивающего внутреннюю мотивацию к учению, формированию информационной и алгоритмической культуры личности и развитию практической, самостоятельной деятельности учащихся в предметной области «Информатика». На практическом уровне рассматривается информационно-технологическое решение задачи мониторинга пассажирских поездов в республике Таджикистан средствами MS Office (LibreOffice).

The article sets out the significance of a practical-oriented approach to teaching the school «Informatics» in the system of secondary general education and ensures internal motivation for learning, the formation of the information and algorithmic culture of the individual and the development of the practical, independent activity of students in the subject area “Informatics”. At the practical level, the information and technological solution to the problem of monitoring passenger trains in the Republic of Tajikistan by MS Office (LibreOffice) is considered.

Ключевые слова

школа; обучение; информатика; практико-ориентированное, АИС; СУБД; MS Office; Visual Basic for Application; макросы; результат.

School; education; Informatics; Practical-oriented, AIS; DBMS; MS Office; Visual Basic for Application; macros; result.


Ромашина Е.Ю., Ситникова Л.Д., Ситникова Е.А.

ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

ACHIEVING EDUCATIONAL RESULTS FOR SCHOOLCHILDREN USING DIGITAL LEARNING TOOLS: METHODOLOGICAL CONSTRUCTOR2

Аннотация

Представлены результаты разработки «методического конструктора» – информационной системы, которая помогает учителю- предметнику осуществить педагогический дизайн урока и позволяет подобрать задания с использованием цифровых инструментов по 8 школьным предметам. В статье изложены итоги теоретического и эмпирического исследования, позволившего обосновать необходимость создания конструктора, выработать его концептуальные основы и алгоритм функционирования, определить общую структуру и содержание отдельных компонентов.

The authors present a «methodological constructor» – an information system that helps the teacher implement the pedagogical design of a lesson and allows him (her) to select tasks using digital tools in 8 school academic disciplines. The article presents the results of theoretical and empirical research, which made it possible to substantiate the need to create this constructor, develop its conceptual foundations and operating algorithm, and determine the general structure and content of individual components.

Ключевые слова

метапредметные результаты; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО); учитель; учащиеся; цифровые инструменты; информационная система.

meta-subject results; the Federal state educational standard for basic general education; teacher, students; digital tools; information system.


Черенова Л.П., Василькова В.В., Аракельян Р.С., Авезова Н., Ахмадова А.Ш.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОРДИНАТОРОВ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИИ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ СПЕЦИАЛИТЕТА «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»

RESEARCH WORK OF RESIDENTS OF THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES AND EPIDEMIOLOGY OF ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY IN THE CURRICULUM OF THE SPECIALTY «INFECTIOUS DISEASES»

Аннотация

В статье изучается и описывается программа научно- исследовательской работы ординаторов кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Астраханского государственного медицинского университета по специальности «Инфекционные болезни». В результате реализации научно-исследовательской работы ординаторы получают знания, необходимые им в дальнейшем для работы в практическом здравоохранении, а также в выполнении научных и научно-исследовательских работ с использованием информационных и коммуникационных технологий.

The article studies and describes the program of research work of residents of the Department of Infectious Diseases and Epidemiology of The Astrakhan State Medical University in the specialty «Infectious diseases». As a result of the implementation of research work, residents receive the knowledge they need in the future to work in practical healthcare, as well as in carrying out scientific and research work.

Ключевые слова

инфекционные болезни; клинические ординаторы; рабочая программа; научная работа; информационные и коммуникационные технологии; научная практика.

information and communication technologies;in fectious diseases; clinical residents; work program; scientific work; scientific practice.


Аракельян Р.С., Магомедова М.Ш., Василькова В.В., Элесханова А.М., Шихрагимова Р.Р.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИНФЕКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM ADVANCED TRAINING «INFECTIONS RELATED TO THE PROVISION OF MEDICAL CARE» IN THE CURRICULUM OF THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES AND EPIDEMIOLOGY OF ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация

Дана характеристика дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи», а также показана ее роль в плане обучения врачей эпидемиологов, согласно учебного плана кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Астраханского государственного медицинского университета на дополнительном профессиональном образовании. Приведены средства информационных и коммуникационных технологий, применяемые в учебном процессе.

The characteristics of the additional professional training program «Infections associated with the provision of medical care» are given, and its role in the plan of training epidemiologists is shown, according to the curriculum of the Department of infectious diseases and epidemiology of the Astrakhan State Medical University on additional professional education. The means of information and communication technologies used in the educational process are given.

Ключевые слова

внутрибольничные инфекции; преподавание; учебные часы, лекции; практические занятия; зачет; информационные и коммуникационные технологи.

nosocomial infections; teaching; study hours; lectures; practical classes; credit; information and communication technologies.


Татжикова К.А., Поддубная К.М., Вишнякова Е.В., Сологова С.С., Маргарян А.Г.

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОЛОГИИ СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

STUDENTS' ASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF INTRODUCING INNOVATIVE TEACHING METHODS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE DEPARTMENT OF PHARMACOLOGY OF SECHENOV UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассматривается международный опыт применения инновационных методик преподавания, таких как активное обучение, «Перевернутый класс», трехуровневый подход к обучению, геймификация, технологий виртуальной реальности, онлайн-обучение в образовательном процессе у студентов провизоров и медиков по дисциплине «Фармакология». Дается оценка студентами возможности внедрения данных методик с использованием информационных и коммуникационных технологий в процесс преподавания дисциплины «Фармакология» в Сеченовском университете.

The article examines the international experience of using innovative teaching methods, such as Active Learning, Flipped Class, Trilayer Approach of Teaching, gamification, virtual reality technologies, online learning, in the educational process of Pharmacology students and physicians. Students assess the possibility of introducing these methods using information and communication technologies into the teaching process of the discipline «Pharmacology» at Sechenov University.

Ключевые слова

фармакология; фармация; методики преподавания; виртуальная реальность; геймификация; онлайн-обучение; информационные и коммуникационные технологии.

pharmacology; pharmacy; teaching methods; virtual reality; gamification; online training; information and communication technologies.


Самохвалова Е.А.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR INTEGRATING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в высшем образовании, целью является оценка эффективности инструментов ИИ в учебном процессе. Проанализированы основные направления применения ИИ в образовании и предложена модель их интеграции. Результаты экспериментов с чат-ботом подтверждают их эффективность, раскрывая ключевые преимущества и ограничения технологий ИИ в образовании.

This article explores the prospects of artificial intelligence (AI) technology in higher education, aiming to assess the effectiveness of AI tools in student learning. It analyzes the main directions of AI application in education and proposes a model for their integration. Experimental results with a chatbot confirm its effectiveness, revealing key advantages and limitations of AI technologies in education.

Ключевые слова

искусственный интеллект; образование; информационные технологии; эффективность обучения; чат-боты.

artificial intelligence; education; information technology; learning efficiency; chatbots.


Сурат Л.И., Вострокнутов И.Е., Григорьев С.Г., Макеев Д.М., Гоголева М.М.

ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

POSSIBILITIES FOR AUTOMATING THE TEACHER'S WORK IN DEVELOPING WORK PROGRAMS AND EDUCATIONAL CONTENT THROUGH THE APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE SYSTEMS

Аннотация

Статья посвящена применению современных средств искусственного интеллекта в образовательных учреждениях высшего образования. Рассмотрены основные аспекты применения систем искусственного интеллекта в образовании. Проведен анализ возможностей средств NLP и Chat GPT для использования в образовательном процессе. Показано на конкретном примере, как могут быть использованы средства Chat GPT в разработке рабочих программ вуза и образовательного контента.

The article is devoted to the use of modern artificial intelligence tools in educational institutions of higher education. The main aspects of the use of artificial intelligence systems in education are considered. An analysis of the capabilities of NLP and Chat GPT tools for use in the educational process was carried out. It is shown with a specific example how Chat GPT tools can be used in the development of university work programs and educational content.

Ключевые слова

искусственный интеллект; системы искусственного интеллекта в образовании; NLP, Chat GPT; разработка рабочих программ средствами Chat GPT; разработка образовательного контента средствами Chat GPT.

artificial intelligence; artificial intelligence systems in education; NLP; Chat GPT; development of work programs using Chat GPT; development of educational content using Chat GPT.

РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рыжова Н.И., Государев И.Б.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ

THE INFLUENCE OF DIGITALIZATION ON THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF THE COUNTRY

Аннотация

Гражданская идентичность и ее становление – неотъемлемый фактор развития общества, важнейший элемент политики государства и предмет актуальных педагогических исследований. Формирование гражданской идентичности молодежи на современном этапе происходит в условиях цифровизации с учетом требований, предъявляемых государством в связи с необходимостью достижения технологического суверенитета России. Работа содержит анализ факторов защиты и укрепления российских духовно-нравственных ценностей, обеспечения устойчивости национально- государственной и гражданской идентичностей российской молодежи, особенностей их формирования в эпоху цифровой трансформации российского общества и образования в контексте достижения технологического суверенитета страны.

Civic identity and its formation are an integral factor in the development of society, an important element of state policy and the subject of current pedagogical research. The formation of the civic identity of young people at the present stage occurs in the context of digitalization, taking into account the requirements imposed by the state in connection with the need to achieve the technological sovereignty of Russia. The work contains an analysis of the factors of protecting and strengthening Russian spiritual and moral values, ensuring the sustainability of the national-state and civil identities of Russian youth, the features of their formation in the era of digital transformation of Russian society and education in the context of achieving the country's technological sovereignty.

Ключевые слова

гражданская идентичность; духовно-нравственные ценности; цифровизация социума; технологический суверенитет; деятельностный подход.

civic identity; spiritual and moral values; digitalization of society; technological sovereignty; activity approach.


Герова Н.В., Димова А.Л.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

HEALTH SAVING OF USERS UNDER EXTREME IMPACTS OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация

Статья посвящена негативным последствиям экстремального воздействия цифровых технологий на организм пользователя, а также мерам по обеспечению безопасности его здоровья. Приведены определения понятий кратковременного и длительного негативного воздействия средств цифровых технологий на организм пользователя. Раскрыта динамика параметров его организма в ответ на воздействие экстремальных факторов. Представлены методические рекомендации по предотвращению и нейтрализации негативных последствий для здоровья пользователя-будущего оператора роботизированных интеллектуальных систем для реализации в образовательной и профессиональной деятельности.

The article is devoted to the negative consequences of the extreme impact of digital technologies on the user’s body, as well as measures to ensure the safety of his health. Definitions of the concepts of short-term and long-term negative effects of digital technologies products on the user’s body are given. The dynamics of the parameters of his body in response to the influence of extreme factors is revealed. Methodological recommendations are presented for the prevention and neutralization of negative consequences for the health of the user-future operator of robotic intelligent systems for implementation in educational and professional activities.

Ключевые слова

пользователь; цифровые технологии (ЦТ); оператор; роботизированные интеллектуальные системы; экстремальное воздействие; негативные последствия; меры; предотвращение; нейтрализация.

user; digital technologies; operator; robotic intelligent systems; extreme exposure; negative consequences; measures; prevention; neutralization.


Крупская Т.С., Кукушкина И.Н., Калягин А.Н.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К УСЛОВИЯМ ПАНДЕМИИ

INTERNATIONAL COOPERATION OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY: MODERN CHALLENGES AND ABILITY TO ADAPT TO PANDEMIC CONDITIONS

Аннотация

Целью работы стало представление собственного опыта крупного регионального медицинского вуза по международной деятельности в образовательной и научно-исследовательской сферах в жёстких условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В статье приведены основные проблемы, возникшие в сфере международного научно-технического сотрудничества в высшей школе в период с начала пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, рассмотрены новые форматы сотрудничества, которые были внедрены международной службой Иркутского государственного медицинского университета в целях сохранения существующих партнерских связей, поддержки мотивации студентов, потенциальных участников международной академической мобильности, к продолжению изучения иностранного языка, а также результаты, которых удалось достичь благодаря скоординированной работе, своевременно принятым мерам и поддержке иностранных партнеров. Осуществление международной деятельности, безусловно, способствует повышению рейтинга университета, его интеграции в мировое образовательное и научное пространство, и это актуальная задача для всего мирового сообщества. Отмечено, что пандемия диктует свои экстремальные условия, что способствует всестороннему развитию университета, поиску новых инструментов и форм для эффективной реализации международных проектов, проведения современной образовательной, инновационной и научно- исследовательской активности.

The purpose of the work was to present the own experience of a large regional medical university in international activities in the educational and research fields in the harsh conditions of the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19. The article presents the main problems that have arisen in the field of international scientific and technical cooperation in higher education since the beginning of the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19, considers new formats of cooperation that have been introduced by the international service of the Irkutsk State Medical University in order to maintain existing partnerships, supporting the motivation of students, potential participants in international academic mobility, to continue learning a foreign language, as well as the results that have been achieved thanks to coordinated work, timely measures taken and the support of foreign partners. The implementation of international activities, of course, helps to increase the university's rating, its integration into the world educational and scientific space, and this is an urgent task for the entire world community. It is noted that the pandemic dictates its extreme conditions, which contributes to the comprehensive development of the university, the search for new tools and forms for the effective implementation of international projects, modern educational, innovative and research activities.

Ключевые слова

высшее образование; пандемия COVID-19; международное сотрудничество; академическая мобильность; виртуальная мобильность; физическая мобильность; программа обмена: информационные технологии.

higher education; COVID-19 pandemic; international cooperation; academic mobility; virtual mobility; physical mobility; exchange program; IT.


Овчинников Ю.Д., Никитина М.А., Ерофеев А.Ю.

ФИДЖИТАЛ СПОРТ: НОВЫЙ ИГРОВОЙ ФОРМАТ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦИФРОВОГО ДВОЕБОРЬЯ

DIGITAL SPORTS: A NEW GAME FORMAT OF FUNCTIONAL-DIGITAL DUATHLON

Аннотация

Спорт в России в условиях развития цифрового общества становится многофункциональной социальной средой. Внедряются не только проектные технологии в спорт, но и происходит его брендирование. В статье рассматривается фиджитал как новый вид спорта, официально признанного в России 31 января 2023 г. и представляющего собой функционально-цифровое двоеборье. На официальном сайте Международного мультиспортивного турнира «Игры будущего» фиджитал спорт назван проектом, который объединит цифровую и физическую вселенные в разных сферах жизни, создаст новую субкультуру людей будущего, для которых переход между мирами будет «бесшовным». Экосистема проекта должна объединить в себе множество возможностей: спорт, искусство, образование, финансы, магазин лицензионной продукции, поиск новых технологических решений. Создается новая спортивная инфраструктура с региональными структурными подразделениями при активной государственной и общественной поддержке. В фиджитал центрах создана необходимая инфраструктура для проведения тренировок, командных соревнований и обучающих курсов для развития и популяризации движения фиджитал.

The sport in Russia in the conditions of development of digital society becomes the multipurpose social environment. Not only design technologies take root into sport, but also there is his branding. In article is considered a phygital as new sport, officially recognized in Russia on January 31, 2023 and representing a functional and digital double-event. On the official website of the International Multisport Tournament «Games of the Future», phygital sports is called a project that will unite digital and physical universes in different spheres of life, create a new subculture of people of the future, for whom the transition between worlds will be «seamless». The ecosystem of the project has to unite in itself a set of opportunities: sport, art, education, finance, shop of licensed production, search of new technology solutions. The phygital centers have created the necessary infrastructure for training, team competitions and training courses to develop and popularize the phygital movement.

Ключевые слова

фиджитал игры; фиджитал футбол; фиджитал баскетбол; компьютерная игра; виртуальный мир.

phygital games; phygital football; phygital basketball; computer game; virtual world.


Иванова Т.Н., Мазур З.Ф., Непрокина И.В., Мазур Н.З.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА МНОГОФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ)

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF AN INNOVATIVE APPROACH TO MULTIFACTOR ANALYSIS OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE CONTEXT OF STUDYING PUBLIC OPINION (EMPIRICAL RESEARCH EXPERIENCE)

Аннотация

В данной статье рассматриваются методологические основы многофакторного анализа информационного общества в контексте изучения общественного мнения. Особенное значение придается эмпирической части исследования. В заключительной части статьи приводятся фрагменты социальной информации.

This article discusses the methodological foundations of factor analysis of the information society in the context of studying public opinion. Particular importance is attached to the empirical part of the study. The final part of the article provides fragments of social information.

Ключевые слова

методология; инновационный подход; многофакторный анализ; информационное общество; в общественное мнение; информационные реалии; средства массовой информации (СМИ).

methodology; innovative approach; multifactor analysis; information society; public opinion; information realities; media.


В АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Русаков А.А., Яламов Г.Ю., Мартынов А.П.

ОПЫТ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

EXPERIENCE AND SOME TRENDS IN THE ACTIVITIES OF THE ACADEMY OF INFORMATIZATION OF EDUCATION IN THE YEAR OF TEACHER AND MENTOR

Аннотация

В статье подводятся итоги деятельности Межрегиональной общественной организации «Академия информатизации образования» (МОО «АИО») за 2023 год – Год педагога и наставника. Показаны основные аспекты этой деятельности, ее тенденции и накопленный опыт, связанный с цифровой трансформацией в сфере образования. Отражена роль и влияние МОО «АИО» на современное состояние российского образования.

The article summarizes the activities of the Interregional Public Organization «Academy of Informatization of Education» (AIE) for 2023 – the Year of Teacher and Mentor. The main aspects of this activity, its trends and the accumulated experience associated with the digital transformation in the field of education are shown. The role and influence of AIE on the modern state of Russian education is reflected.

Ключевые слова

Академия информатизации образования; Год педагога и наставника; научные, образовательные и инновационные мероприятия; цифровая трансформация образования; информатизация образования.

the Academy of Informatization of Education; Year of Teacher and Mentor; scientific, educational and innovative events; digital transformation of education; informatization of education.