СТРУКТУРА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» (к 40-летию вхождения школьного курса информатики
в систему общего образования России)
STRUCTURE OF THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT
OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATIONAL SUBJECT «INFORMATICS» (to the 40th anniversary of the integration of the school course «Informatics» into the general education system of Russia)
Аннотация
В статье представлены результаты разработки историко-педагогической концепции становления и развития общеобразовательного предмета «Информатика», который в 2025 году отмечает 40-летие вхождения в систему общего образования России. Актуальность исследования обусловлена, в том числе, объявленным в декабре 2024 года проектом разработки единого государственного учебника по информатике. Проект, будет реализовываться в условиях нерешённых проблем дидактики общеобразовательного курса информатики на современном этапе его развития. Историко-педагогическая концепция формирует представление об особенностях исторического процесса становления и развития школьной информатики, которые обусловили современный облик феноменального развивающегося школьного курса и позволяют прогнозировать возможные модели его трансформации.
The article presents the results of the development of the historical and pedagogical concept of the formation and development of the general educational subject «Informatics», which in 2025 celebrates the 40th anniversary of the integration the general education system of Russia. The relevance of the research is due, among other things, to the project announced in December 2024 for the development of a unitary state schoolbook on «Informatics». The project will be implemented in conditions of unresolved problems of didactics of the general educational course of «Informatics» at the present stage of its development. The historical and pedagogical concept forms an idea of the features of the historical process of the formation and development of school informatics, which led to the modern appearance of a phenomenal developing school course and make it possible to predict possible models of its transformation.
methodology; systematization; classification; periodization; historical and pedagogical concept; complex factography; historical and dialectical model; general education course in computer science; fundamentalization.
Гребенкина А.С., Ляшко П.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
FORMATION OF GEOMETRIC THINKING OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF DIGITAL DIDACTIC GAME
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы формирования геометрического мышления учащихся основной школы. Предложено в качестве одного из средств развития геометрического мышления использовать цифровые дидактические игры. Описаны требования к структуре, содержанию и организации дидактической игры по геометрии. На примере авторской цифровой дидактической игры описаны приемы формирования у школьников отдельных компонентов геометрического мышления.
The article is devoted to the study of the problem of the formation of geometric thinking of primary school students. Proposed to use digital didactic games as one of the means of developing geometric thinking. The requirements for the structure, content, and organization of a didactic geometry game are described. Using the example of the author's digital didactic game, the methods of forming individual components of geometric thinking in schoolchildren described.
Ключевые слова
обучение математике; мотивация к обучению; цифровая дидактическая игра; геометрические образы; геометрическое мышление; геометрические умения; визуализация.
teaching mathematics; motivation to learn; digital didactic game; geometric images; geometric thinking; geometric skills; visualization.
Табачук Н.П.
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
DESIGN THINKING IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATION AND DIGITAL CULTURE
Аннотация
В статье акцентируется внимание на современных подходах к дизайн-мышлению в развитии информационно-цифровой культуры студентов. Рассматривается взаимосвязь компонентов информационно-цифровой культуры студентов с характеристиками дизайн-мышления. Определены причины, по которым дизайн-мышление может стать эффективным инструментом для развития информационно-цифровой культуры студентов. Приведены примеры использования этапов дизайн-мышления в образовании для развития информационно-цифровой культуры студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Представлен анализ подходов к определению понятия «дизайн-мышление», выявление взаимовлияния феноменов «информационно-цифровая культура» и «дизайн-мышление». Материалы статьи могут быть использованы учителями и преподавателями вузов для реализации идей дизайн-мышления в образовательном процессе.
The article focuses on modern approaches to design thinking in the development of information and digital culture of students. The interrelation of the components of students' information and digital culture with the characteristics of design thinking is considered. The reasons why design thinking can become an effective tool for the development of information and digital culture of students are identified. Examples of the use of design thinking stages in education for the development of information and digital culture of students in the field of Pedagogical Education are given. The analysis of approaches to the definition of the concept of «design thinking» is presented, revealing the mutual influence of the phenomena of «information and digital culture» and «design thinking». The materials of the article can be used by teachers and university professors to implement the ideas of design thinking in the educational process.
Ключевые слова
дизайн-мышление; информационно-цифровая культура студентов; цифровая грамотность; критическое мышление; цифровое творчество.
design thinking; information and digital culture of students; digital literacy; critical thinking; digital creativity.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DIDACTIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL MOBILITY OF STUDENTS IN MATHEMATICS, PHYSICS, AND COMPUTER SCIENCE IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аннотация
Цель исследования: обоснование дидактических условий развития интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики в цифровой образовательной среде. В результате исследования авторами выделены дидактические условия развития интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики, апробация которых в образовательной организации высшего образования показала свою эффективность, что вносит вклад в аккумулирование базы методического обеспечения педагогической науки.
The purpose of the study is to substantiate the didactic conditions for the development of intellectual mobility of students in the field of mathematics, physics, and computer science in a digital educational environment. As a result of the study, the authors identified didactic conditions for the development of intellectual mobility of students in the fields of mathematics, physics, and computer science, the testing of which in an educational organization of higher education has shown its effectiveness, which contributes to the accumulation of the methodological support base for pedagogical science.
Ключевые слова
дидактические условия интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики в цифровой образовательной среде; эффективность; образовательная организация.
didactic conditions of intellectual mobility of a student in the field of mathematics; physics computer science in a digital educational environment; efficiency; educational organization.
Голякова Е.Г.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОГО ТРЕНДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE RESEARCHOF MULTICULTURALISM AS AN ACTUAL TREND IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION SCHOOL
Аннотация
На основе существующего эмпирического многообразия научно-методического обоснования феномена «поликультурность» актуализируется проблематика данного тренда для цифровой трансформации образования и, как следствие, для формирования составляющих поликультурной компетентности будущего учителя российской школы.
Based on the existing empirical diversity of scientific and methodological substantiation of the phenomenon of «multiculturalism», the problems of this trend are actualized for the digital transformation of education and, as a result, for the formation of the components of the multicultural competence of the future teacher of the Russian school.
Ключевые слова
поликультурность; межкультурные взаимодействия; поликультурная компетентность; педагогика; социокультурные процессы; культурные группы.
multiculturalism; intercultural interactions; multicultural competence; pedagogy; socio-cultural processes; cultural groups.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯБогословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИХ ХОЛИСТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
COMPETENCE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF A HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Аннотация
Характеризуются возможности холистичной образовательной среды (ХОС) педагогического вуза в компетентностно-ориентированной подготовке будущих учителей. Определяется дидактический потенциал ХОС и степень его влияния на формирование и развитие общепрофессиональных (ОПК) и универсальных компетенций (УК) у студентов в период обучения.
The capabilities of a holistic educational environment (HEE) of a pedagogical university in competency-oriented training of future teachers are characterized. The didactic potential of the HEE and the degree of its influence on the formation and development of general professional (GPC) and universal competencies (UC) in students during the training period are determined.
digital transformation of education; educational environment (OS); electronic information and educational environment (EIOS); digital educational environment (DSP); holistic educational environment; principles of learning; didactic potential; competence-oriented training.
Волкова О.Н.
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
IN-DEPTH STUDY OF HIGHER MATHEMATICS AS A BASIS FOR PROGRAMMING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность углубленного изучения высшей математики программистами, а также использование математических расчетов в сферах искусственного интеллекта, машинного обучения, компьютерной графики, компьютерного зрения, обработки изображений, криптографии, анализа больших данных. Обоснована необходимость углубленного изучения высшей математики программистами.
The article discusses the relevance of in-depth study of higher mathematics by programmers, as well as the use of mathematical calculations in the fields of artificial intelligence, machine learning, computer graphics, computer vision, image processing, cryptography, and big data analysis. The need for in-depth study of higher mathematics by programmers is substantiated.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
USING PLAGIARISM CHECK SYSTEMS – A PEDAGOGICAL ASPECT
Аннотация
В статье приводится ретроспектива причин и мнений, послуживших основой для введения обязательной процедуры проверки заимствований студенческих работ на разных уровнях подготовки кадров, рассмотрена динамика изменения требований к системе проверки заимствований и её возможностей. Авторами установлено, что большая часть исследований опыта использования системы проверки заимствований проводилась на малых группах, а результаты таких исследований в основном приводили к локальным, процедурным изменениям в тех или иных учебных заведениях. По результатам обзора и проведённого анкетирования выделен существенный, не рассмотренный на сегодня, педагогический потенциал системы проверки заимствований. Рассматривая речь как инструмент структурирования мышления и признавая, что за последние годы характер работы с источниками значительно изменился, авторы предлагают расценивать работу по обеспечению отсутствия заимствований как инструмент интенсификации мыслительной деятельности, т.е. по сути как педагогическую, а не как формальную технологию.
The article provides a retrospective of the introduction of a mandatory procedure for checking borrowings in student papers for originality. The dynamics of changes in the requirements for the borrowing check system and its capabilities are considered. The authors found that the experience of using the borrowing check system is local, and the results of such studies generally do not become the basis for practical actions. Based on the results of the review and the survey, a significant pedagogical potential of the loan verification system has been identified, which has not been considered to date. Considering speech as a tool for structuring thinking and recognizing that the nature of working with sources has changed significantly in recent years, the authors suggest that work to ensure the absence of borrowings should be regarded as a tool for intensifying mental activity, i.e. essentially as a pedagogical, rather than as a formal technology.
Ключевые слова
обучение; высшее образование; проверка заимствований; мыслительная деятельность.
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE PROJECT-ORIENTED METHOD IN THE PROPAEDEUTIC PROGRAMMING COURSE IN SCHOOL EDUCATION
Аннотация
В работе обсуждается необходимость введения программирования как самостоятельного школьного предмета, который вследствие сложности изучаемого материала и его объема уже не может быть просто разнесен по разным разделам и уровням курса «Информатика», но требует, с одной стороны, определенного предварительного уровня межпредметных знаний школьников, с другой стороны, компактного выделения часов в течении непрерывного интервала, например, одного учебного года или даже двух. Рассматривается возможный вариант методики изучения программирования как средства решения задач, возникающих в окружающем современного человека информационном пространстве.
The paper discusses the need to introduce programming as an independent school subject, which, due to the complexity of the material being studied and its volume, can no longer be simply divided into different sections and levels of the Computer Science course, but requires, on the one hand, a certain preliminary level of interdisciplinary knowledge of schoolchildren, on the other hand, a compact allocation of hours during a continuous interval, for example, one academic year or even two. A possible variant of the methodology of studying programming as a means of solving problems arising in the information space surrounding a modern person is considered.
Ключевые слова
информатика в школе; методика обучения программированию; языки программирования в школе; базовые алгоритмы; первый язык программирования.
computer science at school; programming teaching methodology; Python at school; basic algorithms; first programming language.
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ICT-STUDENTS’ COMPETENCE AS A SYSTEM-FORMING COMPONENT OF THE CONTINUOUS EDUCATION SYSTEM
Аннотация
Рассматривается проблема формирования ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования, включающего в себя: ступень общего образования (колледж), среднее специальное образование, высшее образование. Обосновывается, что системообразующим элементом ИКТ – компетентности навыки решения различных информационных задач. В рамках каждой из названных ступеней непрерывного образования рассматриваются определенные типы задач: от задач, полностью состоящих из формализованных процедур до задач принятия решения в условиях неопределенности или конфликта. Приводится содержания обучения, которое обеспечивает формирование названных навыков.
The article considers the problem of ICT competence formation in the system of continuous education, which includes: the stage of general education (college), secondary specialized education, higher education. It is substantiated that the system-forming element of ICT competence is the skills of solving various information problems. Within the framework of each of the named stages of continuous education, certain types of problems are considered: from problems consisting entirely of formalized procedures to problems of decision-making in conditions of uncertainty or conflict. The content of training, which ensures the formation of the named skills, is given.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность; искусственный интеллект; ступени непрерывного образования; информационная задача; содержание обучения.
ICT competence; artificial intelligence; stages of continuous education; information task; content of training.
Бурукина И.П.
LX DESIGN В РАЗРАБОТКЕ ОНЛАЙН КУРСОВ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКА
LX DESIGN IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE COURSES: PRINCIPLES, METHODS AND APPLICATION
Аннотация
Рассматривается использование подхода Learning Experience Design в разработке онлайн курсов. В работе обсуждаются основные характеристики, возможные преимущества и недостатки LX Design, приведен пример онлайн курса, созданного на основе концепции LX Design. Статья адресована широкому кругу специалистов в области разработки образовательных ресурсов и будет полезна как для исследователей, занимающихся вопросами цифровой трансформации образования, так и для преподавателей, стремящихся улучшить качество предлагаемых онлайн курсов.
The article considers the use of the Learning Experience Design approach in the development of online courses. The paper discusses the main characteristics, possible advantages and disadvantages of LX Design, and provides an example of an online course created based on the LX Design concept. The article is addressed to a wide range of specialists in the field of educational resource development and will be useful both for researchers dealing with digital transformation of education and for teachers seeking to improve the quality of the offered online courses.
Ключевые слова
Learning Experience Design (LX Design); онлайн курс; принципы; методы; учащиеся; персонализация; вовлеченность; опыт; практика. 67-73 resource development and will be useful both for researchers involved in the digital transformation of education and for teachers seeking to improve the quality of the offered online courses.
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ON THE EVOLUTION OF THE CONCEPT OF «DIGITAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT» IN THE CONDITIONS OF HEALTH-PRESERVATION OF STUDENTS
Аннотация
Статья посвящена теоретическому обоснованию включения в определение понятия «цифровая информационно-образовательная среда» (ЦОС), помимо научно-методических и организационно-технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и интерактивным информационным ресурсом, также и здоровьесберегающих условий. Раскрыто содержание предлагаемых компонентов в структуре понятия «здоровьесберегающие условия».
The article is devoted to the theoretical substantiation of the inclusion in the definition of the concept of «digital information and educational environment» (DSP), in addition to scientific, methodological, organizational and technological conditions that ensure information interaction between subjects of the educational process and an interactive information resource, as well as health-saving conditions. The content of the proposed components in the structure of the concept of «health-saving conditions» is disclosed.
Ключевые слова
понятие; цифровая образовательная среда; здоровьесберегающие условия; структура и содержание; обучающиеся; учителя.
concept; digital educational environment; health-saving conditions; structure and content, students; teachers.
Афендикова М.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
FORMATION OF COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS USING DISTANCE FORMS AND METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING INFORMATICS
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций учителя информатики с учетом их математической подготовки в период развития искусственного интеллекта. Целью статьи является обоснование учета контента математического образования будущих учителей информатики в дисциплинах информатики: теория алгоритмов, структуры и алгоритмы обработки данных, программирование, базы данных, основы ИИ и др. Обоснована необходимости изменения форм и методов обучения, в том числе и дистанционных с целью подготовки учителя информатики для современной школы. Предложены методические подходы изучения дисциплин информатики с учетом их математической подготовки и с акцентом на изучение искусственного интеллекта в современной школе. Эти методические подходы могут быть использованы также при изучении дисциплин основы ИИ, структуры и алгоритмы обработки данных, базы данных, методы интеллектуализации ИС, методики преподавания информатики.
The article is devoted to the problem of the formation of professional competencies of computer science teachers, taking into account their mathematical training during the development of artificial intelligence. The purpose of the article is to substantiate the consideration of the content of mathematical education of future computer science teachers in the disciplines of computer science: theory of algorithms, data processing structures and algorithms, programming, databases, fundamentals of AI, etc. The necessity of changing the forms and methods of teaching, including distance learning, in order to train a computer science teacher for a modern school is substantiated. Methodological approaches to the study of computer science disciplines are proposed, taking into account their mathematical training and with an emphasis on the study of artificial intelligence in a modern school. These methodological approaches can also be used in the study of the disciplines fundamentals of AI, data processing structures and algorithms, databases, methods of intellectualization of IP, methods of teaching computer science.
Ключевые слова
компетенции; учителя информатики; математика; информатика; дистанционные формы обучения; нелинейные методы и формы обучения.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
APPLICATION OF INTELLIGENT INFORMATION SYSTEMS IN ADDITIONAL EDUCATION OF MATHEMATICS TEACHERS
Аннотация
В статье рассматриваются цели и задачи, рекомендации по применению интеллектуальных информационных систем в подготовке учителей математики на базе дополнительного образования. Приводится сравнительный анализ информационных систем и интеллектуальных информационных систем. Рассматриваются проблемы в применении интеллектуальных информационных систем в образовании.
This article discusses the goals and objectives, recommendations for the use of intelligent information systems in the training of mathematics teachers on the basis of additional education. A comparative analysis of information systems and intelligent information systems is provided. Problems in the use of intelligent information systems in education are considered.
modern education; artificial intelligence; intelligent information systems; additional education; training of mathematics teachers, mathematics.
Жаныс А.Б., Мирзоев М.С.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ
VARIABILITY OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITIES
Аннотация
Рассматривается проблема вариативности обучения математике студентов аграрных вузов в контексте современных образовательных требований. Анализируются подходы к разработке и реализации учебных программ, адаптированных к специфике аграрного профиля, с учётом уровня математической подготовки абитуриентов. Особое внимание уделяется интеграции прикладных задач из аграрной сферы для формирования у студентов профессионально значимых математических компетенций. Предлагаются методы индивидуализации и дифференциации обучения, направленные на повышение мотивации студентов и развитие их аналитического мышления. Описаны примеры успешного применения вариативных подходов в образовательной практике. Разобрана задача с интеграцией специальности.
This paper examines the problem of variability in teaching mathematics to students of agricultural universities in the context of modern educational requirements. Approaches to the development and implementation of curricula adapted to the specifics of the agricultural profile are analyzed, taking into account the level of mathematical training of applicants. Particular attention is paid to the integration of applied problems from the agricultural sector to form professionally significant mathematical competencies in students. Methods of individualization and differentiation of training are proposed, aimed at increasing students' motivation and developing their analytical thinking. Examples of the successful application of variable approaches in educational practice are described. The problem with the integration of the specialty.
variability of training; mathematics; agricultural universities; individualization of training; applied tasks; professional competencies; educational technologies; student motivation; integration of specialty.
Сердюков В.А., Сердюкова А.В.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ В ПЕДАГОГИКЕ
THE LOGISTIC MODEL OF MEMORY IN PEDAGOGY
Аннотация
В статье рассматривается создание модели заполнения памяти новой информацией во время обучения и забывания. В результате получена математическая модель в виде дифференциального уравнения, которое совпадает с известной в экологии моделью «уравнение Ферхюльста». Решение уравнения представлено логистической кривой; рассмотрены её изменения в зависимости от параметров. Рассмотрены аналогичные модели в других направлениях человеческой деятельности.
The article discusses the creation of a model for filling memory with new information during learning and forgetting. The result is a mathematical model in the form of a differential equation, which in general terms coincides with the «Verhulst equation» model known in ecology. The solution of the equation is represented by a logistic curve; its changes depending on parameters are considered. Similar models in other areas of human activity are considered.
Ключевые слова
математическая модель; долговременная память; забывание; дифференциальное уравнение; решение задачи Коши; логистическая кривая; сигмоида.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСE «ЯЗЫКИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ»
INTERDISCIPLINARY TASKS IN THE COURSE «DYNAMIC TYPING LANGUAGES»
Аннотация
В статье рассмотрены подходы в решении проблемы подготовки ИТ-специалистов в современных условиях, когда генеративные нейронные сети активно проникают в сферу разработки информационных технологий, трансформируя тем самым процессы и задачи, меняя требования к навыкам ИТ-специалистов. Обоснована необходимость пересмотра не только содержания обучения и его технического обеспечения, но и методических и методологических подходов в системе их подготовки. Представлен авторский подход в уточнении отличия научной области и научного содержания учебных дисциплин, реализации методик построения образовательного процесса на межпредметной основе, в необходимости привлечения узких специалистов из числа лучших представителей ИТ-фирм к рассматриваемой подготовке.
The article discusses approaches to solving the problem of training IT specialists in modern conditions, when generative neural networks are actively penetrating the field of information technology development, thereby transforming processes and tasks, changing the requirements for the skills of IT specialists. The necessity of reviewing not only the content of training and its technical support, but also methodological and methodological approaches in the system of their training is substantiated. The author's approach is presented in clarifying the differences between the scientific field and the scientific content of academic disciplines, the implementation of methods for building the educational process on an interdisciplinary basis, and the need to involve specialized specialists from among the best representatives of IT firms in the training under consideration.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
MEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A WAY OF PERSONAL PROFESSIONALIZATION: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
Аннотация
Рассмотрен вопрос о медиаобразовательной среде как способе профессионализации личности. Особенное значение уделяется трансформации современного образовательного медиапространства. Авторы акцентируют внимание на персонализированности коммуникаций в контексте возможного личного обращения. В заключительной части статьи представлена практическая часть, составляющая потребление медиа, которое активно используются в исследованиях аудитории в современном образовательном медиапространстве, что является частью медиапотребления и определяется как совокупность практик потребления креативного содержания образовательных продуктов медиа.
This article examines the issue of media education environment as a way of professionalization of personality. Particular importance is given to the transformation of modern educational media space. The authors focus on the personalization of communications in the context of possible personal appeal. The final part of the article presents the practical part, which is the consumption of media, which is actively used in audience research in the modern educational media space, which is part of media consumption and is defined as a set of practices for consuming the creative content of educational media products.
media; educational environment; personality; professionalization; society; pedagogical process; space; content; media consumption; media environment.
Казаченок В.В., Русаков А.А.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE
Аннотация
Рассматриваются возможности чат-бота ChatGPT и других больших языковых моделей (LLM) на базе искусственного интеллекта для решения математических задач различного уровня сложности. Акцентируется внимание на способностях чат-бота в обучении учащихся и студентов математике и информатике. Анализируются сильные и слабые стороны больших языковых моделей, а также риски их применения в точных науках без квалифицированного анализа ответов. Перечисляются задачи педагогов, в решении которых им может помочь рассматриваемый чат-бот, определяются направления развития LLM для повышения точности их ответов при решении математических задач.
The article considers the capabilities of the ChatGPT chatbot and other large language models (LLM) based on artificial intelligence for solving mathematical problems of varying complexity. The focus is on the chatbot's abilities in teaching mathematics and computer science to students. The strengths and weaknesses of large language models are analyzed, as well as the risks of their use in the exact sciences without qualified analysis of responses. The tasks of teachers that can be helped by the chatbot in question are listed, and the directions for the development of LLM are determined to improve the accuracy of their responses when solving mathematical problems.
Ключевые слова
искусственный интеллект; чат-бот; большие языковые модели; решение задач; обучение.
artificial intelligence; chatbot; large language models; problem solving; training.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Хеннер Е.К.
К ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
TOWARDS THE HISTORY OF THE ACADEMY OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Аннотация
Описаны воспоминания автора об истории создания Академии информатизации образования и о роли ее первого президента Ярослава Андреевича Ваграменко.
The author's memoirs about the history of the Academy of Informatization of Education and the role of its first president Yaroslav Andreevich Vagramenko are described.
Ключевые слова
академия информатизации образования; первый президент АИО.
Academy of Informatization of Education; first president of AIE.
СОДЕРЖАНИЕ № 1.2025
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
Миндзаева Э.В.
СТРУКТУРА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» (к 40-летию вхождения школьного курса информатики в систему общего образования России)
STRUCTURE OF THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATIONAL SUBJECT «INFORMATICS» (to the 40th anniversary of the integration of the school course «Informatics» into the general education system of Russia)
АннотацияВ статье представлены результаты разработки историко-педагогической концепции становления и развития общеобразовательного предмета «Информатика», который в 2025 году отмечает 40-летие вхождения в систему общего образования России. Актуальность исследования обусловлена, в том числе, объявленным в декабре 2024 года проектом разработки единого государственного учебника по информатике. Проект, будет реализовываться в условиях нерешённых проблем дидактики общеобразовательного курса информатики на современном этапе его развития. Историко-педагогическая концепция формирует представление об особенностях исторического процесса становления и развития школьной информатики, которые обусловили современный облик феноменального развивающегося школьного курса и позволяют прогнозировать возможные модели его трансформации.
The article presents the results of the development of the historical and pedagogical concept of the formation and development of the general educational subject «Informatics», which in 2025 celebrates the 40th anniversary of the integration the general education system of Russia. The relevance of the research is due, among other things, to the project announced in December 2024 for the development of a unitary state schoolbook on «Informatics». The project will be implemented in conditions of unresolved problems of didactics of the general educational course of «Informatics» at the present stage of its development. The historical and pedagogical concept forms an idea of the features of the historical process of the formation and development of school informatics, which led to the modern appearance of a phenomenal developing school course and make it possible to predict possible models of its transformation.
Ключевые словаметодология; систематизация; классификация; периодизация; фундаментализация; историко-педагогическая концепция; комплексная фактография; историко-диалектическая модель; общеобразовательный курс информатики.
methodology; systematization; classification; periodization; historical and pedagogical concept; complex factography; historical and dialectical model; general education course in computer science; fundamentalization.
Гребенкина А.С., Ляшко П.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
FORMATION OF GEOMETRIC THINKING OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF DIGITAL DIDACTIC GAME
АннотацияСтатья посвящена исследованию проблемы формирования геометрического мышления учащихся основной школы. Предложено в качестве одного из средств развития геометрического мышления использовать цифровые дидактические игры. Описаны требования к структуре, содержанию и организации дидактической игры по геометрии. На примере авторской цифровой дидактической игры описаны приемы формирования у школьников отдельных компонентов геометрического мышления.
The article is devoted to the study of the problem of the formation of geometric thinking of primary school students. Proposed to use digital didactic games as one of the means of developing geometric thinking. The requirements for the structure, content, and organization of a didactic geometry game are described. Using the example of the author's digital didactic game, the methods of forming individual components of geometric thinking in schoolchildren described.
Ключевые словаобучение математике; мотивация к обучению; цифровая дидактическая игра; геометрические образы; геометрическое мышление; геометрические умения; визуализация.
teaching mathematics; motivation to learn; digital didactic game; geometric images; geometric thinking; geometric skills; visualization.
Табачук Н.П.
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
DESIGN THINKING IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATION AND DIGITAL CULTURE
АннотацияВ статье акцентируется внимание на современных подходах к дизайн-мышлению в развитии информационно-цифровой культуры студентов. Рассматривается взаимосвязь компонентов информационно-цифровой культуры студентов с характеристиками дизайн-мышления. Определены причины, по которым дизайн-мышление может стать эффективным инструментом для развития информационно-цифровой культуры студентов. Приведены примеры использования этапов дизайн-мышления в образовании для развития информационно-цифровой культуры студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Представлен анализ подходов к определению понятия «дизайн-мышление», выявление взаимовлияния феноменов «информационно-цифровая культура» и «дизайн-мышление». Материалы статьи могут быть использованы учителями и преподавателями вузов для реализации идей дизайн-мышления в образовательном процессе.
The article focuses on modern approaches to design thinking in the development of information and digital culture of students. The interrelation of the components of students' information and digital culture with the characteristics of design thinking is considered. The reasons why design thinking can become an effective tool for the development of information and digital culture of students are identified. Examples of the use of design thinking stages in education for the development of information and digital culture of students in the field of Pedagogical Education are given. The analysis of approaches to the definition of the concept of «design thinking» is presented, revealing the mutual influence of the phenomena of «information and digital culture» and «design thinking». The materials of the article can be used by teachers and university professors to implement the ideas of design thinking in the educational process.
Ключевые словадизайн-мышление; информационно-цифровая культура студентов; цифровая грамотность; критическое мышление; цифровое творчество.
design thinking; information and digital culture of students; digital literacy; critical thinking; digital creativity.
Щучка Т.А., Гнездилова Н.А., Лыкова К.Г., Андропова О.Ю., Самсонов И.Ю.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DIDACTIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL MOBILITY OF STUDENTS IN MATHEMATICS, PHYSICS, AND COMPUTER SCIENCE IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
АннотацияЦель исследования: обоснование дидактических условий развития интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики в цифровой образовательной среде. В результате исследования авторами выделены дидактические условия развития интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики, апробация которых в образовательной организации высшего образования показала свою эффективность, что вносит вклад в аккумулирование базы методического обеспечения педагогической науки.
The purpose of the study is to substantiate the didactic conditions for the development of intellectual mobility of students in the field of mathematics, physics, and computer science in a digital educational environment. As a result of the study, the authors identified didactic conditions for the development of intellectual mobility of students in the fields of mathematics, physics, and computer science, the testing of which in an educational organization of higher education has shown its effectiveness, which contributes to the accumulation of the methodological support base for pedagogical science.
Ключевые словадидактические условия интеллектуальной мобильности обучающегося в области математики, физики, информатики в цифровой образовательной среде; эффективность; образовательная организация.
didactic conditions of intellectual mobility of a student in the field of mathematics; physics computer science in a digital educational environment; efficiency; educational organization.
Голякова Е.Г.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ КАК АКТУАЛЬНОГО ТРЕНДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE RESEARCHOF MULTICULTURALISM AS AN ACTUAL TREND IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION SCHOOL
АннотацияНа основе существующего эмпирического многообразия научно-методического обоснования феномена «поликультурность» актуализируется проблематика данного тренда для цифровой трансформации образования и, как следствие, для формирования составляющих поликультурной компетентности будущего учителя российской школы.
Based on the existing empirical diversity of scientific and methodological substantiation of the phenomenon of «multiculturalism», the problems of this trend are actualized for the digital transformation of education and, as a result, for the formation of the components of the multicultural competence of the future teacher of the Russian school.
Ключевые словаполикультурность; межкультурные взаимодействия; поликультурная компетентность; педагогика; социокультурные процессы; культурные группы.
multiculturalism; intercultural interactions; multicultural competence; pedagogy; socio-cultural processes; cultural groups.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИХ ХОЛИСТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
COMPETENCE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF A HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
АннотацияХарактеризуются возможности холистичной образовательной среды (ХОС) педагогического вуза в компетентностно-ориентированной подготовке будущих учителей. Определяется дидактический потенциал ХОС и степень его влияния на формирование и развитие общепрофессиональных (ОПК) и универсальных компетенций (УК) у студентов в период обучения.
The capabilities of a holistic educational environment (HEE) of a pedagogical university in competency-oriented training of future teachers are characterized. The didactic potential of the HEE and the degree of its influence on the formation and development of general professional (GPC) and universal competencies (UC) in students during the training period are determined.
Ключевые словацифровая трансформация образования; образовательная среда (ОС); электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС); цифровая образовательная среда (ЦОС); холистичная образовательная среда; принципы обучения; дидактический потенциал; компетентностно-ориентированная подготовка.
digital transformation of education; educational environment (OS); electronic information and educational environment (EIOS); digital educational environment (DSP); holistic educational environment; principles of learning; didactic potential; competence-oriented training.
Волкова О.Н.
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
IN-DEPTH STUDY OF HIGHER MATHEMATICS AS A BASIS FOR PROGRAMMING IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY
АннотацияВ статье рассмотрена актуальность углубленного изучения высшей математики программистами, а также использование математических расчетов в сферах искусственного интеллекта, машинного обучения, компьютерной графики, компьютерного зрения, обработки изображений, криптографии, анализа больших данных. Обоснована необходимость углубленного изучения высшей математики программистами.
The article discusses the relevance of in-depth study of higher mathematics by programmers, as well as the use of mathematical calculations in the fields of artificial intelligence, machine learning, computer graphics, computer vision, image processing, cryptography, and big data analysis. The need for in-depth study of higher mathematics by programmers is substantiated.
Ключевые словавысшая математика; программирование; информационные технологии; алгоритмы; криптография; искусственный интеллект; машинное обучение; графика; компьютерное зрение; языки программирования.
higher mathematics; programming; information technology; algorithms; cryptography; artificial intelligence; machine learning; graphics; computer vision; programming languages.
Браун Ю.С., Павлов Д.И., Пелих О.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
USING PLAGIARISM CHECK SYSTEMS – A PEDAGOGICAL ASPECT
АннотацияВ статье приводится ретроспектива причин и мнений, послуживших основой для введения обязательной процедуры проверки заимствований студенческих работ на разных уровнях подготовки кадров, рассмотрена динамика изменения требований к системе проверки заимствований и её возможностей. Авторами установлено, что большая часть исследований опыта использования системы проверки заимствований проводилась на малых группах, а результаты таких исследований в основном приводили к локальным, процедурным изменениям в тех или иных учебных заведениях. По результатам обзора и проведённого анкетирования выделен существенный, не рассмотренный на сегодня, педагогический потенциал системы проверки заимствований. Рассматривая речь как инструмент структурирования мышления и признавая, что за последние годы характер работы с источниками значительно изменился, авторы предлагают расценивать работу по обеспечению отсутствия заимствований как инструмент интенсификации мыслительной деятельности, т.е. по сути как педагогическую, а не как формальную технологию.
The article provides a retrospective of the introduction of a mandatory procedure for checking borrowings in student papers for originality. The dynamics of changes in the requirements for the borrowing check system and its capabilities are considered. The authors found that the experience of using the borrowing check system is local, and the results of such studies generally do not become the basis for practical actions. Based on the results of the review and the survey, a significant pedagogical potential of the loan verification system has been identified, which has not been considered to date. Considering speech as a tool for structuring thinking and recognizing that the nature of working with sources has changed significantly in recent years, the authors suggest that work to ensure the absence of borrowings should be regarded as a tool for intensifying mental activity, i.e. essentially as a pedagogical, rather than as a formal technology.
Ключевые словаобучение; высшее образование; проверка заимствований; мыслительная деятельность.
learning; instructional design; cognitive load theory; cognitive architecture; extraneous cognitive load; intrinsic cognitive load; task development.
Барышева И.В., Козлов О.А.
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE PROJECT-ORIENTED METHOD IN THE PROPAEDEUTIC PROGRAMMING COURSE IN SCHOOL EDUCATION
АннотацияВ работе обсуждается необходимость введения программирования как самостоятельного школьного предмета, который вследствие сложности изучаемого материала и его объема уже не может быть просто разнесен по разным разделам и уровням курса «Информатика», но требует, с одной стороны, определенного предварительного уровня межпредметных знаний школьников, с другой стороны, компактного выделения часов в течении непрерывного интервала, например, одного учебного года или даже двух. Рассматривается возможный вариант методики изучения программирования как средства решения задач, возникающих в окружающем современного человека информационном пространстве.
The paper discusses the need to introduce programming as an independent school subject, which, due to the complexity of the material being studied and its volume, can no longer be simply divided into different sections and levels of the Computer Science course, but requires, on the one hand, a certain preliminary level of interdisciplinary knowledge of schoolchildren, on the other hand, a compact allocation of hours during a continuous interval, for example, one academic year or even two. A possible variant of the methodology of studying programming as a means of solving problems arising in the information space surrounding a modern person is considered.
Ключевые словаинформатика в школе; методика обучения программированию; языки программирования в школе; базовые алгоритмы; первый язык программирования.
computer science at school; programming teaching methodology; Python at school; basic algorithms; first programming language.
Дзамыхов А.Х., Дзамыхова М.Т., Иванова О.Я., Шутикова М.И.
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ICT-STUDENTS’ COMPETENCE AS A SYSTEM-FORMING COMPONENT OF THE CONTINUOUS EDUCATION SYSTEM
АннотацияРассматривается проблема формирования ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования, включающего в себя: ступень общего образования (колледж), среднее специальное образование, высшее образование. Обосновывается, что системообразующим элементом ИКТ – компетентности навыки решения различных информационных задач. В рамках каждой из названных ступеней непрерывного образования рассматриваются определенные типы задач: от задач, полностью состоящих из формализованных процедур до задач принятия решения в условиях неопределенности или конфликта. Приводится содержания обучения, которое обеспечивает формирование названных навыков.
The article considers the problem of ICT competence formation in the system of continuous education, which includes: the stage of general education (college), secondary specialized education, higher education. It is substantiated that the system-forming element of ICT competence is the skills of solving various information problems. Within the framework of each of the named stages of continuous education, certain types of problems are considered: from problems consisting entirely of formalized procedures to problems of decision-making in conditions of uncertainty or conflict. The content of training, which ensures the formation of the named skills, is given.
Ключевые словаИКТ-компетентность; искусственный интеллект; ступени непрерывного образования; информационная задача; содержание обучения.
ICT competence; artificial intelligence; stages of continuous education; information task; content of training.
Бурукина И.П.
LX DESIGN В РАЗРАБОТКЕ ОНЛАЙН КУРСОВ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКА
LX DESIGN IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE COURSES: PRINCIPLES, METHODS AND APPLICATION
АннотацияРассматривается использование подхода Learning Experience Design в разработке онлайн курсов. В работе обсуждаются основные характеристики, возможные преимущества и недостатки LX Design, приведен пример онлайн курса, созданного на основе концепции LX Design. Статья адресована широкому кругу специалистов в области разработки образовательных ресурсов и будет полезна как для исследователей, занимающихся вопросами цифровой трансформации образования, так и для преподавателей, стремящихся улучшить качество предлагаемых онлайн курсов.
The article considers the use of the Learning Experience Design approach in the development of online courses. The paper discusses the main characteristics, possible advantages and disadvantages of LX Design, and provides an example of an online course created based on the LX Design concept. The article is addressed to a wide range of specialists in the field of educational resource development and will be useful both for researchers dealing with digital transformation of education and for teachers seeking to improve the quality of the offered online courses.
Ключевые словаLearning Experience Design (LX Design); онлайн курс; принципы; методы; учащиеся; персонализация; вовлеченность; опыт; практика. 67-73 resource development and will be useful both for researchers involved in the digital transformation of education and for teachers seeking to improve the quality of the offered online courses.
Learning Experience Design (LX Design); online course; principles; methods; students; personalization; engagement; experience; application.
Димова А.Л.
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ON THE EVOLUTION OF THE CONCEPT OF «DIGITAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT» IN THE CONDITIONS OF HEALTH-PRESERVATION OF STUDENTS
АннотацияСтатья посвящена теоретическому обоснованию включения в определение понятия «цифровая информационно-образовательная среда» (ЦОС), помимо научно-методических и организационно-технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и интерактивным информационным ресурсом, также и здоровьесберегающих условий. Раскрыто содержание предлагаемых компонентов в структуре понятия «здоровьесберегающие условия».
The article is devoted to the theoretical substantiation of the inclusion in the definition of the concept of «digital information and educational environment» (DSP), in addition to scientific, methodological, organizational and technological conditions that ensure information interaction between subjects of the educational process and an interactive information resource, as well as health-saving conditions. The content of the proposed components in the structure of the concept of «health-saving conditions» is disclosed.
Ключевые словапонятие; цифровая образовательная среда; здоровьесберегающие условия; структура и содержание; обучающиеся; учителя.
concept; digital educational environment; health-saving conditions; structure and content, students; teachers.
Афендикова М.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
FORMATION OF COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS USING DISTANCE FORMS AND METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING INFORMATICS
АннотацияСтатья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций учителя информатики с учетом их математической подготовки в период развития искусственного интеллекта. Целью статьи является обоснование учета контента математического образования будущих учителей информатики в дисциплинах информатики: теория алгоритмов, структуры и алгоритмы обработки данных, программирование, базы данных, основы ИИ и др. Обоснована необходимости изменения форм и методов обучения, в том числе и дистанционных с целью подготовки учителя информатики для современной школы. Предложены методические подходы изучения дисциплин информатики с учетом их математической подготовки и с акцентом на изучение искусственного интеллекта в современной школе. Эти методические подходы могут быть использованы также при изучении дисциплин основы ИИ, структуры и алгоритмы обработки данных, базы данных, методы интеллектуализации ИС, методики преподавания информатики.
The article is devoted to the problem of the formation of professional competencies of computer science teachers, taking into account their mathematical training during the development of artificial intelligence. The purpose of the article is to substantiate the consideration of the content of mathematical education of future computer science teachers in the disciplines of computer science: theory of algorithms, data processing structures and algorithms, programming, databases, fundamentals of AI, etc. The necessity of changing the forms and methods of teaching, including distance learning, in order to train a computer science teacher for a modern school is substantiated. Methodological approaches to the study of computer science disciplines are proposed, taking into account their mathematical training and with an emphasis on the study of artificial intelligence in a modern school. These methodological approaches can also be used in the study of the disciplines fundamentals of AI, data processing structures and algorithms, databases, methods of intellectualization of IP, methods of teaching computer science.
Ключевые словакомпетенции; учителя информатики; математика; информатика; дистанционные формы обучения; нелинейные методы и формы обучения.
competencies; computer science teachers; mathematics; computer science; distance learning; non-linear teaching methods and forms.
Ли О.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
APPLICATION OF INTELLIGENT INFORMATION SYSTEMS IN ADDITIONAL EDUCATION OF MATHEMATICS TEACHERS
АннотацияВ статье рассматриваются цели и задачи, рекомендации по применению интеллектуальных информационных систем в подготовке учителей математики на базе дополнительного образования. Приводится сравнительный анализ информационных систем и интеллектуальных информационных систем. Рассматриваются проблемы в применении интеллектуальных информационных систем в образовании.
This article discusses the goals and objectives, recommendations for the use of intelligent information systems in the training of mathematics teachers on the basis of additional education. A comparative analysis of information systems and intelligent information systems is provided. Problems in the use of intelligent information systems in education are considered.
Ключевые словасовременное образование; искусственный интеллект; интеллектуальные информационные системы; дополнительное образование; подготовка учителей математики; математика.
modern education; artificial intelligence; intelligent information systems; additional education; training of mathematics teachers, mathematics.
Жаныс А.Б., Мирзоев М.С.
ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ
VARIABILITY OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITIES
АннотацияРассматривается проблема вариативности обучения математике студентов аграрных вузов в контексте современных образовательных требований. Анализируются подходы к разработке и реализации учебных программ, адаптированных к специфике аграрного профиля, с учётом уровня математической подготовки абитуриентов. Особое внимание уделяется интеграции прикладных задач из аграрной сферы для формирования у студентов профессионально значимых математических компетенций. Предлагаются методы индивидуализации и дифференциации обучения, направленные на повышение мотивации студентов и развитие их аналитического мышления. Описаны примеры успешного применения вариативных подходов в образовательной практике. Разобрана задача с интеграцией специальности.
This paper examines the problem of variability in teaching mathematics to students of agricultural universities in the context of modern educational requirements. Approaches to the development and implementation of curricula adapted to the specifics of the agricultural profile are analyzed, taking into account the level of mathematical training of applicants. Particular attention is paid to the integration of applied problems from the agricultural sector to form professionally significant mathematical competencies in students. Methods of individualization and differentiation of training are proposed, aimed at increasing students' motivation and developing their analytical thinking. Examples of the successful application of variable approaches in educational practice are described. The problem with the integration of the specialty.
Ключевые словавариативность обучения; математика; аграрные вузы; индивидуализация обучения; прикладные задачи; профессиональные компетенции; образовательные технологии; мотивация студентов; интеграция специальности.
variability of training; mathematics; agricultural universities; individualization of training; applied tasks; professional competencies; educational technologies; student motivation; integration of specialty.
Сердюков В.А., Сердюкова А.В.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ В ПЕДАГОГИКЕ
THE LOGISTIC MODEL OF MEMORY IN PEDAGOGY
АннотацияВ статье рассматривается создание модели заполнения памяти новой информацией во время обучения и забывания. В результате получена математическая модель в виде дифференциального уравнения, которое совпадает с известной в экологии моделью «уравнение Ферхюльста». Решение уравнения представлено логистической кривой; рассмотрены её изменения в зависимости от параметров. Рассмотрены аналогичные модели в других направлениях человеческой деятельности.
The article discusses the creation of a model for filling memory with new information during learning and forgetting. The result is a mathematical model in the form of a differential equation, which in general terms coincides with the «Verhulst equation» model known in ecology. The solution of the equation is represented by a logistic curve; its changes depending on parameters are considered. Similar models in other areas of human activity are considered.
Ключевые словаматематическая модель; долговременная память; забывание; дифференциальное уравнение; решение задачи Коши; логистическая кривая; сигмоида.
mathematical model; long-term memory; forgetting; differential equation; solving the Cauchy problem; logistic curve; sigmoid.
Казиахмедов Т.Б., Симурзина Е.А., Яламов Г.Ю.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСE «ЯЗЫКИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ»
INTERDISCIPLINARY TASKS IN THE COURSE «DYNAMIC TYPING LANGUAGES»
АннотацияВ статье рассмотрены подходы в решении проблемы подготовки ИТ-специалистов в современных условиях, когда генеративные нейронные сети активно проникают в сферу разработки информационных технологий, трансформируя тем самым процессы и задачи, меняя требования к навыкам ИТ-специалистов. Обоснована необходимость пересмотра не только содержания обучения и его технического обеспечения, но и методических и методологических подходов в системе их подготовки. Представлен авторский подход в уточнении отличия научной области и научного содержания учебных дисциплин, реализации методик построения образовательного процесса на межпредметной основе, в необходимости привлечения узких специалистов из числа лучших представителей ИТ-фирм к рассматриваемой подготовке.
The article discusses approaches to solving the problem of training IT specialists in modern conditions, when generative neural networks are actively penetrating the field of information technology development, thereby transforming processes and tasks, changing the requirements for the skills of IT specialists. The necessity of reviewing not only the content of training and its technical support, but also methodological and methodological approaches in the system of their training is substantiated. The author's approach is presented in clarifying the differences between the scientific field and the scientific content of academic disciplines, the implementation of methods for building the educational process on an interdisciplinary basis, and the need to involve specialized specialists from among the best representatives of IT firms in the training under consideration.
Ключевые словамеждисциплинарное образование; нейросеть; интеграции дисциплин; модель предметной области; искусственный интеллект; междисциплинарность; интеграция профессий.
interdisciplinary education; neural network; integration of disciplines; domain model; artificial intelligence; interdisciplinarity; integration of professions.
РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова Т.Н., Гуляев Н.Ю.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
MEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A WAY OF PERSONAL PROFESSIONALIZATION: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
АннотацияРассмотрен вопрос о медиаобразовательной среде как способе профессионализации личности. Особенное значение уделяется трансформации современного образовательного медиапространства. Авторы акцентируют внимание на персонализированности коммуникаций в контексте возможного личного обращения. В заключительной части статьи представлена практическая часть, составляющая потребление медиа, которое активно используются в исследованиях аудитории в современном образовательном медиапространстве, что является частью медиапотребления и определяется как совокупность практик потребления креативного содержания образовательных продуктов медиа.
This article examines the issue of media education environment as a way of professionalization of personality. Particular importance is given to the transformation of modern educational media space. The authors focus on the personalization of communications in the context of possible personal appeal. The final part of the article presents the practical part, which is the consumption of media, which is actively used in audience research in the modern educational media space, which is part of media consumption and is defined as a set of practices for consuming the creative content of educational media products.
Ключевые словамедиа; образовательная среда; личность; профессионализация; социум; педагогический процесс; пространство; контент; медиапотребление; медиасреда.
media; educational environment; personality; professionalization; society; pedagogical process; space; content; media consumption; media environment.
Казаченок В.В., Русаков А.А.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE
АннотацияРассматриваются возможности чат-бота ChatGPT и других больших языковых моделей (LLM) на базе искусственного интеллекта для решения математических задач различного уровня сложности. Акцентируется внимание на способностях чат-бота в обучении учащихся и студентов математике и информатике. Анализируются сильные и слабые стороны больших языковых моделей, а также риски их применения в точных науках без квалифицированного анализа ответов. Перечисляются задачи педагогов, в решении которых им может помочь рассматриваемый чат-бот, определяются направления развития LLM для повышения точности их ответов при решении математических задач.
The article considers the capabilities of the ChatGPT chatbot and other large language models (LLM) based on artificial intelligence for solving mathematical problems of varying complexity. The focus is on the chatbot's abilities in teaching mathematics and computer science to students. The strengths and weaknesses of large language models are analyzed, as well as the risks of their use in the exact sciences without qualified analysis of responses. The tasks of teachers that can be helped by the chatbot in question are listed, and the directions for the development of LLM are determined to improve the accuracy of their responses when solving mathematical problems.
Ключевые словаискусственный интеллект; чат-бот; большие языковые модели; решение задач; обучение.
artificial intelligence; chatbot; large language models; problem solving; training.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Хеннер Е.К.
К ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
TOWARDS THE HISTORY OF THE ACADEMY OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
АннотацияОписаны воспоминания автора об истории создания Академии информатизации образования и о роли ее первого президента Ярослава Андреевича Ваграменко.
The author's memoirs about the history of the Academy of Informatization of Education and the role of its first president Yaroslav Andreevich Vagramenko are described.
Ключевые словаакадемия информатизации образования; первый президент АИО.
Academy of Informatization of Education; first president of AIE.
ПАМЯТИ НАЗИРОВА РАВИЛЯ РАВИЛЬЕВИЧА