СОДЕРЖАНИЕ №2.2013

Хеннер Евгений Карлович, Василюк Надежда Николаевна

КУРС ИНФОРМАТИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

COURSE OF COMPUTER SCIENCE IN A CLASSICAL UNIVERSITY

Аннотация

В статье анализируется возможность и целесообразность унификации курса информатики в классическом университете. Приведен пример планирования такого курса, даны рекомендации по методике и технологии его реализации.

The paper analyzes the possibility and feasibility of the unification of study computer science in the classical university. The example of planning of such a course, advices on the methods and technologies for its implementation are given.

Ключевые слова

информатика в вузе; образовательный стандарт; методика обучения; технология обучения.

computer science in university; educational standard; methods of teaching; technology of teaching.


Русаков Александр Александрович, Русакова Вера Николаевна, Саватеева Екатерина Станиславовна

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ ПРИ РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОГРАММЕ MS EXCEL

SCIENTIFIC AND METHODICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF STUDENTS HUMANISTS AT THE SOLUTION OF MATHEMATICAL TASKS IN THE MS EXCEL PROGRAM

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития ИКТ-компетентности у студентов-гуманитариев. Авторы предлагают использовать методику обучения таких студентов, заключающуюся в освоении специальных возможностей MS Excel при изучении курса математики, когда освоение математических методов исследования подкрепляется знакомством с соответствующими средствами их реализации в электронной таблице.

Article is devoted to questions of development of ICT competence at students humanists. Authors suggest to use a technique of training of such students, consisting in development of special opportunities of MS Excel when studying a course of mathematics when development of mathematical methods of research is supported with acquaintance to appropriate means of their realization in a spreadsheet.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); ИКТ-компетентность; MS Excel; математические методы исследований; статистические методы.

information and communication technologies (ICT); ICT-competence; MS Excel; mathematical methods of researches; statistical methods.


Манухов Владимир Федорович, Кислякова Наталья Анатольевна, Варфоломеев Александр Федорович

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ГЕОГРАФОВ-КАРТОГРАФОВ

INFORMATION TECHNOLOGIES IN SPACE TRAINING OF GEOGRAPHERS AND CARTOGRAPHERS GRADUATES

Аннотация

Рассмотрены возможности применения специализированных программных продуктов ERDAS IMAGINE 9.1 и ГИС ArcView 3.2 с целью исследования некоторых природных и антропогенных факторов на основе космической информации в учебном процессе и научно-исследовательской работе студентов географических специальностей (направлений подготовки), а также некоторые возможности среды программирования Visual Basic 6.0 для предоставления результатов исследований.

Possibilities of application of specialized software products ERDAS IMAGINE 9.1 and GIS ArcView 3.2 with a research objective of some natural and anthropogenic factors on the basis of the space information in educational process and scientific-research work of students of geographical specialities (training directions) and also some possibilities of the environment of programming Visual Basic 6.0 for providing results of the researches are considered.

Ключевые слова

информационные, геоинформационные технологии; Интернет-ресурсы; аэрокосмическая подготовка; космические снимки.

information, geo-information technologies; Internet-resources; aerospace preparation; space photo pictures.


Лягинова Ольга Юрьевна, Можаева Маргарита Геннадьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

USE THE CASE METHOD WHEN STUDYING INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения кейс-метода при обучении бакалавров гуманитарных направлений подготовки в области информатики и информационных технологий. Приведены основные особенности, технология метода, виды кейсов. Статья проиллюстрирована примерами из разработанного авторами обучающего кейса по информационной безопасности.

The paper deals with the application of case-method teaching at undergraduate humanities training in the field of computer science and information technology. The main features of the technology of the method, the types of cases. The article is illustrated with examples from case study developed by the authors of the training in information security.

Ключевые слова

кейс-метод; информационная безопасность; интерактивные методы; информатика и информационные технологии.

case-method; information security; interactive methods; computer science and information technology.


Разумовский Владислав Андреевич

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

APPLICATION OF DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ADMINISTRATIVE PREPARATION OF PEDAGOGICAL WORKERS

Аннотация

В статье описана реализация подхода к формированию управленческой компетентности педагогических работников с применением дистанционных образовательных технологий. Показаны особенности использования дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в управленческой подготовке. Проиллюстрирована эффективность предлагаемого подхода.

In article the approach realization to formation of administrative competence of pedagogical workers with application of remote educational technologies is described. Features of use of didactic opportunities of information and communication technologies in administrative preparation are shown. Efficiency of offered approach is illustrated.

Ключевые слова

управленческая подготовка; дистанционное обучение; информационные и коммуникационные технологии; проектная технология.

administrative preparation; distance learning; information and communication technologies; design technology.


Ваграменко Ярослав Андреевич, Яламов Георгий Юрьевич, Фанышев Роман Геннадьевич

ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРА КОНТЕНТА, ОЦЕНКИ НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ САМООБРАЗОВАНИЯ

CHOICE OF SOURCES OF INFORMATION, CHARACTER OF THE CONTENT, ASSESSMENT SCIENTIFIC AND SOCIALLY SIGNIFICANT INFORMATION FOR SELF-EDUCATION SUPPORT

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы выбора источников информации из внешних информационных сред, характеристики социально значимой информации и процесс ориентации образовательного контента за счет использования программных компонентов среды программирования Visual Studio 2010 .Net и расширения языка C# – Knowledge.Net. Данные аспекты рассмотрены применительно к формированию базы знаний экспертной обучающей системы с точки зрения их интеграции со средой высокоуровневых языков программирования и хранения компонентов образовательного контента на языке представления знаний экспертной системы.

This article examines the problem of selecting the sources of information from external information environments, and social characteristics of meaningful information and process oriented learning content through the use of software component development environment Visual Studio 2010. Net language extensions and C # - Knowledge.Net. These aspects are considered in relation to the formation of a knowledge base of expert training system in terms of their integration with the environment of high-level programming languages and storage components of the educational content in the language of knowledge representation of expert system.

Ключевые слова

образовательный контент; экспертная система; база знаний экспертной системы; язык представления знаний.

educational content; expert system; knowledge base of expert system; knowledge representation language.


Прозорова Юлия Алексеевна

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУЦИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

STRUCTURE OF EDUCATIONAL INFORMATION EXCHANGE IN PROCESS OF PRODUCING AUTHORING NETWORK INFORMATION RESOURCES

Аннотация

В статье обосновано изменение структуры учебного информационного взаимодействия, осуществляемого в информационно-коммуникационной предметной среде для разработки авторских сетевых информационных ресурсов и организации научно-исследовательской, управленческой, методической и культурно-просветительской деятельности, а также описаны функциональные составляющие такой среды и связи между ними.

In article the change of structure of the educational information exchange which is carried out in the information and communication subject's environment for development of authoring network information resources and the organization of research, administrative, methodical and cultural and educational activity is proved, and also functional components of such environment and communication between them are described.

Ключевые слова

учебное информационное взаимодействие; авторский сетевой информационный ресурс образовательного назначения; информационно-коммуникационная предметная среда; структура учебного информационного взаимодействия.

educational information exchange; authoring network information resource of educational appointment; information and communication subject's environment; structure of educational information exchange.


Грачев Дмитрий Александрович, Лаптев Валерий Викторович

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

SEMANTIC INTEGRATED DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR TRAINING IN PROGRAMMING

Аннотация

Описывается интегрированная среда Semantic IDE для обучения программированию. Редактор кода не является текстовым редактором, а оперирует конструкциями языка и объектами программы. Редактор позволяет представить программу в разных синтаксисах. Описывается работа с проектами, и показаны возможности редактора для подготовки обучающих материалов непосредственно в среде.

Integrated development environment Semantic IDE is described in this article. The editor is not a text one and operates with language constructs and program objects. The editor allows to present the program in different syntaxes. Work with projects is described, and the editor abilities for educational contents creation in the environment are shown.

Ключевые слова

интегрированная среда; Semantic IDE; семантический редактор; учебный язык программирования; семантическое дерево программы; синтаксис как интерфейс.

integrated development environment; Semantic IDE; semantic editor; educational programming language; program semantic tree; syntax as interface.


Ким Владимир Олегович

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

METHODICAL APPROACHES TO PERSONNEL TRAINING OF THE PENSION FUND OF RUSSIA IN THE FIELD OF USE OF MEANS OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация

В статье описаны основные виды аудиторных занятий подготовки кадров Пенсионного фонда России в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий. Представлено описание информационной системы, обрабатывающей результаты обучения сотрудников Пенсионного фонда России. Также рассмотрены дополнительные возможности информационной системы в реализации электронных способов администрирования.

In article main types of classroom occupations of personnel training of the Pension fund of Russia in the conditions of realization of didactic opportunities of informational and communication technologies are described. The description of the intelligence system processing results of tutoring of employees of the Pension fund of Russia is submitted. Padding opportunities of an intelligence system in realization of electronic ways of administration are also considered.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); подготовка кадров; дистанционное обучение; информационная система.

information and communication technologies; personnel training; distance learning; information system.


Деркачева Елена Николаевна, Ежов Герман Александрович, Ежов Станислав Александрович, Кирюшина Анастасия Алексеевна

ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

PRINCIPLES AND TOOLS OF NETWORK PROJECTS ORGANIZATION

Аннотация

Статья посвящена принципам организации сетевых образовательных проектов с учетом современных требований к учебному процессу. Даны описания инструментов по осуществлению проектной деятельности учащихся, с применением современных сетевых технологий.

The article is devoted to the principles of network projects, to meet modern standards for learning. The article describes modern tools for project activities of pupils, using network technologies.

Ключевые слова

инструментальный комплекс проектной деятельности учащихся; электронные образовательные ресурсы; цифровые образовательные ресурсы (ЦОР); проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

instrumental tools for project activities; digital educational resources; digital learning resources; project activity; information and communication technologies.