СОДЕРЖАНИЕ №2.2018


Верхолетова И.Н., Козлов О.А.

ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ

WEB QUEST TECHNOLOGY AS THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FRAMEWORK OF MODERN STANDARDS

Аннотация

Рассмотрен вопрос использования веб-квест технологии для достижения образовательных целей и результатов, определяемых ФГОС. Проведен анализ веб-квеста как технологии проблемного обучения, выявлены преимущества и недостатки их использования в образовательной деятельности.

The article raises the question of the use of modern information and communication technologies in the educational process to achieve educational goals and outcomes defined by the federal state educational standard, for example, the web quest technology.

Ключевые слова

проблемное обучение; информационные технологии; веб-квест; Федеральный государственный образовательный стандарт.

problem-based learning; information technology; web quest; federal state educational standard.


Мостипан Е.П., Щербакова Н.Б.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ В УСЛОВИЯХ ДОМА

READINESS OF PARENTS FOR HEALTH-CORRECTIVE ACTIVITY IN ORGANIZING THE WORK OF STUDENTS ON THE COMPUTER UNDER THE CONDITIONS OF THE HOUSE

Аннотация

Рассмотрены результаты анкетирования родителей детей школьного возраста по проблемам обеспечения здоровьесберегающих условий при работе на компьютере. Проведен их анализ. Представлено основное содержание дистанционного курса «Практические аспекты использования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером».

Results of questioning of parents of children of school age on problems of providing health saving conditions are considered during the work on the computer. The analysis is carried out them. The main maintenance of the remote course «Practical Aspects of Use of Health Saving Technologies during the Work with the Computer» is presented.

Ключевые слова

здоровье обучающихся; компьютер; родители; готовность; здоровьесберегающие условия.

the health of students; computer; parents; readiness; health-saving conditions.


Беленькая О.С., Чехович Ю.В.

АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОБНАРУЖЕНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ

THE ANALYSIS OF LOCAL ACTS OF THE RUSSIAN UNIVERSITIES, REGULATING PROCESSES OF PLAGIARISM DETECTION IN GRADUATION PAPERS

Аннотация

Приведены результаты исследования локальных актов российских вузов (положений, регламентов). Предложен и обоснован новый подход к проведению проверки на объем заимствований, их корректности.

Results of a research of local acts of the Russian higher education institutions (provisions, regulations) are given. New approach to conducting check on the volume of loans, their correctnesses is offered and reasonable.

Ключевые слова

система «Антиплагиат»; оценка оригинальности; проверка на заимствования; выпускные квалификационные работы; письменные работы.

antiplagiat system; assessment of originality; plagiarism detection; graduate qualification works; written papers.


Благинин В.А.

НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОЦЕНКИ ЗАИМСТВОВАНИЙ

SCIENTOMETRIC INDICATORS AND CRITERIA FOR THE PROMOTION OF RESEARCHERS AND PROFESSORS WITH THE USE OF THE ESTIMATION OF BORROWINGS

Аннотация

Рассмотрены новые наукометрические показатели, разработанные на основе стандартных с использованием коэффициента оценки заимствований (плагиата) и возможность их внедрения в систему стимулирования сотрудников научных учреждений и организаций высшего образования. Представлены модели их внедрения с целью повышения эффективности хозяйственного субъекта. Показано, что совместная работа Российского индекса научного цитирования и компании Антиплагиат позволит на основе новых наукометрических показателей повысить качество публикуемых материалов.

New scientometric indicators developed on the basis of standard ones using the coefficient of borrowing (plagiarism) estimation and the possibility of their introduction into the incentive system for employees of scientific institutions and higher education organizations are considered. Models of their introduction are presented with the purpose of increasing the efficiency of the economic entity. It is shown that the joint work of the Russian Scientific Citation Index and the company Antiplagiat will allow to improve the quality of published materials on the basis of new scientific metric indicators.

Ключевые слова

наукометрия; наукометрические показатели; оценка заимствований; стимулирование; РИНЦ; Антиплагиат.

scientometrics; scientometric indicators; estimation of borrowings; incentives; RSCI; Antiplagiat.


Бурлакова Е.В., Качалова С.М.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНТЕНТА КОМПЛЕКСНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ

SYSTEM APPROACH TO THE FORMATION OF THE CONTENT OF COMPLEX INFORMATION EDUCATIONAL PORTALS

Аннотация

Обоснована необходимость использования преподавателями высших учебных заведений возможностей информационных образовательных порталов. Рассмотрены: информационный портал как перспективная форма коммуникации в дистанционном обучении, цель, задачи, характеристики и требования к наполнению и размещению информации на портале, общие дидактические принципы репозитория Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ). Описываются проблемы выявления разновидностей плагиата электронными системами обнаружения заимствований.

The article discusses the need for teachers of higher educational institutions to use the opportunities of information educational portals. The authors investigate the forms of communication of participants of the educational process used in distance learning, assuming that the portals of information resources are one of the promising areas of educational communication. The purpose, tasks, characteristics, requirements for content and placement of information, General didactic principles of the repository of Lipetsk state technical University are considered. Describes issues concerning the identification of varieties of electronic plagiarism detection systems borrowing.

Ключевые слова

компьютерные технологии; плагиат; электронная система обнаружения заимствований; высшее учебное заведение; дистанционное обучение; формы коммуникации; образовательный портал; репозиторий; образовательный процесс; электронный образовательный ресурс.

computer technologies; plagiarism; electronic system of borrowing detection; higher education institution; distance learning; forms of communication; educational portal; repository; educational process; electronic educational resource.


Золкина А.В., Ломоносова Н.В.

ОПЫТ ЭКСПЕРТИЗЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ НИТУ «МИСИС» ПУТЕМ ОБНАРУЖЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

EXPERIENCE OF EXAMINATION OF GRADUATION QUALIFICATION WORKS O NUST «MISIS» STUDENTS BY DETECTION OF TEXTUAL BORROWINGS

Аннотация

Дается обзор опыта использования наиболее популярной в РФ системы обнаружения текстовых заимствований «Антиплагиат.ВУЗ» (на примере университета НИТУ «МИСиС»). Рассматриваются основные проблемы, связанные с экспертной оценкой оригинальности выпускных квалификационных работ студентов. Выявляются перспективы дальнейшего административного развития электронных систем обнаружения текстовых заимствований.

The article gives an overview of the experience of using the most popular in Russia system of detection of text loans «Antiplagiat.UNIVERSITY» (on the example of nust MISIS University). The main problems connected with the expert estimation of originality of final qualification works of students are considered. Prospects of further administrative development of electronic systems for detection of text loans are revealed.

Ключевые слова

информатизация образования; высшее образование; вуз; электронные ресурсы; текстовые заимствования; оригинальность текста; плагиат; антиплагиат; инновационные образовательные технологии.

higher education; university; e-learning resources; digital resources; text drawing; plagiarism; antiplagiarism; innovative educational technologies.


Мирошниченко Н.В.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISTANCE LEARNING BACHELORS OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS IN THE SYSTEM OF OPEN EDUCATION

Аннотация

Рассмотрены актуальные вопросы технологии педагогического сопровождения дистанционного обучения бакалавров прикладной математике и информатике в системе открытого образования.

The article deals with topical issues of the technology of pedagogical support of distance learning bachelors of applied mathematics and Informatics in the system of open education.

Ключевые слова

технология; дистанционное обучение; педагогическое сопровождение; открытое образование; виртуальные научные площадки.

technology; distance education; pedagogical support; open education; virtual science platform.


Русаков А.А., Русакова В.Н.

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАИМСТВОВАНИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ, ПРИНЯТЫЕ В МОСКОВСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

PREVENTION METHODS OF BORROWING SCIENTIFIC TEXTS ADOPTED AT THE MOSCOW UNIVERSITIES

Аннотация

Рассмотрен воспитательный момент бесед, проводимый научным руководителем во время работы со студентом (аспирантом, докторантом). Показано, что данный метод живого общения учителя и ученика является основным, наиболее эффективным методом профилактики заимствования научных текстов.

The educational moment of conversations conducted by the supervisor during work with the student (graduate student, doctoral student) is considered. It is shown that this method of live communication of teacher and student is the main, the most effective method of preventing borrowing of scientific texts.

Ключевые слова

заимствование чужих научных текстов; электронные системы обнаружения заимствований; воспитание в процессе обучения.

borrow of the someone else’s scientific texts; electronic systems of detection of the borrows; education in the course of training.


Давыдочкина С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДАЛЬНЫХ ОКОН ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

THE USE OF MODAL WINDOWS WHEN DEVELOPING THE ELECTRONIC WORKBOOK

Аннотация

Предложен способ использования модального окна при разработке рабочих тетрадей, предназначенных для самостоятельной работы студентов, разработанный на основе каскадных таблиц стилей CSS и языка разметки HTML.

The article describes a method of using a modal window in the development of electronic workbooks designed for independent work of students, developed on the basis of cascading style sheets CSS and HTML markup language.

Ключевые слова

организация самостоятельной работы студентов; рабочая тетрадь; CSS и HTML; электронное пособие.

organization of independent work of students; workbook; CSS and HTML; e-textbook.


Курбесов А.В., Чередниченко О.П.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА

OPTIMIZATION OF PREPARATION PROCESS OF STUDENTS FOR THE COURSE OF ENGINEERING AND COMPUTER GRAPHICS FOR USING MATHEMATICAL APPARATUS

Аннотация

Рассмотрены актуальные вопросы преподавания графических дисциплин в Высших учебных заведениях РФ. Проанализированы перечни заданий, предлагаемых студентам для аудиторного и самостоятельного решения. Обоснованы методы выбора оптимального перечня заданий и предложена формализованная методика, позволяющая существенно уменьшить его трудоемкость как для лектора, так и для студента с использованием соответствующего математического аппарата. Обосновывается возможность использования для решения задач этого типа – «критерия функциональной полноты».

The article deals with actual issues of teaching graphic disciplines in the Higher Educational Institutions of the Russian Federation. The lists of tasks offered to students for an auditor and independent decision are analyzed. The methods for selecting the optimal list of tasks are justified and a formalized methodology is proposed that allows to significantly reduce its laboriousness for both the lecturer and the student using the appropriate mathematical apparatus. The possibility of using for the solution of problems of this type is substantiated - «the criterion of functional completeness».

Ключевые слова

графические дисциплины; компетенции; список задач; алгоритм сравнения; уровень образования; начертательная геометрия; инженерная графика в техническом вузе; компьютерная графика; моделирование; оптимизация.

graphic disciplines; competence list of tasks; the comparison algorithm; level of education; descriptive geometry; engineering graphics in a technical university; computer graphics; modeling; optimization.


Мирошниченко Н.В.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

DESIGNING THE ENVIRONMENT FOR DISTANCE LEARNING OF BACHELORS OF APPLIED MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE IN THE SYSTEM OF OPEN EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация

Обосновывается необходимость разработки модели педагогического сопровождения для проектирования среды дистанционного обучения бакалавров прикладной математики и информатики, параметры модели педагогического сопровождения дистанционного их обучения (целеполагание, структурно-содержательные характеристики, педагогическое сопровождение). Основной целью статьи является описание разработанной модели педагогического сопровождения дистанционного обучения бакалавров прикладной математики и информатики в системе открытого образования.

The necessity of developing a model of pedagogical support for designing the environment of distance learning of bachelors of applied mathematics and computer science, the parameters of the model of pedagogical support of their distance learning (goal-setting; structural and content characteristics; pedagogical support). The main purpose of the article is to describe the developed model of pedagogical support of distance learning of bachelors of applied mathematics and computer science in the system of open education.

Ключевые слова

модель; дистанционное обучение; педагогическое сопровождение; бакалавры; прикладная математика и информатика; система открытого образования.

model; distance learning; pedagogical support; bachelors; applied mathematics and computer science; open education system.


Овчинникова А.Ж.

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ETHICAL ASPECTS OF THE DETECTION OF BORROWINGS IN SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация

Рассматриваются этические аспекты обнаружения заимствований в научных исследованиях, характеризуются основные виды заимствований, анализируются результаты понимания этических аспектов студентами. Статья предназначена для преподавателей, студентов и аспирантов.

Ethical aspects of detection of loans in scientific research are considered, main types of loans are characterized, results of understanding of ethical aspects are analyzed by students. Article is intended for teachers, students and graduate students.

Ключевые слова

заимствования научных исследований; студенты; этические аспекты.

borrowing; students; research the ethical aspects.


Ваграменко Я.А., Кузовлев В.П., Пачина Н.Н.

ОБНАРУЖЕНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

DISCOVERY OF BORROWING AS AN EDUCATIONAL AND INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация

Проведено рассмотрение феномена обнаружения заимствований как образовательно-информационной технологии. Обобщен опыт работы с электронными системами заимствований в образовательной сфере. Представлены основные направления исследования проблемы обнаружения заимствований.

The article considers the phenomenon of finding borrowings, which is presented as an educational and information technology. Generalized experience with electronic systems of borrowing in the educational sphere. The main directions of the investigation of the problem of finding borrowings are presented.

Ключевые слова

обнаружение заимствований; образовательно-информационная технология; технология; электронные системы обнаружения заимствований.

detection of borrowings; educational and information technology; technology; electronic systems for detecting borrowings.


Кузовлев В.П., Кузовлева Н.В., Самойлов А.А.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ

IMPROVING THE QUALITY OF PRODUCTS OF INTELLECTUAL ACTIVITIES THROUGH THE USE OF DETECTION SYSTEMS OF BORROWING

Аннотация

Рассмотрены методические вопросы применения системы «Антиплагиат» в условиях информационно-образовательной среды, с целью повышения качества продуктов интеллектуальной деятельности.

Мethodical questions of application of the system «Antiplagiat» in the conditions of informatively-educational environment, with the aim of improving the quality of products of intellectual activity.

Ключевые слова

внутренняя информационно-образовательная среда; система обнаружения некорректных заимствований «Антиплагиат»; информационные и образовательные ресурсы (средства); учебная работа; воспитательной работа; научная работа.

internal information and educational environment; the system of detecting incorrect borrowings «Antiplagiat»; information and educational resources (means); educational work; educational work; scientific work.


Шебзухова Т.А., Вартумян А.А., Оробинская В.Н.

ПРОБЛЕМА «НЕКОРРЕКТНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ» ПРИ НАПИСАНИИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

THE PROBLEM OF «INCORRECT BORROWINGS» IN THE WRITING OF SCIENTIFIC ARTICLES AND METHODS OF ITS DECISION

Аннотация

Проведен анализ актуальности проблемы, связанной с «некорректными заимствованиями» в научных публикациях. Проанализирована сущность, причина возникновения плагиата и ее последствия. Обсуждаются современные методы решения данной проблемы, основанные на оценке по шкале «некорректных заимствований», присутствующие в научной работе, современные программы, позволяющие в той или иной степени определить форму заимствований. Подчеркнута ключевая роль рецензирования научной работы профессиональными и независимыми экспертами.

The analysis of the relevance of the problem associated with «incorrect borrowings» in scientific publications. The essence, the reason of plagiarism and its consequences are analyzed. Modern methods of solving this problem, based on the evaluation on the scale of “incorrect borrowings”, present in the scientific work, modern programs that allow to determine the form of borrowing to a certain extent, are discussed. The Key role of expert evaluation of scientific work by professional and independent experts is emphasized.

Ключевые слова

«некорректные заимствования»; программные средства антиплагиата; научные публикации; шкала некорректности заимствований; плагиат; профессиональное рецензирование.

«incorrect borrowing»; software plagiarism; scientific publications; the scale of the impropriety of borrowing; plagiarism; professional review.


Ротобыльский К.А.

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE DEVELOPMENT OF REMOTE TECHNOLOGIES AND E-LEARNING IN THE REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация

Представлен опыт Липецкого ИРО по развитию дистанционных технологий и электронного обучения при реализации программ дополнительного профессионального образовании (повышения квалификации) педагогических работников. Актуализируется потребность в построении целостной системы электронного обучения на уровне образовательной организации, содержится характеристика разработанной кафедрой информационно-технологического образования системы электронного обучения в ИРО, обозначаются перспективные направления развития.

The article presents the Lipetsk IRO’s experience in the development of remote technologies and e-learning during the implementation of programs of teaching stuff’s additional professional education (advanced training). The needs to build a holistic e-learning system at the level of an educational organization are actualized. The Lipetsk IRO’s e-learning system, developed by the department of information and technological education, is characterized. The perspective directions of its development are designated.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации; программа; проекты; вики-сайт; электронное обучение; фреймворк; дистанционные технологии.

programs of teaching stuff’s additional professional education; projects; wiki-site; e-learning; framework; remote technologies.


Пачина Н.Н., Черных Л.А., Блинникова О.Н., Пачин Г.Р., Пачин А.Р.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ

BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF WORK WITH ELECTRONIC SYSTEMS OF DETECTING BORROWINGS

Аннотация

Изложены методические основы работы с электронными системами обнаружения заимствований (ЭСОЗ) в оказании услуг для научно-образовательного сегмента рынка. Описывается алгоритм определения нормативного процента оригинальности научных и учебных работ.

The article reveals the methodological foundations of working with electronic systems for detecting borrowings in the provision of services for the scientific and educational market segment. An algorithm for determining the normative percent of originality of scientific and educational works is described.

Ключевые слова

методические основы; электронные системы обнаружения заимствований; научно-образовательный сегмент рынка; нормативный процент оригинальности текста.

methodological basis; electronic systems for detecting borrowings; the scientific and educational segment of the market; the normative percentage of originality of the text.


Русаков А.А., Кузовлева Н.В., Пачина Н.Н.

СОТРУДНИЧЕСТВО Я.А. ВАГРАМЕНКО И В.П. КУЗОВЛЕВА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

COOPERATION YA.А. VAGRAMENKO AND V.P. KUZOVLEV IN THE FIELD OF COMPUTERIZATION OF EDUCATION

Аннотация

Описывается многоаспектное сотрудничество двух Ученых Я.А. Ваграменко и В.П. Кузовлева в области информатизации образования.

The article describes the multifaceted cooperation of two Scientists Ya.A. Vagramenko and V.P. Kuzovlev in the field of computerization of education.

Ключевые слова

сотрудничество; информатизация образования; научная деятельность.

cooperation; informatization of education; scientific activity.