СОДЕРЖАНИЕ №2.2019


Бешенков С.А., Матвеева В.А.

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ICT COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES

Аннотация

В статье авторы анализируют ИКТ-компетентность учителя начальной школы с точки зрения современной гуманистической, компетентностной парадигмы в образовании. Раскрывают структуру и содержание ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов, дают определение понятию «ИКТ-компетентность будущего учителя начальных классов».

In the article, the author analyzes ICT competence of an elementary school teacher from the point of view of a modern humanistic, competence paradigm in education. The author reveals the structure and content of ICT competence of the future primary school teacher, defines the concept of ICT competence of the future primary school teacher.

Ключевые слова

ИКТ-компетентность; гносеологический; аксиологический; праксиологический; профессионально-личностный; коммуникативные компоненты; семиотика; семиотическая компетентность; знаково-символическая деятельность.

ICT competence; gnoseological; axiological; praxeological; professional and personal components; communicative components; semiotics; semiotic competence; sign-symbolic activity.


Мирзоев М.С., Махмадалиев Э.Ш.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К КОНВЕРГЕНТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

TRAINING TEACHERS TECHNOLOGIES FOR CONVERGENT TEACHING INFORMATICS AND TECHNOLOGY IN BASIC SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN)

Аннотация

Рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки учителя технологии к преподаванию конвергентного курса «Технология и Информатика» в общеобразовательных школах Республики Таджикистан (РТ). Анализируется понятие «Технология» в системе образования и дается определение школьного курса «Технология» в условиях РТ.

The article discusses the theoretical and practical aspects of preparing a technology teacher to teach a convergent course «Technology and Informatics» in general education schools of the Republic of Tajikistan; the concept of «Technology» in the education system is analyzed and the definition of the school course «Technology» in the context of the Republic of Tajikistan is given.

Ключевые слова

конвергенция; обучение; информатика; технология; учитель; структура; содержание; деятельность; технологическая; аспект; понятийный; методический и программно-технологический.

convergence; learning; computer science; technology; teacher; structure; content; activity; technological; aspect; conceptual; methodical and program-technological.


Лосев Н.В.

ФОРМИРОВАНИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПОМ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

THE FORMATION OF THE MODULAR STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN ACCORDANCE WITH THE PRINCIPLE OF LEVEL DIFFERENTIATION

Аннотация

Обоснована педагогическая целесообразность построения блочно-модульных структур в соответствии с принципом уровневой дифференциации. Предложена трехуровневая дифференциация блочно-модульных структур. Сформулированы педагогико-технологические требования к электронным образовательным ресурсам, используемым при разработке образовательного контента уровневых блочно-модульных структур, приведен пример формирования такой структуры.

The pedagogical expediency of building block-modular structures in accordance with the principle of level differentiation is substantiated. A three-level differentiation of block-modular structures is proposed. Pedagogical and technological requirements for electronic educational resources used in the development of educational content for block-module-level structures are formulated, and an example of the formation of such a structure is given.

Ключевые слова

технология обучения; дидактические принципы; педагогико-технологические требования; индивидуальная образовательная технология; уровневая блочно-модульная структура; электронные образовательные ресурсы.

learning technology; didactic principles; pedagogical and technological requirements; individual educational technology; level block-modular structure; electronic educational resources.


Тюхова П.Ю.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

MODERN DIGITAL TECHNOLOGY POTENTIAL IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ENGLISH COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования некоторых современных цифровых технологий при обучении английскому языку, обсуждается их роль в процессе развития коммуникативной компетенции и в стимулировании готовности обучающихся к образованию и саморазвитию.

The article discusses the possibilities of using some modern digital technologies in teaching English, their role in the process of developing communicative competence and in stimulating students’ readiness for education and self-development.

Ключевые слова

современные цифровые технологии в обучении иностранному языку; самостоятельность обучающихся.

modern digital technologies in learning a foreign language students; independence.


Крючкова К.С.

ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

VIRTUAL ACADEMIC MOBILITY OF FUTURE TEACHERS AS A MODERN TREND OF HIGHER EDUCATION

Аннотация

В статье дается обоснование актуальности темы виртуальной академической мобильности будущих учителей, раскрываются основные ее преимущества в сравнении с реальной мобильностью. Описываются основные результаты констатирующего эксперимента по определению начального уровня готовности студентов к виртуальной академической мобильности.

The article provides a justification of the relevance of the topic of virtual academic mobility of future teachers, reveals its main advantages in comparison with real mobility. The main results of the ascertaining experiment to determine the initial level of students’ readiness for virtual academic mobility are described.

Ключевые слова

академическая мобильность; виртуальная академическая мобильность; обучение будущих учителей; онлайн-курсы; дистанционное обучение.

academic mobility; virtual academic mobility; training of future teachers; online courses; distance learning.


Карелина М.В.

ПРИНЦИПЫ ТИПИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ ТРАНСПОРТА

PRINCIPLES OF TYPIZATION OF HIGH-TECH SIMULATORS FOR TRANSPORT ENGINEERS

Аннотация

Проведен анализ высокотехнологичных тренажеров и предложена их новая типизация. Определены особенности тренажеров и характерные признаки, которые возможно использовать при подготовке будущих специалистов в транспортных вузах.

The article analyzes high-tech simulators and affords its new typing. It determines their features and characteristics features, which can be used in the training of future specialists in transport universities.

Ключевые слова

типизация; высокотехнологичные тренажеры; методический и классификационный признаки; характеристика.

typification; high technology simulators; methodical and classification features; characteristics.


Черепанова А.Л.

ОБУЧЕНИЕ МОНГОЛЬСКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ТЕМЕ «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ MS EXCEL» НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

TRAINING МONGOLIAN STUDENTS OF THE THEME «MS EXCEL STATISTICAL FUNCTIONS» AT THE PREPARATORY DEPARTMENT

Аннотация

Рассмотрены особенности обучения иностранных студентов в российских вузах на примере подхода к обучению монгольских слушателей на подготовительном отделении теме «Статистические функций MS Excel».

The article discusses the peculiarities of teaching foreign students in Russian universities on the example of the approach to teaching Mongolian students at the preparatory department on the topic «Statistical Functions of MS Excel».

Ключевые слова

иностранные студенты; информатика; методика обучения; подготовительное отделение; статистические функции; учебная культура.

foreign students; computer science; teaching methodology; preparatory department; statistical functions; education culture.


Михаэлис С.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ГРУППЕ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА

METHODICAL MATERIALS FOR HOLDING OF AN OPEN LESSON IN INFORMATICS FOR A GROUP OF FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DIVISION IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация

Рассматривается методика проведения открытого лабораторного занятия в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Информатика» по теме «Статистические функции MS Excel» в группе иностранных слушателей подготовительного отделения Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) с подробным описанием всех этапов, присущих уроку.

The article deals with teaching techniques an open laboratory lesson as part of the additional general education Informatics program for the subject «Statistical Functions in MS Excel» for a group of foreign students of preparatory division of the Irkutsk State University of Railway (IrGUPS) with the detailed description of all stages of a lesson.

Ключевые слова

иностранные студенты; иностранные слушатели; информатика; статистические функции MS Excel.

foreign students; foreign listeners; informatics; statistical functions MS Excel.


Гордеева И.А., Наумова С.Б.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ» ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

THE SYSTEM OF TASKS FOR THE THEME «ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND INTELLIGENT ALGORITHMS» FOR UNDERGRADUATE TEACHING AREAS

Аннотация

В статье приводятся задания для организации занятий с бакалаврами педагогического направления по дисциплине «Методика обучения информатике» на тему «Искусственный интеллект». Задания сгруппированы по блокам: задания к практическим занятиям, лабораторным работам и задания для самостоятельной работы. Обоснована их педагогическая целесообразность для достижения целей обучения.

The article presents the tasks for the organization of classes with bachelors of pedagogical direction in the discipline «Methods of teaching computer science» on «Artificial intelligence». Tasks are grouped into blocks: tasks for practical classes, laboratory work and tasks for independent work.

Ключевые слова

бакалавр педагогического направления; искусственный интеллект; язык Пролог; методика преподавания информатики; метод проектов.

bachelor of teaching areas; artificial intelligence; Prolog; computer science teaching methods; project method.


Емец Н.П.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING IN THE COURSE OF PHYSICS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация

В статье анализируются проблемы, связанные с методикой преподавания физики в Школе педагогики ДВФУ. Обсуждаются перспективные возможности использования информационных технологий в курсе физики, а также решение ряд методических проблем. Излагается собственный опыт по внедрению компьютерного моделирования экспериментов, являющихся фундаментом современной квантовой физики. Даны методические рекомендации и дидактические аспекты их использования в учебном процессе. На примере ряда компьютерных экспериментов по курсу квантовой физики показана эффективность их применения в лабораторном практикуме педагогического вуза.

The article analyzes the problems associated with the methods of teaching physics at the School of Pedagogy FEFU. Discusses promising opportunities for the use of information technology in the course of physics, as well as the solution of a number of methodological problems. His own experience in introducing computer simulation of experiments, which are the foundation of modern quantum physics, is presented. Given the methodological recommendations and didactic aspects of their use in the educational process. By the example of a number of computer experiments at the rate of quantum physics, the effectiveness of their use in a laboratory of a pedagogical university is shown.

Ключевые слова

информационные технологии; интерактивная компьютерная модель; квантовая физика; лабораторный практикум; педагогическое образование.

information technologies; interactive computer model; quantum physics; laboratory practical work; pedagogical education.


Курбесов А.В., Мирошниченко И.И., Сердюкова М.А., Аручиди Н.А.

РАЗРАБОТКА ПОРТАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В ИНТЕРАКТИВНУЮ СИСТЕМУ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVELOPMENT OF A PORTAL FOR ELECTRONIC CONFERENCES AND ITS EVOLUTION IN INTERACTIVE MACHINE LEARNING

Аннотация

В статье приведены результаты разработки портала проведения электронных конференций: представлены требования к разработанному программному продукту и его основные функции. Проанализированы достоинства и недостатки свободного фреймворка Django 1.9. Показана возможная эволюция разработанного портала в интерактивную систему машинного обучения.

The article presents the results of the development of the e-conference portal: the requirements for the developed software product and its main functions. The advantages and disadvantages of the free Django 1.9 framework are analyzed. The possible evolution of the developed portal into an interactive machine learning system is shown.

Ключевые слова

автоматизация процесса проведения конференций; фреймворк; моделирование; стохастические модели; оптимизация.

e-conference portal; automation of the conference process; framework; simulation; stochastic models; optimization.


Бажина П.С., Жигалова О.П., Куприенко А.А., Лисенко М.Л., Толстопятов А.В.

AR/VR-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБЛАСТЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

AR/VR TECHNOLOGIES IN EDUCATION:THE AREA OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация

В статье представлены основные направления и предварительные результаты научно-исследовательской деятельности лаборатории педагогической психофизиологии Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования.

The article presents the main directions and preliminary results of research activities of the laboratory of pedagogical psychophysiology of the far Eastern regional scientific center of the Russian Academy of education.

Ключевые слова

технология дополненной реальности; AR-технология; VR-технология; технология виртуальной реальности; использование AR/VR-технологий в образовании.

augmented reality technology; AR technology; VR technology; virtual reality technology; the use of AR/VR technologies in education.