СОДЕРЖАНИЕ №2.2020


Софронова Н.В., Сорокин С.С.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКЕ

FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING ROBOTICS

Аннотация

В статье раскрыты структурно-логические связи процесса обучения робототехнике и формирования универсальных учебных действий младших школьников. Экспериментально доказано, что у школьников, занимающихся в кружках робототехники активнее развиваются все компоненты универсальных учебных действий, а именно, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

The article reveals the structural and logical connections between the process of teaching robotics and the formation of universal educational actions of primary school children. It is experimentally proved that students engaged in robotics clubs actively develop all components of universal educational actions, namely, regulatory, cognitive and communicative.

Ключевые слова

робототехника; младшие школьники; универсальные учебные действия.

robotics; primary school children; universal educational actions.


Куликова Н.Ю.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ТЕХНОЛОГИИ И ПЛАТФОРМЫ

INTERACTIVE INTERACTION OF SCHOOLCHILDREN ON THE INTERNET: TECHNOLOGIES AND PLATFORMS

Аннотация

Рассматриваются вопросы интерактивного взаимодействия учащихся в сети Интернет на основе современных информационных технологий и онлайн платформ. Обсуждаются изменения в системе образования, связанные новыми возможностями сети Интернет по включению учащихся в различные виды познавательной деятельности. Рассматривается феномен клипового мышления и особенности социального поведения учащихся в процессе адаптации к большим потокам информации и изменениям коммуникаций в современном информационном пространстве. Особое внимание уделяется понятиям «интерактивность» и «интерактивное обучение» в условиях учебного взаимодействия на основе онлайн сообществ, социальных сетей и популярных онлайн платформ в сети Интернет. Выделяются технологии интерактивного взаимодействия учащихся, а также раскрываются возможности реализации этих технологий в виртуальной среде с использованием сервисов Интернета и мобильных устройств.

The article discusses the interactive interaction of schoolchildren on the Internet based on modern information technologies and online platforms. Changes in the education system associated with the new capabilities of the Internet to include students in various types of cognitive activities are discussed. The phenomenon of clip thinking and features of the social behavior of schoolchildren in the process of adaptation to large flows of information and changes in communication in the modern information space are considered. Particular attention is paid to the concepts of «interactivity» and «interactive learning» in the context of educational interaction based on online communities, social networks and popular online platforms on the Internet. The technologies of interactive interaction between schoolchildren are highlighted, and the possibilities of implementing these technologies in a virtual environment using Internet services and mobile devices are revealed.

Ключевые слова

online learning; online tools, interactivity; interactive tools; internet service.

robotics; primary school children; universal educational actions.


Джонмахмадов И.Т.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЕТЕВЫМ ОПЕРАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

TEACHING METHODS FOR NETWORK OPERATING SYSTEMS IN THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Аннотация

В статье изложена методика обучения учащихся старших классов сетевым операционным системам в системе школьного образования республики Таджикистан. Представлены методические подходы к изучению темы «Сетевые операционные системы». Обоснованы определения сетевых операционных систем и перечислены основные их функции. Описаны этапы проведенного урока по указанной теме и отмечены ключевые слова для выучивания учащимися, приведены практические работы для закрепления учебного материала.

This article sets out the methodology for teaching high school students to network operating systems. Methodological approaches to the study of the topic «Network Operating Systems» are presented. The definitions of network operating systems are substantiated and their main functions are listed. The stages of the lesson on this topic are described and the keywords for learning by students are marked, practical work is selected to consolidate the training material.

Ключевые слова

сеть; операционная система; методика обучения; информатика; ИКТ; старшая школа.

network; operating system; methodology training; computer science; ICT; high school.


Бауэр В.П., Скибицкий Э.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES USING DIDACTIC SUPPORT

Аннотация

Рассмотрены проблемы формирования информационной компетентности курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Исследована сущность и структура понятия «информационная компетентность курсанта военной образовательной организации высшего образования». Выделены показатели, свойства и функции данного понятия. Проведен анализ словосочетания «дидактическое обеспечение». Разработана его структура и содержание. Предложена педагогическая технология формирования информационной компетентности курсантов с использованием дидактического обеспечения. Сформулированы основные задачи, решаемые предложенной педагогической технологией.

The problems of formation of information competence of cadets of military educational organizations of higher education are considered. The essence and structure of the concept «information competence of a cadet of a military educational organization of higher education» is studied. Indicators, properties and functions of this concept are highlighted. The article analyzes the phrase «didactic support». Its structure and content have been developed. A pedagogical technology for the formation of information competence of cadets using didactic support is proposed. The main tasks solved by the proposed pedagogical technology are formulated.

Ключевые слова

информационная компетентность; дидактическое обеспечение; педагогическая технология; курсанты; военный институт.

information competence; didactic support; pedagogical technology; cadets; military institute.


Миронова Л.И., Бурцев А.Г., Некрасов А.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

IMPROVING THE TRAINING OF FUTURE MASTER URBAN PLANNERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация

Статья посвящена разработке новой образовательной программы «Геоинформатика и обработка данных в градостроительстве» для будущих магистров, обучающихся по магистерской программе «Городское строительство и развитие инфраструктур» в институте Строительства и архитектуры Уральского федерального университета. Новая программа основана на использовании методов статистического анализа пространственных данных для решения прикладных градостроительных задач.

The article is devoted to the development of a new educational program «Geoinformatics and data processing in urban planning» for future masters studying under the master’s program «Urban construction and infrastructure development» at the Institute of Construction and architecture of the Ural Federal University. The new program is based on the use of methods of statistical analysis of spatial data for solving applied urban planning problems.

Ключевые слова

магистранты; цифровая экономика; цифровизация строительства; геоинформатика; градостроительство; учебно-методический комплекс.

undergraduates; digital economy; digitalization of construction; Geoinformatics; urban planning; educational and methodological complex.


Байрамгалиев Р.А., Нефедова В.Ю.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ

METHODS OF TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES THE BASICS OF COMPUTER LAYOUT

Аннотация

В статье отмечается необходимость преподавания основ компьютерной верстки студентам педагогических вузов. Рассматриваются дидактические средства, формы, методы обучения студентов основам компьютерной верстки на примере программ Microsoft Publisher и Scribus. Приводятся примеры заданий разного уровня сложности с учетом индивидуальных предпочтений обучаемых.

The article notes the need for teaching the basics of computer layout to students of pedagogical universities. Didactic tools, forms, methods of teaching students the basics of computer typesetting are examined using the Microsoft Publisher and Scribus programs as examples. Examples of tasks of different difficulty levels are given taking into account the individual preferences of the students.

Ключевые слова

методика обучения; компьютерная верстка; подготовка студентов педагогических вузов в области компьютерной верстки.

teaching methodology; computer layout; training of students of pedagogical universities in the field of computer layout.


Токтарова В.И., Федорова С.Н., Шпак А.Е.

УРОВНЕВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЕ

LEVEL REPRESENTATION OF LEARNING CONTENT OF MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS IN ADAPTIVE SYSTEM

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с моделированием содержания математической подготовки студентов в адаптивной системе. Обозначено стратегическое направление повышения качества математической подготовки студентов вузов, определяемое как перевод процесса обучения в адаптивную систему, в которой учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Раскрыты модели представления знаний и языки описания знаний на основе различного математического аппарата. Построена и проанализирована собственная модель знаний адаптивной системы обучения математике студентов вузов на основе семантических и таксономических свойств онтологического моделирования. Представлено уровневое соотношение содержания обучения в адаптивной системе математической подготовки студентов.

The article deals with the issues related to modeling the content of mathematical training of students in the adaptive system. It defines the strategic direction of improving the quality of mathematical training of university students which is the transition of the learning process into an adaptive system that takes into account the individual characteristics of. The article reveals knowledge representation models and knowledge description languages based on various mathematical tools. The authors constructed and analyzed the own knowledge model of the adaptive system for teaching mathematics to university students based on semantic and taxonomic properties of ontological modeling. The article presents the level ratio of the learning content in the adaptive system of mathematical training of students.

Ключевые слова

математическая подготовка; адаптивная система; содержание обучения; уровень; студент; вуз; педагогическое проектирование; модель.

mathematical training; adaptive system; learning content; level; student; higher educational institutions; instructional design; model.


Шеина Т.Ю.

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПГНИУ)

PROBLEMS OF TEACHING PROGRAMMING OF STUDENTS-FIRST-YEAR OF IT SPECIALTIES (FROM EXPERIENCE AT THE MECHANICAL-MATHEMATICAL FACULTY OF PSNRU)

Аннотация

Рассмотрены основные проблемы обучения программированию студентов-первокурсников IT-специальностей вузов, а также описаны возможные пути их решения. Особое внимание уделено проблеме изучения темы «программирование» на уроках информатики в школе, а также овладению учениками познавательными универсальными учебными действиями.

The article describes the main problems of teaching programming to first-year students of IT-specialties of higher education institutions, as well as describes possible ways to solve them. Special attention is paid to the problem of studying the topic «programming» in computer science classes at school, as well as mastering students cognitive universal educational activities.

Ключевые слова

преподавание информатики; обучение программированию; ЕГЭ по информатике; IT-технологии; преподавание в вузе.

computer science teaching; programming training; USE in computer science; IT-technology; teaching in higher schools.


Казиахмедов Т.Б.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

PRINCIPLES OF FORMATION OF THE CONTENT OF PROGRAMMING TRAINING FOR MASTERS IN THE FIELD OF TRAINING «PEDAGOGICAL EDUCATION»

Аннотация

Представлены некоторые результаты исследования автора в области подготовки магистров в предметной области «Информатика» в аспекте обучения компонентам информатики как науки, построения системы обучения информатике с использованием современных информационных технологий, владения методологией образовательной деятельности с использованием активных форм и методов обучения, в том числе и дистанционных.

The article presents some results of research in the field of master’s training in the subject area «Informatics» in the aspect of teaching components of Informatics as a science, building a system of teaching Informatics using modern information technologies, mastering the methodology of educational activities using active forms and methods of training, including distance learning.

Ключевые слова

дисциплины информатики; программирование микроконтроллеров и роботов; методы разработки алгоритмов; профильная информатика; активные формы и методы обучения информатике.

disciplines of computer science; programming microcontrollers and robots; algorithms development methods; specialized computer science; active forms and methods of teaching computer science.


Роберт И.В.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE DIGITAL PARADIGM

Аннотация

В статье описаны изменения, произошедшие в образовании в связи с активным и систематическим использованием цифровых технологий в образовательных целях, выявлены позитивные и негативные последствия этого процесса. Введено понятие аксиологического подхода к развитию образования периода цифровой трансформации. Представлены перспективные фундаментальные и прикладные исследования, определяющие развитие образования периода цифровой парадигмы в контексте аксиологического подхода.

The article describes the changes that have occurred in education due to the active and systematic use of digital technologies for educational purposes, and identifies positive and negative consequences of this process. The concept of axiological approach to the development of education in the period of digital transformation is introduced. The article presents promising fundamental and applied research that determines the development of education in the digital paradigm period in the context of an axiological approach.

Ключевые слова

интеллектуальные информационные системы; информационная безопасность личности; информационно-образовательное пространство; информационные и коммуникационные технологии; искусственный интеллект; конвергенция педагогической науки и информационных технологий; трансфер-интегративная область научного знания; цифровая парадигма образования; цифровая трансформация образования; цифровая информационно-образовательная среда; цифровые технологии.

intelligent information systems; information security of the individual; information and educational space; information and communication technologies; artificial intelligence; convergence of pedagogical science and information technologies; transfer-integrative field of scientific knowledge; digital paradigm of education; digital transformation of education; digital information and educational environment; digital technologies.


Бешенков С.А., Яламов Г.Ю.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА

INFORMATION THREATS TO THE DIGITAL SOCIUM

Аннотация

Рассмотрены цифровые технологии в аспекте актуальных или потенциальных рисков и информационных угроз в условиях цифрового социума. Показаны предпосылки и факторы их возникновения. Выделены, обобщены и упорядочены их основные источники в соответствии с вызываемыми негативными последствиями в реалиях современного общества.

Digital technologies are considered in the aspect of actual or potential risks and information threats in a digital society. The prerequisites and factors of their occurrence are shown. Their main sources are identified, generalized and ordered in accordance with the negative consequences caused in the realities of modern society.

Ключевые слова

информационные технологии; информационные риски и угрозы; информационное общество; «цифровая экономика»; кибербезопасность; защита информации; киберугроза; кибератака; утечка данных.

information technology; information risks and threats; Information society; «Digital economy»; cybersecurity; data protection; cyber threat; cyberattack; data leak.


Мухаметзянов И.Ш.

ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

TRAINING PARENTS OF STUDENTS FOR IMPLEMENTATION OF DISTANCE EDUCATION UNDER CONDITIONS OF USE OF INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация

На основании анализа некоторых итогов трех месяцев пандемии и особенностей дистанционного обучения в этот период обоснована необходимость актуализации взаимодействия образовательной организации с родителями учащихся и разработки программ повышения их информационной компетентности в части организации и реализации дистанционного обучения их детей.

Based on the analysis of some results of the three months of the pandemic and the features of distance learning during this period, the need to update the interaction of the educational organization with the parents of students and the development of programs to improve their information competence in the organization and implementation of distance learning for their children is justified.

Ключевые слова

информационная компетенция родителей учащегося; информационная культура; дистанционное обучение.

information competence of the student's parents; information culture; distance education.