СОДЕРЖАНИЕ № 2.2021


Мирзоев М.С., Джонмахмадов И.Т.,Тагоев З.З.

МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PLACE AND ROLE OF INFORMATICS IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION

Аннотация

В статье излагается значимость учебного предмета «Информатика» в системе основного общего школьного образования как дисциплины, дающей представления о научно-информационной и научно-технологической картинах мира и обеспечивающей формирование информационной, алгоритмической, технологической культуры личности и развитие практической деятельности учащихся в предметной области «Информатика». На основе требований нового проекта ФГОС школьного образования предложены структура и содержание школьного курса «Информатика» для базового уровня в основной школе и количество часов для освоения учебного предмета и достижения соответствующих личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

The article describes the importance of the subject «Informatics» in the system of basic general school education as a discipline that gives an idea of the scientific-information and scientific-technological pictures of the world and provides the formation of information, algorithmic, technological culture of the individual and the development of practical activities of students in the subject area «Informatics». Based on the requirements of the new project of the Federal State Educational Standard for School Education, the structure and content of the school course «Informatics» for the basic level in the main school and the number of hours for mastering the subject and achieving the corresponding personal, subject and metasubject learning outcomes are proposed.

Ключевые слова

школа; обучение; информатика; ФГОС; реальность; структура; содержание; условия; результат.

school; training; computer science; GEF; reality; structure; content; conditions; result.


Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., Лукичева А.В.

МОДЕЛЬ ОНЛАЙН КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

A MODEL OF THE ONLINE COURSE «STUDENT SAFETY IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT»

Аннотация

В статье раскрываются подходы к построению модели онлайн курса «Безопасность учащихся в цифровой образовательной среде». Автор обосновывает необходимость включения в данный курс актуальных проблем современной информационной среды таких как агрессия и девиантное поведение в социальных сетях, возникновение асоциальных сетевых сообществ, развитие различных видов компьютерных зависимостей личности.

The article reveals the approaches to the construction of the online course «Student safety in the digital educational environment». The author substantiates the need to include in this course the actual problems of the modern information environment, such as aggression and deviant behavior in social networks, the emergence of antisocial network communities, the development of various types of computer addictions of the individual.

Ключевые слова

информационное общество; информационные угрозы; онлайн-образование; онлайн курс; информационная безопасность учащихся; информационная среда.

information society; information threats; online education; online course; information security of students; information environment.


Яламов Г.Ю.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR SMALL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация

Рассмотрен ряд вопросов формирования цифровой образовательной среды малокомплектных школ, имеющих актуальный характер в современных условиях. Приведены данные исследований в рассматриваемой области, на основании которых сделан вывод о необходимости совершенствования и развития цифровой образовательной среды (ЦОС) малокомплектных школ в аспекте стандарта «Цифровая школа». Определены возможные направления дальнейшего развития и формирование цифровой образовательной среды малокомплектных сельских школ.

A number of issues of the formation of the digital educational environment of small schools, which are relevant in modern conditions, are considered. The article presents the research data in this area, on the basis of which the conclusion is made about the need to improve and develop the digital educational environment (DSP) of small schools in the aspect of the standard «Digital School». The possible directions of further development and formation of the digital educational environment of small rural schools are determined.

Ключевые слова

малокомплектная образовательная организация; малокомплектная школа; цифровая образовательная среда; информационное пространство; дистанционное обучение; цифровые образовательные технологии.

small educational organization; small school; digital educational environment; information space; distance learning; digital educational technologies.


Попов М.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация

На основе анализа исследований в области развития познавательного интереса, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучении, а также требований образовательных стандартов к формированию познавательных универсальных учебных действий определены этапы организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Based on the analysis of research on the development of cognitive interest, the implementation of the possibilities of information and communication technologies in teaching, as well as the requirements of educational standards for the formation of cognitive universal educational actions, the stages of organizing educational and cognitive activities in the process of teaching mathematics using information and communication technologies are determined.

Ключевые слова

информационная деятельность; информационно-образовательная среда; информационное взаимодействие; информационные и коммуникационные технологии; информационный образовательный ресурс; познавательные задачи; познавательный интерес; учебно-познавательная деятельность.

information activity; information and educational environment; information interaction; information and communication technologies; information educational resource; cognitive tasks; cognitive interest; educational and cognitive activity.


Нефедова В.Ю., Кривоплясова Е.В., Микаелян А.К., Ишмаева А.И.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНКУРСЕ РОБОТОТЕХНИКИ

EXPERIENCE OF TRAINING AND PARTICIPATION OF STUDENTS IN THE ROBOTICS COMPETITION

Аннотация

В работе рассмотрен опыт участия в конкурсах по робототехнике, приведены решения типовых задач, проведен анализ отзывов учителей-предметников о мероприятиях такого рода.

The paper considers the experience of participating in competitions in robotics, provides solutions to typical problems, analyzes the feedback of subject teachers about events of this kind.

Ключевые слова

методика преподавания информатики; методика преподавания робототехники; информатика; робототехника; образовательная робототехника; конкурсы.

methods of teaching computer science; methods of teaching robotics; computer science; robotics; robotics in education; competitions.


Гордеева И.А., Давлетярова Е.П., Николаева И.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ «ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

THE USE OF ADVANCED LEARNING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE MODULE «NUMERICAL METHODS AND COMPUTER MODELING»

Аннотация

В статье рассматривается технология перспективно-опережающего обучения. Приведены примеры заданий, используемых в рамках применения данной технологии при изучении модуля «Численные методы и компьютерное моделирования» школьного курса информатики.

The article deals with the technology of advanced training. Examples of tasks used in the application of this technology in the study of the module «Numerical methods and computer modeling» of the school course of computer science are given.

Ключевые слова

системно-деятельностный подход; перспективно-опережающее обучение; численные методы; компьютерное моделирование.

system-activity approach; advanced training; numerical methods; computer modeling.


Матвеева В.А.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

METHODOLOGY FOR THE FORMATION OF THE METASUBJECT COMPONENT OF ICT COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS: THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

Аннотация

В ходе исследования установлено, что ИКТ-компетентность рассматривается современными исследователями как инструмент в достижении метапредметных результатов. Рассмотрена ИКТ-компетентность как структурная единица, содержащая метапредметную составляющую. Предложено конкретизировать структурно-содержательную модель ИКТ-компетентности, включив в неё метапредметную составляющую (семиотический, технологический, интегративный компоненты), на примере будущих учителей начальный классов. С целью формирования метапредметной составляющей разработана методика, основанная на сопряженности современных образовательных технологий, методе «сквозных» задач, актуализированной типологии задач по способу обработки и представления информации. Получены статистически значимые различия между данными, полученными на констатирующем и формирующем этапах, на основании чего были сделаны выводы об эффективности методики формирования ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов.

The study found that ICT competence is considered by modern researchers as a tool in achieving metasubject results. The article considers ICT competence as a structural unit containing a meta-subject component. It is proposed to specify the structural and content model of ICT competence, including a meta-subject component (semiotic, technological, integrative components), using the example of future primary school teachers. In order to form a meta-subject component, a methodology based on the conjugacy of modern educational technologies, the method of «cross-cutting» tasks, and an updated typology of tasks based on the method of processing and presenting information is developed. Statistically significant differences between the data obtained at the ascertaining and formative stages were obtained, on the basis of which conclusions were drawn about the effectiveness of the methodology for forming the ICT competence of future primary school teachers.

Ключевые слова

метапредметная составляющая ИКТ-компетентности: семиотический, технологический, интегративный компоненты; метод «сквозных» задач; опытно-экспериментальная работа

metasubject component of ICT competence: semiotic, technological, integrative components; method of «cross-cutting» tasks; experimental work.


Русаков А.А., Поседько С.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СВЯЗИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING PRESCHOOLERS USING INFORMATION TECHNOLOGIES FOR COMMUNICATION OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WITH PARENTS

Аннотация

Рассматривается способ непрерывного информационного обмена между педагогом дополнительного образования и родителями дошкольников как дополнительный инструмент педагога в обучении детей. Приведены разработанные методические рекомендации по синхронному информационному обмену между педагогом и родителями, направленные на совершенствование методической системы обучения дошкольников. Также приведены примеры упражнений для повышения уровня познания дошкольников в той или иной теме, или устранения у них пробелов.

The article considers the method of continuous information exchange between the teacher of additional education and the parents of preschoolers as an additional tool of the teacher in teaching children. The developed methodological recommendations for the synchronous information exchange between the teacher and parents, aimed at improving the methodological system of teaching preschoolers, are given. There are also examples of exercises to increase the level of knowledge of preschoolers in a particular topic, or to eliminate gaps in them.

Ключевые слова

обмен информацией; дошкольное обучение.

information exchange; preschool education.


Миронова Л.И., Шамало Т.Н., Вилисова А.Д.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА НА БАЗЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

FORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A CONSTRUCTION UNIVERSITY BASED ON CLOUD TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация

В статье предложен теоретический подход к организации обучения студентов строительных вузов на базе облачных технологий. Цель статьи – разработка теоретических оснований облачной информационно-образовательной среды (ОИОС) для дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей строительных вузов.

The article offers a theoretical approach to the organization of training of students of construction universities on the basis of cloud technologies. The purpose of the article is to develop the theoretical foundations of a cloud information and educational environment (CIEE) for remote interaction between students and teachers of construction universities.

Ключевые слова

облачные технологии; студенты; облачная информационно-образовательная среда; дистанционное обучение; цифровизация экономики.

cloud technologies; students, cloud information and educational environment; distance learning; digitalization of the economy.


Казиахмедов Т.Б., Симурзина Е.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ IT-БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING IT BACHELORS AND MASTERS IN THE CONDITIONS OF THE NEED FOR DEVELOPMENT OF DOMESTIC SOFTWARE

Аннотация

Исследования в области подготовки IT специалиста в условиях дороговизны программного обеспечения, проблемы защиты информации, интернета вещей, управления большими данными (BIGDATA) претерпевают различные подходы разрешения противоречий между ФГОС ВО, профессиональными стандартами и корпоративными стандартами т.е. функционалом IT-должностей на предприятиях. Настоящее время характеризуется очень быстрой сменой, как названия должностей, так и их функционала. Этому способствует бурное развитие, как инструментария разработок, так и технологических подходов, связанных с развитием сетевой инфраструктуры и методов оптимизации высоконагруженных сетей. В процессе обучения будущих бакалавров и магистров ИВТ необходимо ориентироваться на уровень знаний, способствующих разработке инструментального ПО для различных отраслей народного хозяйства. Актуальные вопросы: «Чему и как учить?», «Как учесть требования ФГОС ВО, профессиональных стандартов, корпоративных стандартов, которые порой противоречат друг другу?» приобретает особую значимость в условиях понимания необходимости разработки отечественного ПО, сетевой инфраструктуры. В представленной статье рассмотрены некоторые результаты исследований в данном направлении.

Research in the field of training an IT specialist in the context of the high cost of software, the problems of information security, the Internet of things, big data management (BIG DATA) are undergoing different approaches to resolving contradictions between the Federal State Educational Standard of Higher Education, professional standards and corporate standards, i.e. functionality of IT positions in enterprises. The present time is characterized by a very rapid change in both the titles of positions and their functionality. This is facilitated by the rapid development of both development tools and technological approaches associated with the development of network infrastructure and methods for optimizing high-load networks. In the process of teaching future bachelors and masters of ICT, it is necessary to focus on the level of knowledge that contributes to the development of instrumental software for various sectors of the national economy. Topical questions: «What and how to teach?», «How to take into account the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education, professional standards, corporate standards, which sometimes contradict each other?» acquires special significance in the context of understanding the need to develop domestic software and network infrastructure. The presented article discusses some of the research results in this direction.

Ключевые слова

профессиональные стандарты; уровни компетенций; базовые знания и технологии в области; разработка СУБД, Web-клиентов, серверов; организация взаимодействия между приложениями; авторский подход в изучении баз данных и разработке СУБД.

professional standards; competency levels; basic knowledge and technology in the field; development of DBMS, Web clients, servers; organization of interaction between applications; author’s approach to the study of databases and the development of DBMS.


Король А.М.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

USE OF THE RESOURCES OF THE MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL LIBRARY IN EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES

Аннотация

Приведен анализ преимуществ централизованной вертикально интегрированной некоммерческой платформы учета учебных достижений учащихся, хранения и управления образовательным контентом при организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в условиях дотационного региона. На примере опыта системы образования Хабаровского края обосновывается целесообразность использования ресурсов библиотеки Московской электронной школы в обучении студентов педагогических направлений подготовки.

The article analyses the advantages of the centralised vertically-integrated non-commercial platform of accounting of student learning achievements, storage and management of educational content in organising of e-learning and using of remote educational technologies in a subsidised region. The article substantiates the expediency of using the resources of the Moscow Electronic School Library in education of students of pedagogical specialities based on the experience of the educational system of the Khabarovsk Territory.

Ключевые слова

библиотека Московской электронной школы; Хабаровский край; цифровая образовательная платформа; электронный журнал и электронный дневник; цифровые образовательные ресурсы; государственная информационная система «Моя школа».

Moscow Electronic School Library; Khabarovsk Territory; digital educational platform; e-diary; digital assignment book; digital class register; digital educational resources; state information system «My School».


Скафа Е.И., Королев М.Е.

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ И КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

MIXED LEARNING TECHNOLOGY MATHEMATICAL AND COMPUTER MODELING OF FUTURE ENGINEERS

Аннотация

Рассмотрена технология смешанного обучения будущих инженеров, основанная на сочетании традиционного подхода к лекциям и проведения виртуальных лабораторных работ, способствующих глубокому освоению приемов математического и компьютерного моделирования в условиях цифровой трансформации высшего профессионального образования. На примере темы «Системы массового обслуживания» дисциплины «Прикладная математика» описывается внедрение такой технологии и показана ее эффективность.

The technology of mixed training of future engineers, based on a combination of the traditional approach to lectures and virtual laboratory work, contributing to the deep development of mathematical and computer modeling techniques in the digital transformation of higher professional education, is considered. On the example of the topic «Queuing Systems» of the discipline «Applied Mathematics», the introduction of such a technology is described and its effectiveness is shown.

Ключевые слова

смешанное обучение; математическое моделирование; инженерное образование; цифровизация; виртуальные лабораторные работы.

blended learning; mathematical modeling; engineering education; digitalization; virtual laboratory work.


Игнатьева Э.А.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

FUNCTIONAL LITERACY OF A STUDENT AS AN INDICATOR OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов тестирования студентов педагогического вуза на умение развивать у учеников функциональную грамотность. Основная задача тестирования носила мотивационный характер к развитию у студентов функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, так и педагогической деятельности в целом. Показано, что необходимы изменения в содержании учебного процесса студентов, в том числе и педагогической практики с использованием цифровых инструментов и информационных технологий, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности. Статья будет полезна педагогическим работникам и студентам педагогических направлений.

The article is devoted to the analysis of the results of testing students of a pedagogical university on the ability to develop students ‘ functional literacy. The main task of the test was to motivate students to develop functional literacy as the main indicator of their professional competence, and pedagogical activity in general. The author shows that changes are needed in the content of the educational process of students, including pedagogical practice, using digital tools and information technologies that form the experience of effective thinking and productive activity. The article will be useful for teaching staff and students of pedagogical directions.

Ключевые слова

функциональная грамотность; анализ результатов; показатель профессиональной компетенции; профессиональная компетенция.

functional literacy; analysis of results; indicator of professional competence; professional competence.


Димова А.Л.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

METHODOLOGICAL SUPPORT OF PEDAGOGICAL RESEARCH OF UNIVERSITY TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD OF PREVENTION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OF THE USE OF ICT FOR THE HEALTH OF STUDENTS

Аннотация

В статье раскрыты аксиологический, системный, инновационный, личностный, деятельностный и интеграционный подходы к исследованию педагогического потенциала вузовской подготовки будущих учителей в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий для здоровья обучающихся (ПНПЗО), представленные в качестве методологического сопровождения проводимого диссертационного исследования. В целях достижения достоверности полученных экспертных заключений, приведены выводы исследований других наук ‒ информатизации образования, медицины, психологии, физической культуры.

The article reveals axiological, systemic, innovative, personal, activity and integration approaches to the study of the pedagogical potential of university training of future teachers in the field of preventing the negative consequences of the use of information and communication technologies for the health of students (PNPZO), presented as a methodological support for the ongoing dissertation research. In order to achieve the reliability of the expert conclusions obtained, the conclusions of studies of other sciences ‒ informatization of education, medicine, psychology, physical culture-are presented.

Ключевые слова

методологическое сопровождение; педагогическое исследование; методический подход; вузовская подготовка; будущие учителя; предотвращение; негативные последствия; здоровье обучающихся.

methodological support; pedagogical research; methodological approach; university training; future teachers; prevention; negative consequences; health of students.


Войтенко Т.Ю., Фирер А.В.

ЦИФРОВАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В GEOGEBRA

DIGITAL VISUALIZATION OF GEOMETRIC PROBABILITIES IN GEOGEBRA

Аннотация

Предложена идея цифровой динамической визуализации исходов случайных испытаний на примере классической задачи теории геометрических вероятностей – задачи Бюффона. Описаны возможности среды GeoGebra, способствующие установлению взаимосвязи между относительной частотой события и его геометрической вероятностью.

The article reflects the idea of digital dynamic visualization of the outcomes of random trials on the example of the classical problem in the theory of geometrical probabilities – Buffon’s Needle Problem. The possibilities of GeoGebra that contribute to establishing the relationship between the relative frequency of an event and its geometric probability are described.

Ключевые слова

цифровизация образования; геометрическая вероятность; относительная частота события; визуализация эксперимента; GeoGebra.

digitalization of education; geometric probability; relative frequency of an event; visualization of the experiment; GeoGebra.


Софронова Н.В., Бельчусов А.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАК ПЛАТФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ

EDUCATIONAL PORTAL AS A PLATFORM FOR INTERNATIONAL COOPERATION OF TEACHERS

Аннотация

Описан опыт деятельности общественной организации по организации международных мероприятий в сфере образования: конкурсов, конференций, повышения квалификации учителей. При этом информационное взаимодействие организаторов с учителями осуществляется посредством портала infoznaika.ru.

The article describes the experience of the public organization in organizing international events in the field of education: competitions, conferences, teacher training. The information interaction of the organizers with the teachers is carried out through the portal infoznaika.ru

Ключевые слова

образовательный портал; международное сотрудничество учителей; конкурсы для школьников; повышение квалификации учителей.

educational portal; international cooperation of teachers; competitions for schoolchildren; professional development of teachers.


Закиева Р.Р.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ?

INFORMATIZATION OF EDUCATION OR DIGITAL TRANSFORMATION?

Аннотация

Проведен аналитический обзор литературных источников, предпринята попытка разграничить и систематизировать понятия «информатизация» и «цифровизация».

In this article, an analytical review of the literature sources is conducted, an attempt is made to distinguish and systematize the concepts of «informatization» and «digitalization».

Ключевые слова

информатизация образования; цифровизация образования; педагогическая наука; информация; технологии; образовательная среда.

informatization of education; digitalization of education; pedagogical science; information; technology; educational environment.



Клоктунова Н.А., Федюков С.В., Барсукова М.И., Слесарев С.В.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы развития человеческого капитала с учетом специфики социально-экономических характеристик в условиях цифровой экономики.

The paper deals with the development of human capital, taking into account the specifics of socio-economic characteristics in the digital economy.

Ключевые слова

педагогика; процесс воспитания; непрерывное образование; человеческий капитал; индекс человеческого капитала; рынок труда; интеллектуальная собственность.

pedagogy; education process; continuing education; human capital; human capital index; labor market; intellectual property.


Гусев В.В., Суханова Н.Т.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация

Статья посвящена изучению инструментальных программных средств, которые возможно использовать для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) педагогами образовательных учреждениях. Рассмотрены требования, предъявляемые к контенту ЭОР, выполнена классификация инструментальных средств с проекцией на ЭОР. Представлено описание функциональных возможностей наиболее значимых программных продуктов, позволяющих разрабатывать ЭОР.

The article is devoted to the study of software tools that can be used for the development of electronic educational resources (EER) by teachers of educational institutions. The requirements for the content of ESM are considered, the classification of tools with a projection on the ESM is performed. The description of the functionality of the most significant software products that allow the development of ERM is presented.

Ключевые слова

инструментальные программные средства; электронные образовательные ресурсы; информационные технологии; виртуальная информационно-образовательная среда; электронное обучение.

software tools; electronic educational resources; information technology; virtual information and educational environment; e-learning.


Мухаметзянов И.Ш.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ

EDUCATION AFTER THE COVID-19 PANDEMIC. MANAGERIAL AND MEDICAL ASPECTS

Аннотация

В текущем году система образования претерпела значительные изменения, как институциональные, так и организационные. Обучение полностью вышло за пределы образовательной организации и сформировалась новая образовательная реальность, к которой не готовы ни сама система образования, ни учащиеся и их родители. Необходимо некоторое время на переосмысление изменений и необходимости формирования новых институтов образования с учетом реализации смешанного обучения и необходимости более широкого развития образовательных платформ и форм представления учебного материала. Необходимо и более широкое включение родителей обучаемых в сопровождение обучения их детей. Новой реальностью является и то, что какое-либо нормирование в части зрительной нагрузки при использовании компьютерных и технических средств обучения невыполнимо.

This year, the education system has undergone significant changes, both institutional and organizational. Training has completely gone beyond the educational organization and a new educational reality has been formed, for which neither the education system itself, nor students and their parents are ready. Some time is needed to rethink the changes and the need to form new educational institutions, taking into account the implementation of blended learning and the need for broader development of educational platforms and forms of presentation of educational materials. Further inclusion of the parents of students in the support of their children’s education is also necessary. The new reality is that any rationing in terms of visual load when using technical learning tools is impossible.

Ключевые слова

дистанционное обучение; родители учащихся; гигиенические нормы использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

distance learning; parents of students; health standards for the use of information and communication technologies in education.


Шутикова М.И., Никифорова Т.И., Трубина И.И.

МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

THE MODEL OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация

Современный этап развития образования делает акцент, прежде всего, на развитие цифровой образовательной среды, что обусловлено как внешними, так и внутренними причинами. Стратегия развития ЦОС осуществляется в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Целью этого проекта является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность цифровых образовательных ресурсов для всех видов и уровней образования. В статье рассматривается подход к построению процессной модели ЦОС, анализ которой позволяет решать ряд задач в организации ЦОС образовательного учреждения.

The current stage in the development of education focuses primarily on the development of the digital educational environment (DSP), which is due to both external and internal reasons. The DSP development strategy is being implemented within the framework of the Federal Project «Digital Educational Environment». The goal of this project is to create by 2024 a modern and safe digital educational environment that ensures high quality and availability of digital educational resources for all types and levels of education. The article discusses an approach to building a process model of DSP, the analysis of which allows solving a number of problems in the organization of DSP of an educational institution.

Ключевые слова

цифровая образовательная среда; процесс обучения; процессная модель.

digital educational environment; learning process; process model.