СОДЕРЖАНИЕ №3.2012



Лебедева Татьяна Николаевна

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

APPLICATION OF THE METHOD OF PROJECTS WHEN STUDYING OBJECT-ORIENTED PROGRAMMING

Аннотация

В статье обоснована необходимость применения метода проектов при обучении учащихся средних общеобразовательных школ объектно-ориентированному программированию. Статья может быть полезна преподавателям вузов, учителям информатики и студентам педагогических вузов.

This article substantiates the necessity of using the method of project when teaching the pupils the object-oriented programming in secondary school. The article can be useful for professors, computer science teachers and students of pedagogical universities.

Ключевые слова

метод проектов, объектно-ориентированное программирование, средняя школа.

method of projects, object-oriented programming, secondary school.


Зенкина Светлана Викторовна, Салангина Надежда Яковлевна

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

NETWORK COMMUNITIES AND USE OF THEIR POSSIBILITIES AT THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация

В статье приведена информация о появлении понятия «сетевое сообщество». Показана роль сетевых сообществ в развитии профессионализма педагогов. Рассмотрены возможности использования сетевых сообществ при организации повышения квалификации учителей.

This article contains information about the appearance of the term «network community». The role of network communities in development of professionalism of teachers is described. Possibilities of use of network communities at the organization of professional development of teachers are considered.

Ключевые слова

сетевые сообщества, учитель, повышение квалификации.

network communities, teacher, professional development.


Климонтова Галина Николаевна

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

PREPARATION OF SCHOOL STUDENTS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся старших классов по вопросам обеспечения безопасности информации, которая способствует повышению уровня ответственного отношения к информационным ресурсам, организации обеспечения личной информационной безопасности. Статья актуальна для руководителей школ, методистов, учителей информатики

In this article the questions of preparation of high school students concerning information security which fosters a responsible attitude towards information resources, organization of personal information security are considered. The article is actual for heads of schools, methodologists, teachers of computer science.

Ключевые слова

защита информации (ЗИ), информационная безопасность (ИБ), подготовка обучающихся в области информационной безопасности.

protection of information, information security, preparation of pupils in the field of information security.


Петрова Вера Ивановна

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С УЧЕТОМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

INFORMATION PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES TAKING INTO ACCOUNT NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация

В статье представлен анализ Государственных образовательных стандартов в области подготовки будущих педагогов по дисциплинам информационного цикла различных специальностей.

In article the analysis of the State educational standards in the field of preparation of future teachers on disciplines of information cycle of various specialties is presented.

Ключевые слова

Болонский процесс, многоуровневая система, компетентностная направленность, государственные образовательные стандарты, элективные курсы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), общекультурные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК).

Bologna process, multilevel system, competence orientation, the State educational standards, elective courses, informational and communication technologies, general cultural competence, professional competence.


Насс Оксана Викторовна

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕДАГОГИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРУЕМЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

INSTRUCTIVE-METHODOLOGICAL APPROACH TO MAINTENANCE OF PEDAGOGICAL-TECHNOLOGICAL QUALITY BY THE PROJECTED TEACHERS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация

В статье рассматривается подход к обеспечению качества электронных образовательных ресурсов, обеспечивающий экспертизу образцов ресурсов на соответствие техническим условиям и отраслевым стандартам с последующей сертификацией, оценку качества всех ресурсов в традиционной для учебно-методических материалов форме, оперативность проектирования на базе инструментальных средств.

In article discusses to maintenance of quality of electronic educational resources providing examination of samples of resources on conformity to specifications and branch standards with the subsequent certification, rating of quality of all resources in the form, traditional for educational-methodical materials, efficiency of designing is considered on the basis of software.

Ключевые слова

электронные образовательные ресурсы, проектирование, преподаватели, качество, инструментальные средства.

electronic educational resources, designing, teachers, quality, software.


Наговицын Сергей Грацианович, Калиниченко Анатолий Николаевич

ТЕХНОЛОГИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

TECHNOLOGY ASSESSMENT RATING TRAINING SUCCESS OF STUDYING

Аннотация

Новые методы контроля процесса становления студента как специалиста должны отслеживать не столько уровень усвоения знаний, сколько ход и результаты его практических действий и поступков. Оценка учебной успешности в сознании студента представлена уже не в виде абстрактных отметок. Отметки дополняются анализом учебной деятельности студента, его достижений и трудностей. Таким образом, студент становится субъектом собственной учебной деятельности, которую осознанно осуществляет.

New methods of monitoring the formation process of the student as a specialist must monitor not only the level of mastering of knowledge, how many a course and results of his practical actions and behavior. The assessment of educational success in consciousness of the student is presented any more in the form of abstract marks. Marks are added with the analysis of educational activity of the student, his achievements and difficulties. Thus, the student becomes the subject of own educational activity which consciously carries out.

Ключевые слова

объективизация контроля, учебная успешность, рейтинг, балльно-рейтинговая оценка, рейтинговые единицы (РЕ), информационно-аналитическая программа.

objectification of control, educational success, rating, point-rating, rating unit, information and analysis program.


Секованов Валерий Сергеевич, Тарасова Наталья Борисовна, Хапкова Юлия Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФРАКТАЛОВ В ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND FRACTALS IN EDUCATION FOR THE PURPOSE OF FORMATION OF AESTHETIC AND CULTURAL VALUES OF STUDENTS

Аннотация

В данной статье с помощью информационных и коммуникационных технологий и изучения фракталов указана одна из возможностей формирования эстетических и культурных ценностей студентов. Приведены алгоритмы построения фракталов и указана интеграция фрактальной геометрии с другими дисциплинами.

In this article by means of information and communication technologies and studying of fractals one of possibilities of formation of esthetic and cultural values of students is specified. Algorithms of creation of fractals are given and integration of fractal geometry with other disciplines is specified.

Ключевые слова

фрактал, аффинные преобразования, алгоритм, итерация.

fractal, affine transformations, algorithm, iteration.


Богун Виталий Викторович

ПРИМЕНЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

APPLICATION OF SMALL MEANS OF INFORMATIZATION IN TRAINING TO MATHEMATICS

Аннотация

В статье рассматривается применение малых средств информатизации при обучении математики в вузах. Представлены основные методические особенности, необходимые решаемые задачи и механизмы реализации использования данных информационных средств. Показано применение разработанной автором программы на графическом калькуляторе для нахождения значений необходимых параметров произвольного треугольника на плоскости и визуализации результатов в рамках проведения соответствующего практического занятия по высшей математике.

In article is application of small means of informatization in training of mathematics in higher education institutions is considered. The main methodical features, necessary solved tasks and mechanisms of realization of use of these information means are presented. Application of the program developed by the author on the graphic calculator for finding of meanings of the necessary parameters of any triangle on the planes and visualization of results within carrying out the corresponding practical class in the highest mathematics is shown.

Ключевые слова

малые средства информатизации, аналитическая геометрия на плоскости, графический калькулятор.

small funds of informatization, analytical geometry for the planes, graphic calculator.


Тухманов Андрей Викторович

РОЛЬ ОЛИМПИАД ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ

ROLE OF PROGRAMMING COMPETITIONS IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Аннотация

В статье рассматривается методические аспекты подготовки студентов к олимпиадам по программированию и их применение в современных условиях развития системы образования. Актуализируется проблема повышения роли профессиональной ориентации современной молодежи. В работе последовательно излагаются общие принципы решения задач и методов, которыми целесообразно овладеть каждому участнику соревнований. Перечислены основные материалы и способы их разработки, необходимые для успешного участия в олимпиадах по программированию. Рассмотрены распространенные стратегии подготовки олимпиадных команд.

This article discusses methodical aspects of preparing students for the olympiads of programming and its application to modern conditions of development of the education system. The problem of increasing the role of the professional orientation of today’s youth is actualized. In work the common principles of problem solving and methods sequentially are stated, expedient for possession to each participant of competitions. The main materials and the ways of their development necessary for successful participation in the olympiads of programming are listed. Widespread strategy of preparation of olympiads teams are considered.

Ключевые слова

олимпиады, самоопределение молодежи, программирование, системы онлайн-тестирования.

olympiads, youth self-determination, programming, system of online testing.


Перязев Николай Алексеевич, Мусифулина София Раульевна

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

COMPUTER PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF MATHEMATICAL THINKING

Аннотация

В статье приводится обзор методик по психодиагностике математического мышления, сравнительный анализ существующих доступных систем конструирования тестов, описание компьютерной системы по определению индивидуального стиля математического мышления MathStyleTest.

In article there is a review of techniques of the psychological diagnostics of mathematical thinking, the comparative analysis of existing available systems of designing of tests, the description of computer system of determination of individual style of mathematical thinking of MathStyleTest.

Ключевые слова

математическое мышление, индивидуальный стиль математического мышления, компьютерное тестирование, системы конструирования тестов.

mathematical thinking, individual style of mathematical thinking, computer testing, systems of designing of tests.


Довгань Владимир Владимирович

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

MAIN SUBSTANTIAL DIRECTIONS OF BASE PREPARATION OF TEACHERS IN THE FIELD OF CREATION AND USE OF THE INFORMATIONAL-METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

Аннотация

Раскрыты основные содержательные направления базовой подготовки преподавателей среднего профессионального образования, описаны цели использования методических рекомендаций по применению программно-методического комплекса курсовой подготовки для формирования у преподавателей компетенций в области создания и использования информационно-методического обеспечения учебного процесса на базе электронного образовательного ресурса.

The main substantial directions of base preparation of teachers of secondary professional education are opened, the purposes of use of methodical recommendations about application of a program and methodical course complex of preparation for formation at teachers of competences in the field of creation and use of information-methodical support of educational process on the basis of an electronic educational resource are described.

Ключевые слова

информатизация образования, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-методическое обеспечение учебного процесса, электронный образовательный ресурс (ЭОР).

informatization of education, informational and communication technologies, informational-methodical support of educational process, electronic educational resource.


Григорян Нана Давидовна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЫСТРОЙ КОММУТАЦИИ ПАКЕТОВ MPLS VPN

METHOD OF TEACHING TECHNOLOGY OF FAST SWITCHING PACKAGES MPLS VPN

Аннотация

Статья посвящена разработке методики преподавания технологии MPLS VPN, которая является технологией быстрой коммутации пакетов и позволяет строить мультисервисные виртуальные корпоративные сети организаций на ресурсах публичной Интернет-сети. Технология MPLS VPN детально рассматривается при изучении дисциплины «Телекоммуникационные сети» в вузах.

Article is devoted to development of a technique of teaching of the MPLS VPN technology which is technology of fast switching of packages and allows to build multiservice virtual corporate networks of the organizations on resources of a public Internet network. The MPLS VPN technology is profoundly considered when studying discipline «Telecommunication networks» in higher education institutions.

Ключевые слова

виртуальные корпоративные сети (ВКС), многопротокольная коммутация пакетов по меткам (MPLS), Интернет-протокол (IP), пограничный маршрутизатор клиента (CE), различитель маршрутов (RD), Экстранет, Интранет.

virtual corporate networks, MultiProtocol Label Switching (MPLS), Internet Protocol (IP), Customer Edge router (CE), Route Distinguisher (RD), Extranet, Intranet.


Агейкин Михаил Алексеевич, Гридина Елена Георгиевна, Ретинская Ирина Владимировна

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

HUMAN RESOURCES TRAINING AND RETRAINING SYSTEM MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты создания системы управления процессом подготовки и переподготовки кадров, представлены проблематика предметной области, технологические и функциональные решения.

The article describes the main aspects of creation of the human resources training and retraining management system, the subject area problems, technological and functional solutions are presented.

Ключевые слова

система управления обучением, компетентностный подход, обучение.

training management system, competent approach, training.


Коваленко Марина Ивановна, Москвин Константин Михайлович

ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЕМОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПАКЕТА SCILAB»

ELECTRONIC INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL RESOURCE «THE SOLUTION OF TASKS OF CALCULUS MATHEMATICS BY MEANS OF MEANS OF FREELY EXTENDED MATHEMATICAL «SCILAB» PACKAGE»

Аннотация

В статье представлен анализ опыта использования свободно распространяемого математического пакета Scilab в учреждениях высшего профессионального образования. Рассмотрено описание программного продукта Scilab, его основные характеристики и инструментарий. Автор предлагает решение проблемы нехватки учебных и учебно-методических материалов по использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе за счет разработки электронного учебного пособия «Решение задач вычислительной математики с помощью средств свободно распространяемого математического пакета Scilab». Описана концепция и выявлена возможность использования пособия в учебном процессе.

In article the analysis of experience of use of freely extended mathematical «Scilab» package in higher education establishments is presented. The description of software product of «Scilab», its main characteristics and tools is considered. The author offers a solution of the problem of shortage of training and educational and methodical materials on use of the free software in educational process at the expense of development of the electronic education guidance «The solution of tasks of calculus mathematics by means of means of freely extended mathematical «Scilab» package». The concept is described and possibility of use of a grant in educational process is revealed.

Ключевые слова

свободное программное обеспечение, система компьютерной математики, учебный процесс, электронные образовательные ресурсы.

free software, system of computer mathematics, educational process, electronic educational resources.


Смирнова Елена Евгеньевна

МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ МЕЖКОМПОНЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОЗАВИСИМЫХ УРАВНЕНИЙ

TECHNIQUE OF IDENTIFICATION OF THE INTERCOMPONENTAL COMMUNICATIONS OF THE DIDACTIC MODEL OF TRAINING ON THE BASIS OF SYSTEM OF THE INTER-RELATED EQUATIONS

Аннотация

Рассмотрена задача построения аналитической модели межкомпонентных связей дидактической модели обучения с использованием математического аппарата взаимозависимых уравнений, используемого в эконометрических исследованиях. Введение в состав модели фактора времени позволило оценить влияние приращения когнитивного компонента на формирование умений творческой деятельности.

The article considers the problem of construction of the analytical model of intercomponental communications of the didactic model of training with use of the mathematical device of the inter-related equations used in the econometric researches. Introduction in the structure of model of the factor of time allowed to estimate the influence of the cognitive component increment on the formation of skills of creative activity.

Ключевые слова

дидактическая модель обучения, общекультурные компетентности, модель межкомпонентных связей, эконометрические уравнения, учет фактора времени, система взаимозависимых уравнений.

didactic model of training, common cultural competence, model of the intercomponental communications, the econometric equations, the record of the time factor, system of the inter-related equations.


Фанышев Роман Геннадьевич

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ АВТОМАТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ САМООБУЧЕНИЯ

MODEL OF COOPERATING AUTOMATS AS THE ELEMENT OF EXPERT SYSTEM OF SUPPORT OF SELF-TRAINING

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы создания компьютерных обучающих систем типа экспертная система и образовательных сред на основе дискретных моделей автоматного типа. Процесс самообучения рассматривается с точки зрения создания типологии имеющихся образовательных задач, типов упражнений, учебно-тематических задач. Предлагаются подходы создания компонентов компьютерных экспертной системы, и технологии ориентации фрагментов образовательного контента в различных предметных областях.

In this article problems of creation of computer training systems of expert system type and educational environments on the basis of discrete models of automatic type are considered. Process of self-training is considered from the point of view of creation of typology of available educational tasks, types of exercises, educational and thematic tasks. Approaches of creation of the components of computer expert system, and technology of orientation of fragments of an educational content in various subject domains are offered.

Ключевые слова

автоматная модель, образовательный контент, экспертная система.

automatic model, educational content, expert system.