ЭТАПЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
STAGES OF DIGITAL TRANSFORMATION PRIMARY GENERAL EDUCATION
Аннотация
В статье охарактеризованы основные этапы, пройденные российской начальной общеобразовательной школой на пути цифровой трансформации образования с точки зрения имевших место изменений в процессе обучения, а также подготовки будущего учителя начальных классов: компьютеризация, информатизация, ранняя цифровизация. Показано, как изменялась направленность научных исследований: от теории и методики обучения информатике младших школьников, подготовки педагогических кадров к преподаванию пропедевтического курса информатики к формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Представлен взгляд на изучение алгоритмов и программирования как способ изменения содержания обучения адекватно периоду цифровой трансформации многих сфер нашей жизни.
The article describes the main stages passed by the Russian elementary school on the path of digital transformation of education in terms of the changes that have occurred in the learning process, as well as the preparation of the future primary school teacher: computerization, informatization, early digitalization. The article shows how the direction of scientific research has changed: from the theory and methodology of teaching informatics to younger students, training teachers for teaching a propaedeutic course in informatics to the formation of ICT competence of a primary school teacher. The article presents a view on the study of algorithms and programming as a way to change the content of education in accordance with the period of digital transformation of many areas of our lives.
digital transformation of education; elementary education; ICT competency; algorithm; programming.
Восторгова Е.В., Ходакова Н.П.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ «ЦИФРОВОГО ТВОРЧЕСТВА»
COMPARISON OF DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
IN THE DEVELOPMENT OF «DIGITAL CREATIVITY» SKILLS
Аннотация
В статье рассматриваются существующие технологии формирования навыков «цифрового творчества» обучающихся в отечественной и зарубежной практике. Цифровое творчество, в настоящее время, стало неотъемлемой частью жизни человека. Оно базируется на стыке искусства и образования, чем порождает новые формы педагогической и учебной деятельности. Авторами статьи рассматривается значимость данного направления образования, как соответствующее современным запросам общества и являющееся элементом социальной адаптации школьников в современном динамично развивающемся мире.
The article discusses existing technologies building «digital creativity» skills in domestic and foreign practice. Digital creativity has now become an integral part of life in all spheres of human activity. It is based on the intersection of art and education, which brings pedagogical and educational activities to new level. The authors consider the importance of this area of education as it meets the current needs of society and as an element of social adaptation of schoolchildren in a modern dynamically developing world.
practice-oriented education; digital creativity; educational platforms; computer literacy; digital tools; project-based activities; digital technologies; digital graphics; sound design; online education; modern educational technologies.
Клеветова Т.В., Комиссарова С.А.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
В СЕТЕВОМ СООБЩЕСТВЕ ШКОЛЬНИКОВ
INTERACTIVE POSTER AS A MEANS OF LEARNING
IN THE NETWORK COMMUNITY OF SCHOOLCHILDREN
Аннотация
В статье представлены интерактивные плакаты для изучения курса информатики 10-11классов, а также рассмотрены подходы к их проектированию и организации обучения школьников в сетевом сообществе.
The article presents interactive posters for studying the course
of informatics of grades 10-11, as well as approaches to their design and organization of schoolchildren’s education in the network community.
Ключевые слова
процесс обучения; онлайн-курс; интерактивный плакат; сетевое сообщество; средство обучения.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
CURRENT ISSUES OF SOLVING ECONOMIC PROBLEMS
IN INFORMATICS LESSONS
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные вопросы решения экономических задач на уроках информатики. Приведены типы экономических задач, решаемые с помощью компьютера и алгоритм решения таких задач. Рассмотрен анализ учебно-методических комплексов на предмет обучения особенностям работы с табличными процессорами.
The paper deals with topical issues of solving economic problems in informatics lessons. The types of economic problems solved with the help of a computer and the algorithm for solving such problems are given. The analysis of educational and methodological complexes for teaching the features of working with spreadsheet processors is considered.
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЯЗЫКУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ PYTHON В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
ONLINE TEACHING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROGRAMMING LANGUAGE PYTHON IN THE CONDITIONS OF THE NETWORK EDUCATIONAL COMMUNITY
Аннотация
В статье рассматриваются подходы организации онлайн-обучения школьников программированию Python в образовательном сетевом сообществе.
The article discusses approaches to organizing online teaching of Python programming to schoolchildren in an educational network community.
Ключевые слова
язык программирования Python; сетевое образовательное сообщество; онлайн-обучение; онлайн-курс; Google Colabratory.
programming language Python; online educational community; online learning, online course; Google Colabratory.
Федосов А.Ю., Семенкова Т.А., Богданова Ю.С.
ВОПРОСЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ
И ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ
QUESTIONS OF INTER-SUBJECT INTEGRATION OF COMPUTER SCIENCE AND TECHNOLOGY AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF STUDYING ROBOTICS
Аннотация
В статье рассмотрены различные аспекты межпредметной интеграции учебных предметов «Информатика» и «Технология» на ступени основного общего образования как важного направления реализации ФГОС. Авторами обосновывается актуальность проблемы разработки механизмов интеграции учебных предметов «Информатика» и «Технология» в контексте изучения робототехники; приводится анализ исследований ученых и педагогов-практиков, рассматривающих проблему разработки и внедрения различных моделей интеграции учебных предметов и интеграции робототехники в образовательный процесс средней школы; приведен пример методической разработки варианта интеграции содержания обучения робототехнике при изучении дисциплин «Технология» и «Информатика» на уровне основного общего образования, рассмотрен спектр личностных образовательных результатов, достижение которых актуализируется при интегративном изучении робототехники. Авторами обосновывается тезис о том, что интеграция информатики и технологии как инструмента реализации ФГОС ООО будет способствовать успешному формированию мотивации обучающихся к обучению и познавательной деятельности, воспитанию технологической культуры школьников, обновлению содержания обучения, развития педагогических средств реализации образовательного процесса.
The article considers various aspects of the interdisciplinary integration of the subjects «Informatics» and «Technology» at the level of basic general education as an important direction in the implementation of the Federal State Educational Standard. The authors substantiate the relevance of the problem of developing mechanisms for integrating the subjects «Informatics» and «Technology» in the context of the study of robotics; an analysis of the research of scientists and practitioners who consider the problem of developing and implementing various models for the integration of educational subjects and the integration of robotics into the educational process of secondary school is given; an example of a methodological development of a variant of integration of the content of teaching robotics in the study of the disciplines «Technology» and «Informatics» at the level of basic general education is given, a range of personal educational results is considered, the achievement of which is updated in the integrative study of robotics. The authors substantiate the thesis that the integration of informatics and technology as a tool for implementing the Federal State Educational Standards LLC will contribute to the successful formation of students’ motivation for learning and cognitive activity, the development of a technological culture of schoolchildren, updating the content of education, and developing pedagogical means for implementing the educational process.
Ключевые слова
межпредметная интеграция; робототехника; технология; школьная информатика; общее образование.
interdisciplinary integration; robotics; technology; school informatics; general education.
Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Яламов Г.Ю.
ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ
MASTERING OF INFORMATION AND COGNITIVE TECHNOLOGIES
IN SMALL SCHOOLS
Аннотация
В настоящее время технологическое образование находится в центре внимания государства и общества, что, в частности, зафиксировано в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Особенностью нового общеобразовательного курса технологии является его модульная структура, а также значительный акцент на освоение современных цифровых технологий, проектной деятельности и т.д. Данной содержание принято к освоению во всех школах Российской федерации. При этом в ряде категорий образовательных учреждений необходимо учитывать специфику, связанную с наличием материального обеспечения, кадровых ресурсов и пр. В частности, в малокомплектных школах при изучении общеобразовательного курса технологи целесообразно сделать акцент на формировании представлений об универсальной структуре технологического процесса и информационно-когнитивных технологиях, включая моделирование и технологию решения задач.
Currently, technological education is in the center of attention of the state and society, which, in particular, is fixed in the new Federal State Educational Standards. A feature of the new general education course in technology is its modular structure, as well as a significant emphasis on the development of modern digital technologies, project activities, etc. This content is accepted for development in all schools of the Russian Federation. At the same time, in a number of categories of educational institutions, it is necessary to take into account the specifics associated with the availability of material support, human resources, etc. In particular, in small-class schools, when studying a general education course in technology, it is advisable to focus on the formation of ideas about the universal structure of the technological process and information and cognitive technologies, including modeling and problem solving technology.
Ключевые слова
технология; цифровизация; модульный курс технологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
THE USE OF INTELLIGENT INFORMATION TECHNOLOGIES
IN STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES
Аннотация
Проектная деятельность является одной из ведущих образовательных технологий подготовки современных специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики. В статье рассматривается применение интеллектуальных информационных технологий в проектном обучении, внимание уделяется междисциплинарным проектам, реализуемым на основе искусственных нейронных сетей.
Project activity is one of the leading educational technologies for training modern specialists who meet the requirements of the digital economy. The article discusses the use of intelligent information technologies in project training, attention is paid to interdisciplinary projects implemented on the basis of artificial neural networks.
project training; intelligent information technologies; artificial neural networks; digital competencies.
Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю.
СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ВИДЕО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
CREATION OF INTERACTIVE VIDEO FOR ONLINE EDUCATIONAL COMMUNITIES OF SCHOOLCHILDREN USING NETWORK SERVICES
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования сетевых сервисов при создании интерактивного видео для обучения школьников. Обсуждаются основные понятия: «интерактивное видео» и вопросы его разработки; «сетевые сервисы» и их возможности для организации интерактивного обучения. Анализируются различные сетевые сервисы, позволяющие создавать интерактивное видео с добавлением к нему интерактивных заданий, контролирующих вопросов и других средств ведения диалога и организации контроля. Приводятся примеры создания интерактивного видео для образовательного онлайн сообщества, созданного на образовательном портале Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
The article deals with the use of network services when creating an interactive video for teaching schoolchildren. The main concepts are discussed: «interactive video» and issues of its development; «network services» and their possibilities for organizing interactive learning. Various network services are analyzed that allow creating interactive video with the addition of interactive tasks, control questions and other means of conducting a dialogue and organizing control. Examples of creating an interactive video for an online educational community created on the portal of the Volgograd State Social and Pedagogical University are given.
РАЗРАБОТКА ГЕЙМИФИЦИРОВАННОГО МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА
DEVELOPMENT OF A GAMIFIED MOBILE APPLICATION
AS A MEANS OF IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL STUDENT LEARNING TRAJECTORY
Аннотация
В данной работе на примере изучения предмета «Математика» студентами экономических специальностей рассмотрена геймификация как процесс использования компьютерных игровых идей и игровой динамики для решения вопросов обучения. В исследовании, на основании изучения множества современных игровых технологий, позволяющих перейти к большинству мобильных платформ, были использованы веб-приложения на основе HTML5, CCS3 и JavaScript. В качестве основного инструментария разработок, был выбран фреймворк PhoneGap, как система, позволяющая разрабатывать мобильные приложения для базовых платформ (практически без изменения кода приложений): iOS, Android, Blackberry, WebOS, Symbian и Windows Mobile. Данный подход не требует особых предварительных работ для разработок под конкретную платформу. При формировании основных направлений исследования были также использованы нечетко-множественные модели.
In this paper, on the example of studying the subject «Mathematics» by students of economic specialties, gamification is considered as a process of using computer game ideas and game dynamics to solve learning issues. The study used web applications based on HTML5, CCS3 and JavaScript based on the study of many modern gaming technologies that allow the transition to most mobile platforms. The PhoneGap framework was chosen as the main development toolkit, as a system that allows developing mobile applications for basic platforms (practically without changing the application code): iOS, Android, Blackberry, WebOS, Symbian and Windows Mobile. This approach does not require special preliminary work for development for a specific platform. When forming the main areas of research, fuzzy-multiple models were also used.
gamification; fuzzy-multiple modelsand; mobile platforms, game elements; electronic individual educational systems; motivation.
Евдокимова А.И., Морозов А.А., Сериков В.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MEDICAL TRAINEES’ RESEARCH ACTIVITIES
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические аспекты развития исследовательской деятельности обучающихся медицинских вузов. Приводятся особенности научной деятельности как основного способа развития исследовательских компетенций обучающихся. Аргументируется авторская позиция по развитию исследовательских компетенций обучающихся как способ организации «опережающего обучения».
The article deals with the pedagogical aspects of the development of research activities of medical trainees. The features of scientific activities as the main way of developing trainees’ research competences are outlined. The author’s position on the development of learners’ research competences as a way of organising «anticipatory learning» is argued.
нigher medical education; residents; trainees; research activities; research competencies; innovation; pedagogy.
Казеева Г.Г.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ,
К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВ РОБОТОТЕХНИКИ
TRAINING STUDENTS, FUTURE TEACHERS, FOR THE ORGANIZATION OF CLASSES IN THE ROBOTICS EDUCATION
Аннотация
Данное исследование рассматривает вопросы необходимости подготовки специалистов, готовых работать в разных направлениях детского технического творчества и организации системы подготовки таких специалистов. В статье представлен анализ необходимости и возможности подготовки студентов, будущих педагогов, к организации кружков робототехнического творчества.
The present research work is focused on the necessity of training the specialists prepared to work in different areas of children’s engineering creativity and organizing a system of training such specialists.
Ключевые слова
детское техническое творчество; подготовка руководителя кружка робототехники; программа подготовки руководителя технического кружка.
engineering creativity; children’s engineering creativity; training of a robotics club leader.
Мартынов А.П., Ступина М.В.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРИАТА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ИНВАРИАНТНОСТИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DIRECTIONS FOR THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL MODEL OF THE BACHELOR IN ACCORDANCE WITH THE CONCEPT OF INVARIANCE OF THE CONTENT STRUCTURE OF PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация
Представлена образовательная модель бакалавриата с учетом концепции инвариантности структуры содержания профессионального образования, обеспечивающей единство формирования общей фундаментальной подготовки, а также индивидуализации и дифференциации структуры содержания обучения.
The baccalaureate educational model is presented, taking into account the concept of the invariance of the structure of the content of professional education, which ensures the unity of the formation of the general fundamental training, as well as the individualization and differentiation of the structure of the training content.
Ключевые слова
бакалавриат; компетентностный подход; основная профессиональная образовательная программа; инвариатность структуры содержания образования; вариативность структуры содержания образования; ядро подготовки; образовательный трек; электив.
bachelor’s degree; competence approach; basic professional educational program; invariance of the structure of educational content; variability of the structure of educational content; training core; educational track; elective.
Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф.
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЭОР НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНЫХ АЛГОРИТМОВ
MPLEMENTATION OF THE COMPETENCIES OF TEACHING STAFF
IN THE FIELD OF BLENDED LEARNING IN THE CONTEXT
OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION WITH THE HELP
OF INTELLECTUALIZATION OF ESM BASED ON THE CREATION
OF ADAPTIVE ALGORITHMS
Аннотация
В статье рассматривается проблема компетентности преподавателя при реализации смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования. Показано, что проблему можно решать за счет интеллектуализации электронных образовательных ресурсов (ЭОР) смешанного обучения путем применения адаптивных алгоритмов управления ЭОР, позволяющих реализовать авторскую методику обучения. Представлены подходы к формированию таких алгоритмов и отечественные программные среды, позволяющие реализовать алгоритмы.
The article deals with the problem of teacher competence in the implementation of blended learning in the context of digital transformation of education. It is shown that the problem can be solved through the intellectualization of electronic educational resources (EOR) of mixed learning by using adaptive algorithms for EOR management, which allow implementing the author’s teaching methodology. Approaches to the formation of such algorithms and domestic software environments that allow implementing algorithms are presented.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
PREPARATION OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS
IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Аннотация
В статье рассматривается модель подготовки студентов, учитывающая вызовы цифровой трансформации образования, представлен пример трансформации образовательного процесса в Тимирязевской академии с применением цифровых инструментов и технологии смешанного обучения.
The article considers a model of student training that takes into account the challenges of digital transformation of education, presents an example of the transformation of the educational process in the Timiryazev Academy using digital tools and technology of blended learning.
digital transformation; digital technologies; digital competencies; blended learning; student training.
Смыковская Т.К., Махонина А.А.
РОЛЬ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО СЛЕДА СТУДЕНТА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОСНОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
THE ROLE OF ONLINE COURSES AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE OF A MODERN UNIVERSITY IN THE FORMATION OF A STUDENT’S DIGITAL FOOTPRINT, WHICH IS THE BASIS FOR ASSESSING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация
Авторы дают краткую характеристику онлайн-курсов, входящих в систему онлайн-курсов подготовки по направлению «Педагогическое образование» профиль «Математика», спроектированных и реализуемых в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете последние пять лет. Рассмотрена специфика формирования цифрового следа будущего учителя и портфолио цифровых работ при освоении содержания онлайн-курсов разного типа. Обоснована возможность использования цифрового следа для оценки качества профессиональной подготовки.
The authors give a brief description of the online courses included in the system of online training courses in the direction of «Pedagogical education» profile «Mathematics», designed and implemented at the Volgograd State Social and Pedagogical University for the past five years. The specifics of the formation of a digital footprint of a future teacher and a portfolio of digital works when mastering the content of online courses of various types are considered. The possibility of using a digital trace to assess the quality of the quality of professional training is substantiated.
Ключевые слова
цифровой след; онлайн-курс; подготовка учителя; цифровой продукт; портфолио работ.
digital footprint; online course; teacher training; digital product; work portfolio.
Куклина И.Г., Шишмакова Т.В., Жирнова П.М.
РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ПРОГРАММИРУЕМЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВИБРОНАГРУЖЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
DEVELOPMENT BY STUDENTS OF PROGRAMMABLE AUTOMATED COMPLEXES FOR SOLVING THE PROBLEMS OF VIBRATION LOADING OF SPECIAL HIGH TRAFFIC MACHINES
Аннотация
Создание автоматизированных систем расчета основных характеристик машин высокой проходимости с целью повышения скорости конструкторских разработок в настоящее время уже является необходимостью технологического процесса производства автомобилей нового поколения. В предложенной исследовательской работе описан процесс разработки студентами специальности «Информационные системы и технологии» программного комплекса для визуализации и расчета основных геометрических параметров отдельных элементов специальных роторно-винтовых машин высокой проходимости.
The creation of automated systems for calculating the main characteristics of off-road vehicles in order to increase the speed of design development is currently already a necessity in the technological process for the production of new generation vehicles. The proposed research work describes the process of development by students of the specialty «Information Systems and Technologies» of a software package for visualization and calculation of the main geometric parameters of individual elements of special rotary screw machines with high cross-country ability.
Ключевые слова
автоматизация проектирования; программирование; расчет параметров; специальные машины; MathCAD; движитель.
design automation; programming; parameterization; special machines; MathCAD; propulsion.
Дьячков В.П.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
SYSTEM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL COMPLEXES
ON STUDYING THE DISCIPLINE «FINANCIAL MANAGEMENT»
Аннотация
В статье обсуждается реализация системы электронных образовательных комплексов (ЭОК) на примере изучения дисциплины «Финансовый менеджмент», которая включает одиннадцать ресурсов. Каждый ресурс состоит из пяти модулей необходимых для изучения нового материала, отработки практических умений и навыков применения полученных теоретических знаний на основе решения задач, а также проверки сформированных компетенций путем тестирования. В каждом ЭОК разработана технология работы с учебным материалом, размещенным в нем. В качестве примера приводится ЭОК по теме «Максимизация рентабельности предприятий агропромышленного комплекса (АПК) региона».
The article discusses the implementation of the system of electronic educational complexes (EOC) on the example of studying the discipline «Financial Management», which includes eleven resources. Each resource consists of five modules necessary for studying a new material, working out practical skills in applying theoretical knowledge based on problem solving, as well as testing generated competencies through testing. Each EOC has developed a technology for working with educational material placed in it. As an example, EOK is given on the topic «Maximizing the profitability of enterprises of the agro-industrial complex (AIC) of the region».
electronic educational complex; short-term goals of the enterprise; long-term goals of the enterprise; profitability; agro-industrial complex; financial management; electronic complex module; module theory; practice module; module independent work; module tests; technology module.
Кочергин Н.А., Купцов А.А.
ОБЗОР МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
OVERVIEW OF MULTIMEDIA SOFTWARE PRODUCTS
FOR CREATING ELECTRONIC AND DIGITAL
EDUCATIONAL RESOURCES
Аннотация
Статья посвящена анализу существующих отечественных и зарубежных мультимедийных программных продуктов, предназначенных для создания электронных и цифровых образовательных ресурсов. Проведен обзор наиболее популярных и востребованных на рынке программ. Приведены сравнительные характеристики рассматриваемых программных продуктов и определены наиболее предпочтительные для повышения информационной компетентности преподавателей информатики высших специальных образовательных учреждений в системе дополнительного образования.
The article is devoted to the analysis of existing domestic and foreign multimedia software products designed to create electronic and digital educational resources. The review of the most popular and demanded programs in the market is carried out. Comparative characteristics of the considered software products are given and the most preferable ones for improving the information competence of computer science teachers of higher specialized educational institutions in the system of additional education are determined.
multimedia programs; software products; electronic and digital educational resources; multimedia devices.
Гагарин А.П., Пыжьянов И.Л.
АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
COMPUTER SYSTEM ARCHITECTURE FOR TEACHING
THE SOFTWARE ENGINEERING IN A CLASSROOM ENVIRONMENT
Аннотация
Ужесточение требований к компетентности ИТ-специалистов ставит задачу интенсификации образовательного процесса в высшей школе. В статье предложена архитектура компьютерного класса, позволяющая повысить контролируемую эффективность процесса обучения пониманию компьютерных программ в рамках освоения программной инженерии. Рассмотрена примерная реализация предложенной архитектуры в системе JL (Joint Lesson).
To keep pace with IT-progress the academia should try to speed up the processes of education, particularly in the area of software engineering. The issue contributes a computer class architecture enabling to foster the program comprehension teaching while learning the software engineering topics. JL (Joint Lesson) computer system is considered as a primary implementation of the proposed architecture.
computer program; program comprehension; didactic parsing
of programs; audition; lection; teaching; education; software engineering; software.
Казиахмедов Т.Б., Пащенко О.И., Яламов Г.Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМАМ
И МЕТОДАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
ПО IT-НАПРАВЛЕНИЯМ
METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING PARADIGMS
AND PROGRAMMING METHODS TO FUTURE BACHELORS IN IT AREAS
Аннотация
Изучение программированию будущих бакалавров требует формирования продвинутых компетенций программирования работы с файловой системой, графикой и с различными устройствами, в использовании парадигм структурного, функционального, логического, объектно-ориентированного программирования. Различие методик решения программистских задач, их многообразие применительно к конкретным задачам имеют важное значение в обучении IT-специалистов. Например, работу с файлами можно организовать через буфер файла, через файловые потоки и через дескриптор файла. Знание этих подходов способствует расширению знаний в области продвинутого программирования. Использование файловых потоков, дескриптора файла позволяют решать задачи программирования на более высоком профессиональном уровне. Обучение такому программированию носит междисциплинарный характер и требует наличия знаний в области операционных систем, компьютерной графики, структур и методов обработки данных, управление базами данных и т.д. Программирование должно строиться обучением множеству языков одновременно. Нами разработана программа обучения программированию бакалавров на 1-2 курсе. Она ориентирована на многоязычие: pascalABC, Java Script, PHP, Java, C++, Python. Это позволяет не только использовать различные парадигмы программирования, но различные подходы в задачах программирования используя различные инструменты. Например, нами в языке Java Script реализуются задачи программирования функциональным и логическим программированием, а в С++ функциональным, логическим и объектно-ориентированным программированием. Наш подход стал давать положительные результаты, тем более мы позволяли преподавателям выбор количества языков, парадигм программирования, самих сред разработки по своему усмотрению.
The study of programming for future bachelors requires the formation of advanced programming competencies for working with the file system, graphics and various devices, using paradigms of structural, functional, logical, object-oriented programming. The difference in the methods of solving programming tasks, their diversity in relation to specific tasks are important in the training of IT specialists. For example, working with files can be organized through a file buffer, through file streams and through a file descriptor. Knowledge of these approaches contributes to the expansion of knowledge in the field of advanced programming. The use of file streams, file descriptors allow you to solve programming problems at a higher professional level. Training in such programming is interdisciplinary and requires knowledge in the field of operating systems, computer graphics, data processing structures and methods, database management, etc. Programming should be built by teaching multiple languages at the same time. We have developed a bachelor’s programming training program for 1-2 courses. It is focused on multilingualism: pascalABC, Java Script, PHP, Java, C++, Python. This allows not only to use different programming paradigms, but different approaches to programming tasks using different tools. For example, in the Java Script language, we implement programming tasks with functional and logical programming, and in C++ with functional, logical and object-oriented programming. Our approach began to yield positive results, especially since we allowed teachers to choose the number of languages, programming paradigms, and development environments themselves at their discretion.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ СОВЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕКСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMMUNICATION ACTIVITY AS A COMPONENT OF MODERN INFORMATION AND TECHNOLOGY EDUCATION
Аннотация
По мысли Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность является «первым» и наиболее значимым видом человеческой деятельности. В цифровом социуме эта деятельности приобретает особое значение, поскольку получение данных, информации и самих знаний происходит в процессе интенсивной коммуникативной деятельности в цифровой среде. Как компонент современного информационно-технологического образования коммуникативная деятельность имеет ряд особенностей. Анализу этих особенностей посвящена данная статья.
According to L.S. Vygotsky, communicative activity is the «first» and most significant type of human activity. In a digital society, this activity is of particular importance, since the acquisition of data, information and knowledge itself takes place in the process of intensive communicative activity in the digital environment. As a component of modern information technology education, communicative activity has a number of features. This article is devoted to the analysis of these features.
communicative activity; digital society; information technology training.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л.
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
«ОБУЧАЮЩИЙ – ОБУЧАЮЩИЙСЯ» КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
DEVELOPING FEEDBACK «EDUCATOR – LEARNER» AS A MEANS
OF EVALUATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL LEARNING
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают развивающую обратную связь как средство оценивания в условиях реализации цифровой образовательной среды. Представлены способы оценивания для определенных видов развивающей обратной связи и критерии / показатели оценивания как средства развивающей обратной связи. Авторы анализируют особенности и преимущества развивающей обратной связи для организации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды. Существенным является толкование развивающей обратной связи, как средства оценивания.
In this article, the authors consider developing feedback as a means of evaluation in the context of the implementation of the digital educational environment. Evaluation methods for certain types of developmental feedback and evaluation criteria/indicators as means of developmental feedback are presented. The authors analyze the features and advantages of developing feedback for the organization of the educational process in a digital educational environment. The interpretation of developmental feedback as a means of evaluation is essential.
digital learning; developing feedback; success; evaluation; digital technologies.
Якубовский Р.М.
IOT СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Е2LEARNING. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
IOT SYSTEM OF EFFECTIVE E2LEARNING. TEST RESULTS
Аннотация
Рассмотрены результаты тестирования технологии Цифровой Динамической Модуляции (ЦДМ) на курсах повышения квалификации персонала. Проведенный анализ показал, что использование модулированных файлов повышает внимания аудитории в критические моменты утомления, общий уровень долговременной памяти и способствует более эффективному восприятию материала.
The results of testing the technology of Digital Dynamic Modulation (DSM) at the advanced training courses for personnel are considered. The analysis showed that the use of modulated files increases the attention of the audience at critical moments of fatigue, the overall level of long-term memory and contributes to a more effective perception of the material.
Ключевые слова
искусственный интеллект; цифровая динамическая модуляция; самообразование; интернет вещей; дистанционное образование.
artificial intelligence; digital dynamic modulation; self-education; internet of things; distance education.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В СТИЛЕ SMART – 2022»)
INTEGRATIVE PARADIGMS OF GENERAL CULTURAL AND INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES (BASED ON THE RESULTS OF THE NATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «CULTURAL HERITAGE IN THE STYLE OF SMART – 2022»)
Аннотация
В статье представлены результаты Национальной научно-практической конференции «Культурное наследие в стиле SMART – 2022», а также результаты конкурса «Лучшее портфолио-2022».
The article presents the results of the National Scientific and Practical Conference «Cultural heritage in the style of SMART – 2022», as well as the results of the competition «Best Portfolio – 2022».
СОДЕРЖАНИЕ № 3.2022
Босова Л.Л., Шилтова О.И.
ЭТАПЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
STAGES OF DIGITAL TRANSFORMATION PRIMARY GENERAL EDUCATION
АннотацияВ статье охарактеризованы основные этапы, пройденные российской начальной общеобразовательной школой на пути цифровой трансформации образования с точки зрения имевших место изменений в процессе обучения, а также подготовки будущего учителя начальных классов: компьютеризация, информатизация, ранняя цифровизация. Показано, как изменялась направленность научных исследований: от теории и методики обучения информатике младших школьников, подготовки педагогических кадров к преподаванию пропедевтического курса информатики к формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Представлен взгляд на изучение алгоритмов и программирования как способ изменения содержания обучения адекватно периоду цифровой трансформации многих сфер нашей жизни.
The article describes the main stages passed by the Russian elementary school on the path of digital transformation of education in terms of the changes that have occurred in the learning process, as well as the preparation of the future primary school teacher: computerization, informatization, early digitalization. The article shows how the direction of scientific research has changed: from the theory and methodology of teaching informatics to younger students, training teachers for teaching a propaedeutic course in informatics to the formation of ICT competence of a primary school teacher. The article presents a view on the study of algorithms and programming as a way to change the content of education in accordance with the period of digital transformation of many areas of our lives.
Ключевые словацифровая трансформация образования; начальное образование; ИКТ-компетентность; алгоритм; программирование.
digital transformation of education; elementary education; ICT competency; algorithm; programming.
Восторгова Е.В., Ходакова Н.П.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ «ЦИФРОВОГО ТВОРЧЕСТВА»
COMPARISON OF DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF «DIGITAL CREATIVITY» SKILLS
АннотацияВ статье рассматриваются существующие технологии формирования навыков «цифрового творчества» обучающихся в отечественной и зарубежной практике. Цифровое творчество, в настоящее время, стало неотъемлемой частью жизни человека. Оно базируется на стыке искусства и образования, чем порождает новые формы педагогической и учебной деятельности. Авторами статьи рассматривается значимость данного направления образования, как соответствующее современным запросам общества и являющееся элементом социальной адаптации школьников в современном динамично развивающемся мире.
The article discusses existing technologies building «digital creativity» skills in domestic and foreign practice. Digital creativity has now become an integral part of life in all spheres of human activity. It is based on the intersection of art and education, which brings pedagogical and educational activities to new level. The authors consider the importance of this area of education as it meets the current needs of society and as an element of social adaptation of schoolchildren in a modern dynamically developing world.
Ключевые словапрактико-ориентированное обучение; цифровое творчество; образовательные платформы; компьютерная грамотность; цифровые инструменты; проектная деятельность; цифровые технологии; цифровая графика; саунд дизайн; онлайн-образование; современные образовательные технологии.
practice-oriented education; digital creativity; educational platforms; computer literacy; digital tools; project-based activities; digital technologies; digital graphics; sound design; online education; modern educational technologies.
Клеветова Т.В., Комиссарова С.А.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В СЕТЕВОМ СООБЩЕСТВЕ ШКОЛЬНИКОВ
INTERACTIVE POSTER AS A MEANS OF LEARNING IN THE NETWORK COMMUNITY OF SCHOOLCHILDREN
АннотацияВ статье представлены интерактивные плакаты для изучения курса информатики 10-11классов, а также рассмотрены подходы к их проектированию и организации обучения школьников в сетевом сообществе.
The article presents interactive posters for studying the course of informatics of grades 10-11, as well as approaches to their design and organization of schoolchildren’s education in the network community.
Ключевые словапроцесс обучения; онлайн-курс; интерактивный плакат; сетевое сообщество; средство обучения.
teaching process; online course; interactive poster; online community; learning tool.
Нефедова В.Ю., Кривоплясова Е.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
CURRENT ISSUES OF SOLVING ECONOMIC PROBLEMS IN INFORMATICS LESSONS
АннотацияВ работе рассмотрены актуальные вопросы решения экономических задач на уроках информатики. Приведены типы экономических задач, решаемые с помощью компьютера и алгоритм решения таких задач. Рассмотрен анализ учебно-методических комплексов на предмет обучения особенностям работы с табличными процессорами.
The paper deals with topical issues of solving economic problems in informatics lessons. The types of economic problems solved with the help of a computer and the algorithm for solving such problems are given. The analysis of educational and methodological complexes for teaching the features of working with spreadsheet processors is considered.
Ключевые словатабличные процессоры; информатика; логические экономические задачи; финансовая грамотность.
spreadsheet processors; informatics; logical economic problems; financial literacy.
Касьянов С.Н., Комиссарова С.А.
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЯЗЫКУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ PYTHON В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
ONLINE TEACHING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROGRAMMING LANGUAGE PYTHON IN THE CONDITIONS OF THE NETWORK EDUCATIONAL COMMUNITY
АннотацияВ статье рассматриваются подходы организации онлайн-обучения школьников программированию Python в образовательном сетевом сообществе.
The article discusses approaches to organizing online teaching of Python programming to schoolchildren in an educational network community.
Ключевые словаязык программирования Python; сетевое образовательное сообщество; онлайн-обучение; онлайн-курс; Google Colabratory.
programming language Python; online educational community; online learning, online course; Google Colabratory.
Федосов А.Ю., Семенкова Т.А., Богданова Ю.С.
ВОПРОСЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ
QUESTIONS OF INTER-SUBJECT INTEGRATION OF COMPUTER SCIENCE AND TECHNOLOGY AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF STUDYING ROBOTICS
АннотацияВ статье рассмотрены различные аспекты межпредметной интеграции учебных предметов «Информатика» и «Технология» на ступени основного общего образования как важного направления реализации ФГОС. Авторами обосновывается актуальность проблемы разработки механизмов интеграции учебных предметов «Информатика» и «Технология» в контексте изучения робототехники; приводится анализ исследований ученых и педагогов-практиков, рассматривающих проблему разработки и внедрения различных моделей интеграции учебных предметов и интеграции робототехники в образовательный процесс средней школы; приведен пример методической разработки варианта интеграции содержания обучения робототехнике при изучении дисциплин «Технология» и «Информатика» на уровне основного общего образования, рассмотрен спектр личностных образовательных результатов, достижение которых актуализируется при интегративном изучении робототехники. Авторами обосновывается тезис о том, что интеграция информатики и технологии как инструмента реализации ФГОС ООО будет способствовать успешному формированию мотивации обучающихся к обучению и познавательной деятельности, воспитанию технологической культуры школьников, обновлению содержания обучения, развития педагогических средств реализации образовательного процесса.
The article considers various aspects of the interdisciplinary integration of the subjects «Informatics» and «Technology» at the level of basic general education as an important direction in the implementation of the Federal State Educational Standard. The authors substantiate the relevance of the problem of developing mechanisms for integrating the subjects «Informatics» and «Technology» in the context of the study of robotics; an analysis of the research of scientists and practitioners who consider the problem of developing and implementing various models for the integration of educational subjects and the integration of robotics into the educational process of secondary school is given; an example of a methodological development of a variant of integration of the content of teaching robotics in the study of the disciplines «Technology» and «Informatics» at the level of basic general education is given, a range of personal educational results is considered, the achievement of which is updated in the integrative study of robotics. The authors substantiate the thesis that the integration of informatics and technology as a tool for implementing the Federal State Educational Standards LLC will contribute to the successful formation of students’ motivation for learning and cognitive activity, the development of a technological culture of schoolchildren, updating the content of education, and developing pedagogical means for implementing the educational process.
Ключевые словамежпредметная интеграция; робототехника; технология; школьная информатика; общее образование.
interdisciplinary integration; robotics; technology; school informatics; general education.
Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Яламов Г.Ю.
ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ
MASTERING OF INFORMATION AND COGNITIVE TECHNOLOGIES IN SMALL SCHOOLS
АннотацияВ настоящее время технологическое образование находится в центре внимания государства и общества, что, в частности, зафиксировано в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Особенностью нового общеобразовательного курса технологии является его модульная структура, а также значительный акцент на освоение современных цифровых технологий, проектной деятельности и т.д. Данной содержание принято к освоению во всех школах Российской федерации. При этом в ряде категорий образовательных учреждений необходимо учитывать специфику, связанную с наличием материального обеспечения, кадровых ресурсов и пр. В частности, в малокомплектных школах при изучении общеобразовательного курса технологи целесообразно сделать акцент на формировании представлений об универсальной структуре технологического процесса и информационно-когнитивных технологиях, включая моделирование и технологию решения задач.
Currently, technological education is in the center of attention of the state and society, which, in particular, is fixed in the new Federal State Educational Standards. A feature of the new general education course in technology is its modular structure, as well as a significant emphasis on the development of modern digital technologies, project activities, etc. This content is accepted for development in all schools of the Russian Federation. At the same time, in a number of categories of educational institutions, it is necessary to take into account the specifics associated with the availability of material support, human resources, etc. In particular, in small-class schools, when studying a general education course in technology, it is advisable to focus on the formation of ideas about the universal structure of the technological process and information and cognitive technologies, including modeling and problem solving technology.
Ключевые словатехнология; цифровизация; модульный курс технологии
technology; digitalization; modular technology course.
Клеветова Т.В., Комиссарова С.А., Максимова А.В.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
DESIGNING OF ONLINE COURSE FOR PREPARING STUDENTS FOR THE OGE IN INFORMATICS
АннотацияВ статье рассматриваются теоретические подходы проектирования массового открытого онлайн-курса для подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.
The article discusses theoretical approaches to designing a massive open online course to prepare students for the OGE in computer science.
Ключевые словаонлайн-курс; сетевое сообщество; типы онлайн-курсов; ОГЭ по информатике.
online course; network community; types of online courses; OGE in computer science.
Хаймина Л.Э., Зеленина Л.И., Хаймин Е.С., Федькушова С.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
THE USE OF INTELLIGENT INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES
АннотацияПроектная деятельность является одной из ведущих образовательных технологий подготовки современных специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики. В статье рассматривается применение интеллектуальных информационных технологий в проектном обучении, внимание уделяется междисциплинарным проектам, реализуемым на основе искусственных нейронных сетей.
Project activity is one of the leading educational technologies for training modern specialists who meet the requirements of the digital economy. The article discusses the use of intelligent information technologies in project training, attention is paid to interdisciplinary projects implemented on the basis of artificial neural networks.
Ключевые словапроектное обучение; интеллектуальные информационные технологии; искусственные нейронные сети; цифровые компетенции.
project training; intelligent information technologies; artificial neural networks; digital competencies.
Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю.
СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ВИДЕО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
CREATION OF INTERACTIVE VIDEO FOR ONLINE EDUCATIONAL COMMUNITIES OF SCHOOLCHILDREN USING NETWORK SERVICES
АннотацияВ статье рассматриваются вопросы использования сетевых сервисов при создании интерактивного видео для обучения школьников. Обсуждаются основные понятия: «интерактивное видео» и вопросы его разработки; «сетевые сервисы» и их возможности для организации интерактивного обучения. Анализируются различные сетевые сервисы, позволяющие создавать интерактивное видео с добавлением к нему интерактивных заданий, контролирующих вопросов и других средств ведения диалога и организации контроля. Приводятся примеры создания интерактивного видео для образовательного онлайн сообщества, созданного на образовательном портале Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
The article deals with the use of network services when creating an interactive video for teaching schoolchildren. The main concepts are discussed: «interactive video» and issues of its development; «network services» and their possibilities for organizing interactive learning. Various network services are analyzed that allow creating interactive video with the addition of interactive tasks, control questions and other means of conducting a dialogue and organizing control. Examples of creating an interactive video for an online educational community created on the portal of the Volgograd State Social and Pedagogical University are given.
Ключевые словаинтерактивность; интерактивное видео; сетевые сервисы; образовательное онлайн-сообщество; сетевое взаимодействие.
interactivity; interactive video; network services; online educational community; networking.
Крамаров С.О., Кадомцев М.И., Сахарова Л.В., Артамонова А.Г.
РАЗРАБОТКА ГЕЙМИФИЦИРОВАННОГО МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА
DEVELOPMENT OF A GAMIFIED MOBILE APPLICATION AS A MEANS OF IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL STUDENT LEARNING TRAJECTORY
АннотацияВ данной работе на примере изучения предмета «Математика» студентами экономических специальностей рассмотрена геймификация как процесс использования компьютерных игровых идей и игровой динамики для решения вопросов обучения. В исследовании, на основании изучения множества современных игровых технологий, позволяющих перейти к большинству мобильных платформ, были использованы веб-приложения на основе HTML5, CCS3 и JavaScript. В качестве основного инструментария разработок, был выбран фреймворк PhoneGap, как система, позволяющая разрабатывать мобильные приложения для базовых платформ (практически без изменения кода приложений): iOS, Android, Blackberry, WebOS, Symbian и Windows Mobile. Данный подход не требует особых предварительных работ для разработок под конкретную платформу. При формировании основных направлений исследования были также использованы нечетко-множественные модели.
In this paper, on the example of studying the subject «Mathematics» by students of economic specialties, gamification is considered as a process of using computer game ideas and game dynamics to solve learning issues. The study used web applications based on HTML5, CCS3 and JavaScript based on the study of many modern gaming technologies that allow the transition to most mobile platforms. The PhoneGap framework was chosen as the main development toolkit, as a system that allows developing mobile applications for basic platforms (practically without changing the application code): iOS, Android, Blackberry, WebOS, Symbian and Windows Mobile. This approach does not require special preliminary work for development for a specific platform. When forming the main areas of research, fuzzy-multiple models were also used.
Ключевые словагеймификация; нечетко-множественные модели; мобильные платформы; игровые элементы; электронные индивидуальные образовательные системы; мотивация.
gamification; fuzzy-multiple modelsand; mobile platforms, game elements; electronic individual educational systems; motivation.
Евдокимова А.И., Морозов А.А., Сериков В.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MEDICAL TRAINEES’ RESEARCH ACTIVITIES
АннотацияВ статье рассматриваются педагогические аспекты развития исследовательской деятельности обучающихся медицинских вузов. Приводятся особенности научной деятельности как основного способа развития исследовательских компетенций обучающихся. Аргументируется авторская позиция по развитию исследовательских компетенций обучающихся как способ организации «опережающего обучения».
The article deals with the pedagogical aspects of the development of research activities of medical trainees. The features of scientific activities as the main way of developing trainees’ research competences are outlined. The author’s position on the development of learners’ research competences as a way of organising «anticipatory learning» is argued.
Ключевые словавысшее медицинское образование; ординаторы; обучающиеся; научная деятельность; исследовательские компетенции; инновации, педагогика.
нigher medical education; residents; trainees; research activities; research competencies; innovation; pedagogy.
Казеева Г.Г.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ, К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВ РОБОТОТЕХНИКИ
TRAINING STUDENTS, FUTURE TEACHERS, FOR THE ORGANIZATION OF CLASSES IN THE ROBOTICS EDUCATION
АннотацияДанное исследование рассматривает вопросы необходимости подготовки специалистов, готовых работать в разных направлениях детского технического творчества и организации системы подготовки таких специалистов. В статье представлен анализ необходимости и возможности подготовки студентов, будущих педагогов, к организации кружков робототехнического творчества.
The present research work is focused on the necessity of training the specialists prepared to work in different areas of children’s engineering creativity and organizing a system of training such specialists.
Ключевые словадетское техническое творчество; подготовка руководителя кружка робототехники; программа подготовки руководителя технического кружка.
engineering creativity; children’s engineering creativity; training of a robotics club leader.
Мартынов А.П., Ступина М.В.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРИАТА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ ИНВАРИАНТНОСТИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DIRECTIONS FOR THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL MODEL OF THE BACHELOR IN ACCORDANCE WITH THE CONCEPT OF INVARIANCE OF THE CONTENT STRUCTURE OF PROFESSIONAL EDUCATION
АннотацияПредставлена образовательная модель бакалавриата с учетом концепции инвариантности структуры содержания профессионального образования, обеспечивающей единство формирования общей фундаментальной подготовки, а также индивидуализации и дифференциации структуры содержания обучения.
The baccalaureate educational model is presented, taking into account the concept of the invariance of the structure of the content of professional education, which ensures the unity of the formation of the general fundamental training, as well as the individualization and differentiation of the structure of the training content.
Ключевые словабакалавриат; компетентностный подход; основная профессиональная образовательная программа; инвариатность структуры содержания образования; вариативность структуры содержания образования; ядро подготовки; образовательный трек; электив.
bachelor’s degree; competence approach; basic professional educational program; invariance of the structure of educational content; variability of the structure of educational content; training core; educational track; elective.
Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф.
РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЭОР НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ АДАПТИВНЫХ АЛГОРИТМОВ
MPLEMENTATION OF THE COMPETENCIES OF TEACHING STAFF IN THE FIELD OF BLENDED LEARNING IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION WITH THE HELP OF INTELLECTUALIZATION OF ESM BASED ON THE CREATION OF ADAPTIVE ALGORITHMS
АннотацияВ статье рассматривается проблема компетентности преподавателя при реализации смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования. Показано, что проблему можно решать за счет интеллектуализации электронных образовательных ресурсов (ЭОР) смешанного обучения путем применения адаптивных алгоритмов управления ЭОР, позволяющих реализовать авторскую методику обучения. Представлены подходы к формированию таких алгоритмов и отечественные программные среды, позволяющие реализовать алгоритмы.
The article deals with the problem of teacher competence in the implementation of blended learning in the context of digital transformation of education. It is shown that the problem can be solved through the intellectualization of electronic educational resources (EOR) of mixed learning by using adaptive algorithms for EOR management, which allow implementing the author’s teaching methodology. Approaches to the formation of such algorithms and domestic software environments that allow implementing algorithms are presented.
Ключевые словацифровая трансформация; образовательный ресурс; смешанное обучение; авторская методика обучения; алгоритмы обучения; управления, нейронные сети.
digital transformation; educational resource; blended learning; author’s teaching methodology; learning algorithms; management; neural networks.
Лемешко Т.Б.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
PREPARATION OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
АннотацияВ статье рассматривается модель подготовки студентов, учитывающая вызовы цифровой трансформации образования, представлен пример трансформации образовательного процесса в Тимирязевской академии с применением цифровых инструментов и технологии смешанного обучения.
The article considers a model of student training that takes into account the challenges of digital transformation of education, presents an example of the transformation of the educational process in the Timiryazev Academy using digital tools and technology of blended learning.
Ключевые словацифровая трансформация; цифровые технологии; цифровые компетенции; смешанное обучение; подготовка студентов.
digital transformation; digital technologies; digital competencies; blended learning; student training.
Смыковская Т.К., Махонина А.А.
РОЛЬ ОНЛАЙН-КУРСОВ КАК ЭЛЕМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО СЛЕДА СТУДЕНТА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОСНОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
THE ROLE OF ONLINE COURSES AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL SPACE OF A MODERN UNIVERSITY IN THE FORMATION OF A STUDENT’S DIGITAL FOOTPRINT, WHICH IS THE BASIS FOR ASSESSING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING
АннотацияАвторы дают краткую характеристику онлайн-курсов, входящих в систему онлайн-курсов подготовки по направлению «Педагогическое образование» профиль «Математика», спроектированных и реализуемых в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете последние пять лет. Рассмотрена специфика формирования цифрового следа будущего учителя и портфолио цифровых работ при освоении содержания онлайн-курсов разного типа. Обоснована возможность использования цифрового следа для оценки качества профессиональной подготовки.
The authors give a brief description of the online courses included in the system of online training courses in the direction of «Pedagogical education» profile «Mathematics», designed and implemented at the Volgograd State Social and Pedagogical University for the past five years. The specifics of the formation of a digital footprint of a future teacher and a portfolio of digital works when mastering the content of online courses of various types are considered. The possibility of using a digital trace to assess the quality of the quality of professional training is substantiated.
Ключевые словацифровой след; онлайн-курс; подготовка учителя; цифровой продукт; портфолио работ.
digital footprint; online course; teacher training; digital product; work portfolio.
Куклина И.Г., Шишмакова Т.В., Жирнова П.М.
РАЗРАБОТКА СТУДЕНТАМИ ПРОГРАММИРУЕМЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВИБРОНАГРУЖЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
DEVELOPMENT BY STUDENTS OF PROGRAMMABLE AUTOMATED COMPLEXES FOR SOLVING THE PROBLEMS OF VIBRATION LOADING OF SPECIAL HIGH TRAFFIC MACHINES
АннотацияСоздание автоматизированных систем расчета основных характеристик машин высокой проходимости с целью повышения скорости конструкторских разработок в настоящее время уже является необходимостью технологического процесса производства автомобилей нового поколения. В предложенной исследовательской работе описан процесс разработки студентами специальности «Информационные системы и технологии» программного комплекса для визуализации и расчета основных геометрических параметров отдельных элементов специальных роторно-винтовых машин высокой проходимости.
The creation of automated systems for calculating the main characteristics of off-road vehicles in order to increase the speed of design development is currently already a necessity in the technological process for the production of new generation vehicles. The proposed research work describes the process of development by students of the specialty «Information Systems and Technologies» of a software package for visualization and calculation of the main geometric parameters of individual elements of special rotary screw machines with high cross-country ability.
Ключевые словаавтоматизация проектирования; программирование; расчет параметров; специальные машины; MathCAD; движитель.
design automation; programming; parameterization; special machines; MathCAD; propulsion.
Дьячков В.П.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
SYSTEM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL COMPLEXES ON STUDYING THE DISCIPLINE «FINANCIAL MANAGEMENT»
АннотацияВ статье обсуждается реализация системы электронных образовательных комплексов (ЭОК) на примере изучения дисциплины «Финансовый менеджмент», которая включает одиннадцать ресурсов. Каждый ресурс состоит из пяти модулей необходимых для изучения нового материала, отработки практических умений и навыков применения полученных теоретических знаний на основе решения задач, а также проверки сформированных компетенций путем тестирования. В каждом ЭОК разработана технология работы с учебным материалом, размещенным в нем. В качестве примера приводится ЭОК по теме «Максимизация рентабельности предприятий агропромышленного комплекса (АПК) региона».
The article discusses the implementation of the system of electronic educational complexes (EOC) on the example of studying the discipline «Financial Management», which includes eleven resources. Each resource consists of five modules necessary for studying a new material, working out practical skills in applying theoretical knowledge based on problem solving, as well as testing generated competencies through testing. Each EOC has developed a technology for working with educational material placed in it. As an example, EOK is given on the topic «Maximizing the profitability of enterprises of the agro-industrial complex (AIC) of the region».
Ключевые словаэлектронный образовательный комплекс; краткосрочные цели предприятия; долгосрочные цели предприятия; рентабельность; агропромышленный комплекс; финансовый менеджмент; модуль электронного комплекса; модуль теория; модуль практика; модуль самостоятельная работа; модуль тесты; модуль технология.
electronic educational complex; short-term goals of the enterprise; long-term goals of the enterprise; profitability; agro-industrial complex; financial management; electronic complex module; module theory; practice module; module independent work; module tests; technology module.
Кочергин Н.А., Купцов А.А.
ОБЗОР МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
OVERVIEW OF MULTIMEDIA SOFTWARE PRODUCTS FOR CREATING ELECTRONIC AND DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES
АннотацияСтатья посвящена анализу существующих отечественных и зарубежных мультимедийных программных продуктов, предназначенных для создания электронных и цифровых образовательных ресурсов. Проведен обзор наиболее популярных и востребованных на рынке программ. Приведены сравнительные характеристики рассматриваемых программных продуктов и определены наиболее предпочтительные для повышения информационной компетентности преподавателей информатики высших специальных образовательных учреждений в системе дополнительного образования.
The article is devoted to the analysis of existing domestic and foreign multimedia software products designed to create electronic and digital educational resources. The review of the most popular and demanded programs in the market is carried out. Comparative characteristics of the considered software products are given and the most preferable ones for improving the information competence of computer science teachers of higher specialized educational institutions in the system of additional education are determined.
Ключевые словамультимедийные программы; программные продукты; электронные и цифровые образовательные ресурсы; мультимедийные устройства.
multimedia programs; software products; electronic and digital educational resources; multimedia devices.
Гагарин А.П., Пыжьянов И.Л.
АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
COMPUTER SYSTEM ARCHITECTURE FOR TEACHING THE SOFTWARE ENGINEERING IN A CLASSROOM ENVIRONMENT
АннотацияУжесточение требований к компетентности ИТ-специалистов ставит задачу интенсификации образовательного процесса в высшей школе. В статье предложена архитектура компьютерного класса, позволяющая повысить контролируемую эффективность процесса обучения пониманию компьютерных программ в рамках освоения программной инженерии. Рассмотрена примерная реализация предложенной архитектуры в системе JL (Joint Lesson).
To keep pace with IT-progress the academia should try to speed up the processes of education, particularly in the area of software engineering. The issue contributes a computer class architecture enabling to foster the program comprehension teaching while learning the software engineering topics. JL (Joint Lesson) computer system is considered as a primary implementation of the proposed architecture.
Ключевые словакомпьютерная программа; понимание программы; учебный разбор программ; аудирование; лекция; преподавание; обучение; программная инженерия; программное обеспечение.
computer program; program comprehension; didactic parsing of programs; audition; lection; teaching; education; software engineering; software.
Казиахмедов Т.Б., Пащенко О.И., Яламов Г.Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПАРАДИГМАМ И МЕТОДАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО IT-НАПРАВЛЕНИЯМ
METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING PARADIGMS AND PROGRAMMING METHODS TO FUTURE BACHELORS IN IT AREAS
АннотацияИзучение программированию будущих бакалавров требует формирования продвинутых компетенций программирования работы с файловой системой, графикой и с различными устройствами, в использовании парадигм структурного, функционального, логического, объектно-ориентированного программирования. Различие методик решения программистских задач, их многообразие применительно к конкретным задачам имеют важное значение в обучении IT-специалистов. Например, работу с файлами можно организовать через буфер файла, через файловые потоки и через дескриптор файла. Знание этих подходов способствует расширению знаний в области продвинутого программирования. Использование файловых потоков, дескриптора файла позволяют решать задачи программирования на более высоком профессиональном уровне. Обучение такому программированию носит междисциплинарный характер и требует наличия знаний в области операционных систем, компьютерной графики, структур и методов обработки данных, управление базами данных и т.д. Программирование должно строиться обучением множеству языков одновременно. Нами разработана программа обучения программированию бакалавров на 1-2 курсе. Она ориентирована на многоязычие: pascalABC, Java Script, PHP, Java, C++, Python. Это позволяет не только использовать различные парадигмы программирования, но различные подходы в задачах программирования используя различные инструменты. Например, нами в языке Java Script реализуются задачи программирования функциональным и логическим программированием, а в С++ функциональным, логическим и объектно-ориентированным программированием. Наш подход стал давать положительные результаты, тем более мы позволяли преподавателям выбор количества языков, парадигм программирования, самих сред разработки по своему усмотрению.
The study of programming for future bachelors requires the formation of advanced programming competencies for working with the file system, graphics and various devices, using paradigms of structural, functional, logical, object-oriented programming. The difference in the methods of solving programming tasks, their diversity in relation to specific tasks are important in the training of IT specialists. For example, working with files can be organized through a file buffer, through file streams and through a file descriptor. Knowledge of these approaches contributes to the expansion of knowledge in the field of advanced programming. The use of file streams, file descriptors allow you to solve programming problems at a higher professional level. Training in such programming is interdisciplinary and requires knowledge in the field of operating systems, computer graphics, data processing structures and methods, database management, etc. Programming should be built by teaching multiple languages at the same time. We have developed a bachelor’s programming training program for 1-2 courses. It is focused on multilingualism: pascalABC, Java Script, PHP, Java, C++, Python. This allows not only to use different programming paradigms, but different approaches to programming tasks using different tools. For example, in the Java Script language, we implement programming tasks with functional and logical programming, and in C++ with functional, logical and object-oriented programming. Our approach began to yield positive results, especially since we allowed teachers to choose the number of languages, programming paradigms, and development environments themselves at their discretion.
Ключевые словаязыки программирования; продвинутое программирование; парадигмы программирования; междисциплинарное обучение; дескриптор устройства; потоки данных; файловые потоки.
programming languages; advanced programming; programming paradigms; interdisciplinary learning; device descriptor; data streams; file streams.
Бешенков С.А., Шутикова М.И., Дзамыхов А.Х., Дзамыхова М.Т.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ СОВЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕКСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMMUNICATION ACTIVITY AS A COMPONENT OF MODERN INFORMATION AND TECHNOLOGY EDUCATION
АннотацияПо мысли Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность является «первым» и наиболее значимым видом человеческой деятельности. В цифровом социуме эта деятельности приобретает особое значение, поскольку получение данных, информации и самих знаний происходит в процессе интенсивной коммуникативной деятельности в цифровой среде. Как компонент современного информационно-технологического образования коммуникативная деятельность имеет ряд особенностей. Анализу этих особенностей посвящена данная статья.
According to L.S. Vygotsky, communicative activity is the «first» and most significant type of human activity. In a digital society, this activity is of particular importance, since the acquisition of data, information and knowledge itself takes place in the process of intensive communicative activity in the digital environment. As a component of modern information technology education, communicative activity has a number of features. This article is devoted to the analysis of these features.
Ключевые словакоммуникативная деятельность; цифровой социум; информационно-технологическая подготовка.
communicative activity; digital society; information technology training.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л.
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ «ОБУЧАЮЩИЙ – ОБУЧАЮЩИЙСЯ» КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
DEVELOPING FEEDBACK «EDUCATOR – LEARNER» AS A MEANS OF EVALUATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL LEARNING
АннотацияВ данной статье авторы рассматривают развивающую обратную связь как средство оценивания в условиях реализации цифровой образовательной среды. Представлены способы оценивания для определенных видов развивающей обратной связи и критерии / показатели оценивания как средства развивающей обратной связи. Авторы анализируют особенности и преимущества развивающей обратной связи для организации учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды. Существенным является толкование развивающей обратной связи, как средства оценивания.
In this article, the authors consider developing feedback as a means of evaluation in the context of the implementation of the digital educational environment. Evaluation methods for certain types of developmental feedback and evaluation criteria/indicators as means of developmental feedback are presented. The authors analyze the features and advantages of developing feedback for the organization of the educational process in a digital educational environment. The interpretation of developmental feedback as a means of evaluation is essential.
Ключевые словацифровое обучение; развивающая обратная связь; успешность; оценивание; цифровые технологии.
digital learning; developing feedback; success; evaluation; digital technologies.
Якубовский Р.М.
IOT СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Е2LEARNING. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
IOT SYSTEM OF EFFECTIVE E2LEARNING. TEST RESULTS
АннотацияРассмотрены результаты тестирования технологии Цифровой Динамической Модуляции (ЦДМ) на курсах повышения квалификации персонала. Проведенный анализ показал, что использование модулированных файлов повышает внимания аудитории в критические моменты утомления, общий уровень долговременной памяти и способствует более эффективному восприятию материала.
The results of testing the technology of Digital Dynamic Modulation (DSM) at the advanced training courses for personnel are considered. The analysis showed that the use of modulated files increases the attention of the audience at critical moments of fatigue, the overall level of long-term memory and contributes to a more effective perception of the material.
Ключевые словаискусственный интеллект; цифровая динамическая модуляция; самообразование; интернет вещей; дистанционное образование.
artificial intelligence; digital dynamic modulation; self-education; internet of things; distance education.
Русаков А.А., Пачина Н.Н., Сараева Н.В., Пачин Г.Р.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В СТИЛЕ SMART – 2022»)
INTEGRATIVE PARADIGMS OF GENERAL CULTURAL AND INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES (BASED ON THE RESULTS OF THE NATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE «CULTURAL HERITAGE IN THE STYLE OF SMART – 2022»)
АннотацияВ статье представлены результаты Национальной научно-практической конференции «Культурное наследие в стиле SMART – 2022», а также результаты конкурса «Лучшее портфолио-2022».
The article presents the results of the National Scientific and Practical Conference «Cultural heritage in the style of SMART – 2022», as well as the results of the competition «Best Portfolio – 2022».
Ключевые словакультурное наследие; SMART-технологии; интегративные парадигмы; компетенции.
cultural heritage; SMART technologies; integrative paradigms; competencies.