СОДЕРЖАНИЕ № 3.2024


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ
Мухаметзянов И.Ш.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

REGULATORY SUPPORT FOR THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN GENERAL EDUCATION

Аннотация

Развитие информационных и коммуникационных технологий, активная интеграция их практически повсеместно в жизнь современного человека требуют и соответствующего кадрового обеспечения, как на само развитие технологий, так и на формирование компетенций по их прикладному применению. Искусственный интеллект и нейросети активно изучались в прикладных специальностях профессионального образования. Но, рано или поздно, возникает вопрос о необходимости их изучения и на уровне общего образования как базы профессионалитета. И если на уровнях высшего и профессионального образования, дополнительного образования и переподготовки кадров использование искусственного интеллекта для обучения взрослых не вызывает сомнения и активно используется в последние годы, то использование любых новых форм и технологий организации и реализации обучения у несовершеннолетних, на уровне общего образования, имеет ряд ограничений. И в рамках данной работы мы попытаемся дать представление о них.

The development of information and communication technologies, their active integration almost everywhere into the life of a modern person requires appropriate staffi both for the development of technologies themselves and for the formation of competencies for their application. Artifi intelligence and neural networks have been actively studied in applied specialties of vocational education. But, sooner or later, the question arises about the need to study them at the level of general education as a base of professionalism. And if at the levels of higher and vocational education, additional education and retraining, the use of artifi intelligence for adult education is beyond doubt and has been actively used in recent years, then the use of any new forms and technologies for organizing and implementing education for minors, at the level of general education, has a number of limitations. And within the framework of this work, we will try to give an idea of them.

Ключевые слова

нормативно-правовое регулирование; искусственный интеллект; нейросети; здоровье обучаемых; цифровая гигиена; информационно-образовательное пространство образовательной организации; информационные и коммуникационные технологии; информационная безопасность личности пользователя

legal regulation; artificial intelligence; neural networks; student health; digital hygiene; information and educational space of an educational organization; information and communication technologies (ICT); information security of the user’s identity


Скафа Е.И., Киселева О.С.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ЛИЦЕЙ – КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

TECHNOLOGIES OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MULTIDISCIPLINARY LYCEUM IN A SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT «LYCEUM – CLASSICAL UNIVERSITY»

Аннотация

Исследуется проблема влияния научно-образовательной среды «Лицей – классический университет» на организацию учебной деятельности лицея, входящего в структуру вуза. На примере опыта многопрофильного лицея-интерната Донецкого государственного университета описаны наиболее востребованные образовательные технологии обучения лицеистов, использующиеся в единой научно-образовательной среде университета и лицея. Обосновано влияние технологий смешанного, гибридного, дистанционного обучения на формирование у обучающихся лицея не только учебных и личностных результатов обучения, но и метапредметных, направленных на выбор своей будущей профессиональной деятельности.

The problem of the influence of scientific and educational environment «Lyceum - classical university» on the organization of educational activities of the lyceum, which is a part of the structure of the university, is investigated. On the example of the experience of multidisciplinary boarding lyceum of Donetsk State University the most demanded educational technologies of lyceum students’ education, used in the unified scientific and educational environment of the university and lyceum, are described. The influence of mixed, hybrid and distance learning technologies on the formation of not only academic and personal learning outcomes of lyceum students but also meta-subjects aimed at the choice of their future professional activity is substantiated.

Ключевые слова

многопрофильный лицей; научно-образовательная среда вуза; метапредметные результаты обучения; технология смешанного обучения; технология «перевернутый класс»; гибридное обучение; технология дистанционного обучения

multidisciplinary lyceum; research and education environment of university; meta-subject results of learning; blended learning technology; «flipped classroom» technology; hybrid learning; distance learning technology


Миндзаева Э.В.

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

TRENDS AND PECULIARITIES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL GENERAL EDUCATIONAL COURSE OF INFORMATICS IN DISSERTATION RESEARCH

Аннотация

Статья является продолжением описания результатов исследования истории становления и развития общеобразовательного учебного предмета «Информатика» в российской школе, начало которого опубликовано в предыдущем номере журнала. На данном этапе представлены результаты анализа диссертационных исследований с 1988 по 2013 годы, в которых затрагиваются аспекты вхождения школьной информатики в систему общеобразовательных курсов. Основное внимание уделено исследованиям, в которых представлены авторские подходы к периодизации истории школьной информатики.

The article is a continuation of the description of the results of the study of the history of the formation and development of the general educational subject «Informatics» in the Russian school, the beginning of which was published in the previous issue of the journal. At this stage, the results of the analysis of dissertation studies from 1988 to 2013 are presented, which aff the aspects of the entry of school informatics into the system of general education courses. The main focus is on research that presents author’s approaches to the periodization of the history of school informatics.

Ключевые слова

методология; систематизация; классификация; общеобразовательный курс информатики; программирование; алгоритмизация; компьютерная грамотность; мировоззрение; информатизация; фундаментализация; стандарт; периодизация

systematization; classification; general education course in informatics; programming; algorithmization; computer literacy; worldview; informatization; fundamentalization; standard; periodization


Нефедова В.Ю., Алексанян А.Н.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ ИНФОРМАТИКИ И ФИЗИКИ

INTER-SUBJECT COLLABORATION OF COMPUTER SCIENCE AND PHYSICS

Аннотация

В статье рассматриваются межпредметные связи информатики и физики как на уровне технических особенностей создания компьютеров и сетей, так и цифровые ресурсы и виртуальные лаборатории для визуализации физических экспериментов и обработки их результатов. Приведены основные преимущества проведения бинарного урока по физике и информатике.

The article examines interdisciplinary connections between computer science and physics, both at the level of technical features of creating computers and networks, as well as digital resources and virtual laboratories for visualizing physical experiments and processing their results. The main advantages of conducting a binary lesson in physics and computer science are given.

Ключевые слова

информатика; межпредметные связи; физика

computer science; interdisciplinary connections; physics


Попов К.А.

ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН КУРСОВ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ НА EDX-ПЛАТФОРМЕ «МИРОЗНАЙ»

ON THE EXPERIENCE OF CREATING ONLINE COURSES IN PHYSICS AND MATHEMATICS ON THE EDX-PLATFORM «MIROZNAI»

Аннотация

В статье обсуждается опыт построения массовых открытых онлайн курсов, размещенных на платформе онлайн обучения «Мирознай» Волгоградского государственного социально-педагогического университета, по физике и математике для школьников. Рассмотрены как методическая сторона построения курсов, так и технические вопросы размещения материалов и верстки условий задач на edX платформе. Выделены особенности в подходах к разработке курсов по математике и физике. Также затронуты вопросы определения тематики курсов подготовки студентов педагогического вуза или курсов повышения квалификации учителей, направленных на знакомство с принципами работы на платформе edX в качестве разработчика курсов по соответствующим учебным предметам.

The article discusses the experience of building massive open online courses hosted on the «Miroznai» online learning platform of the Volgograd State Socio-Pedagogical University in physics and mathematics for schoolchildren. Both the methodological side of the course construction and the technical issues of the placement of materials and the layout of the task conditions on the edX platform are considered. The features in the approaches to the development of courses in mathematics and physics are highlighted. The options for defining the topics of training courses for students at a pedagogical university or teacher training courses aimed at learning the principles of working on the edX platform as a course developer in relevant academic subjects are also discussed.

Ключевые слова

дистанционное обучение; платформа edX; платформа Moodle; массовый открытый онлайн курс

distance learning; platform edX; platform Moodle; mass open online course


Гончаров К.Г., Родионова О.В., Мызенко А.И.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ: ОПЫТ РАБОТЫ

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT SCHOOL: WORK EXPERIENCE

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования элементов цифровой образовательной среды учебного заведения в процессе обучения информатике в основной общеобразовательной школе. Рассмотрены возможные подходы в решении задач организации образовательной деятельности школы на базе современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе возможностей цифровая образовательная платформы, реализуемой в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Приведен опыт использования цифровой образовательной среды в Центре образования № 31 г. Тула, а также результаты анализа использования Яндекс.Учебника в учебном процессе. Выявлена и обоснована эффективность построения такого учебного процесса в контрольном классе.

The article is devoted to the problem of using elements of the digital educational environment of an educational institution in the process of teaching computer science in a basic secondary school. It is becoming the most important in modern conditions of digital transformation of the educational process. A modern educational institution is required to introduce new approaches to learning, ensuring, along with its fundamental nature and compliance with the requirements of the Federal State Educational Standard, the development of communicative, creative and educational competencies, needs for self-education based on the potential multivariance of the content and organization of educational activities. It is informatization, the formation of a digital educational environment based on modern information and communication technologies that will contribute to solving these problems.

Ключевые слова

цифровая образовательная среда; цифровой образовательный ресурс; цифровая трансформация образования; образовательный процесс; результаты обучения

digital educational environment; digital educational resource; digital transformation of education; educational process; learning outcomes


Попов В.С., Алефиренко Е.А., Черницына Л.Ю.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОТВЕТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАНИЯ № 2 ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПЕРЕМЕННЫХ В ЧАСТИЧНО ЗАПОЛНЕННОЙ ТАБЛИЦЕ ИСТИННОСТИ ЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

WAYS OF CHECKING THE ANSWER WHEN SOLVING TASK NO. 2 OF THE UNIFIED STATE EXAM IN COMPUTER SCIENCE TO DETERMINE THE ORDER OF VARIABLES IN A PARTIALLY COMPLETED TRUTH TABLE OF A LOGICAL FUNCTION

Аннотация

Целью исследования является определение основных способов проверки ответа для заданий № 2 единого государственного экзамена по информатике на определение порядка переменных для частично заполненной таблицы истинности и заданного логического выражения. Материалами и методами исследования являются современные программные средства выполнения и проверки рассматриваемого задания. В результате исследования показаны способы проверки полученных обучающимися ответов, приведены примеры. Выявлены и представлены два удобных, быстрых и эффективных метода проверки полученного порядка логических переменных для рассмотренного задания. Приведенные подходы и способы проверки ответа при их широком использовании выпускниками, выбравшими единый государственный экзамен по информатике, способны привести к улучшению образовательных результатов. Дополнительно в предлагаемой работе указано место учебных тем «Математическая логика», «Алгебра логики» в современных рабочих программах учебных предметов «Информатика» и «Математика», приведен обзор литературы по решению задания № 2 ЕГЭ по информатике, содержащей различные способы решений. Статья будет полезна учителям и обучающимся, выбравшим единый государственный экзамен по информатике.

The purpose of the study is to determine the main ways to check the answer for tasks No. 2 of the unified state exam in computer science to determine the order of variables for a partially filled truth table and a given logical expression. The materials and methods of research are modern software tools for performing and verifying the task in question. As a result of the research, the methods of checking the answers received by students are shown, examples are given. Two convenient, fast and effective methods of checking the obtained order of logical variables for the considered task are identified and presented. The above approaches and methods of checking the answer, when widely used by graduates who have chosen the unified state exam in computer science, can lead to improved educational results. Additionally, the proposed work indicates the place of educational topics «Mathematical Logic», «Algebra of Logic» in modern work programs of the educational subjects «Informatics» and «Mathematics», and provides a review of the literature on solving task No. 2 of the Unified State Exam in Informatics, containing various methods of solutions. The article will be useful for teachers and students who have chosen the unified state exam in computer science.

Ключевые слова

логика; алгебра логики; таблица истинности; логическая функция; самопроверка; самоконтроль; образовательный результат; Единый Государственный Экзамен

logic; algebra of logic; truth table; logical function; self-test; self- control; educational result; Unified State Examination


Рыжова Н.И., Бускина А.В., Середа Е.В., Молохов Д.А., Колечкин И.С.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

BASIC PRINCIPLES OF THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация

В статье рассматривается проблематика аксиологических возможностей цифрового образовательного контента (ЦОК) в условиях цифровизации современного образования. Приводится описание его анализа с дидактической точки зрения и предлагаются варианты использования рассматриваемого ЦОК в организации воспитательных мероприятий в общеобразовательных организациях, опираясь на базовые принципы использования ЦОК. Примеры, предложенные авторами в статье, позволяют выявить, что исследуемая образовательная среда обладает не только высоким практико-ориентированным потенциалом, но и воспитательными, ценностно- формирующими возможностями.

The article considers the problems of axiological possibilities of digital educational content (DEC) in the context of digitalization of modern education. A description of its analysis from a didactic point of view is given and options for using the considered DEC in organizing educational activities in general education organizations are proposed, based on the basic principles of using DEC. The examples proposed by the authors in the article allow us to reveal that the educational environment under study has not only high practice-oriented potential, but also educational, value-forming capabilities.

Ключевые слова

цифровизация; цифровая онлайн среда; цифровой образовательный контент (ЦОК); воспитательная деятельность; общеобразовательная организация; аксиологический подход; ценности; базовые принципы; ценностно-формирующие возможности ЦОК

digitalization; digital online environment; digital educational content (DEC); educational activities; general education organization; axiological approach; values, basic principles; value-forming capabilities of DEC


Филиппов В.И., Смольняков В.Г.

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11-ЫХ КЛАССОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ КЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

QUESTIONS OF THE METHODOLOGY OF PREPARING STUDENTS OF GRADES 10-11 FOR STATE FINAL CERTIFICATION IN THE FORM OF THE COMPUTER UNIFIED STATE EXAMINATION IN COMPUTER SCIENCE

Аннотация

В статье проводится анализ результатов государственной итоговой аттестации по информатике в форме КЕГЭ за последние два года, рассматриваются причины снижения качества выполнения заданий экзаменационной работы. Приводится анализ причин низкого качества выполнения отдельных заданий, а также список мер, рекомендованных к принятию для повышения результатов выполнения экзаменационных заданий. С целью улучшения алгоритмической подготовки выпускников приводится пример структуры изучения раздела «Алгоритмы и программирование». Приведены дополнительные способы повышения качества подготовки выпускников посредством внеурочной деятельности, рассмотрены примеры планирования соответствующего курса (в том числе с применением автоматических тестирующих систем). Рассмотрены также методические материалы для подготовки к решению заданий блока «Теоретические основы информатики», приведены способы оценки и контроля достигаемых результатов.

The article analyzes the results of the state final certification in computer science in the form of Computer Unified State Examination over the past two years, examines thаe reasons for the decline in the quality of examination work. An analysis of the reasons for the poor quality of individual tasks is provided, as well as a list of measures recommended for adoption to improve the results of examination tasks. To improve the algorithmic training of graduates, an example of the structure of the study of the section «Algorithms and Programming» is given. In addition, additional ways to improve the quality of graduate training through extracurricular activities are presented, examples of planning the corresponding course (including using automatic testing systems) are considered. Methodological materials for preparing for solving the tasks of the block «Theoretical foundations of computer science» are also considered. Methods of evaluation and control of achieved results are also given.

Ключевые слова

информатика; государственная итоговая аттестация; единый государственный экзамен; программирование алгоритмов; теоретические основы информатики

informatics; state final certification; unified state exam; algorithm programming; theoretical foundations of informatics


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шутикова М.И., Бешенков С.А., Гришина Е.С., Пушкина Е.С.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF CURRICULUMS OF HUMANITIES UNIVERSITIES

Аннотация

В статье рассматривается общие подходы к цифровой трансформации содержания учебных курсов гуманитарных вузов. Если в недавнем прошлом информатизация образования отдавала предпочтение использованию в обучении различных информационных продуктов, то в последнее время основным трендом стала цифровая трансформация содержания учебных курсов. Специфика таких курсов в гуманитарных вузах состоит в подчеркнутом внимании к информационным процессам, протекающим в социально-экономических системах, а также метапредметным аспектам информации. Показано, что в рамках ЦОС целесообразно создание учебных курсов, в которых бы предусматривалась компьютерная деятельность с объектами выбранной предметной области.

The article discusses general approaches to digital transformation of the content of educational courses in humanities universities. If in the recent past, the informatization of education gave preference to the use of various information products in training, then recently the main trend has become the digital transformation of the content of educational courses. The specificity of such courses in humanities universities consists in the emphasized attention to the information processes occurring in socio-economic systems, as well as meta-subject aspects of information. It is shown that within the framework of the DES, it is advisable to create educational courses that would provide for computer activities with objects of the selected subject area.

Ключевые слова

цифровая трансформация; учебные курсы; гуманитарные вузы; цифровая образовательная среда; компьютерные инструменты

digital transformation; educational courses; humanities universities; digital educational environment; computer tools


Горлов C.И., Казиахмедов Т.Б.

ИССКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ И ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ IT БАКАЛАВРОВ

ARTIFICIAL INTELLIGENCE: THE DISAPPEARANCE OF EXISTING ONES AND THE EMERGENCE OF NEW PROFESSIONS AND THE SPECIFICS OF TRAINING IT BACHELORS

Аннотация

В статье раскрыта проблема практической подготовки будущих IT бакалавров в условиях исчезновения и появления новых профессий, связанная с развитием искусственного интеллекта. Рассмотрены некоторые аспекты содержания педагогических условий подготовки будущих IT бакалавров к профессиональной деятельности, а также представлены психолого-педагогические основы подготовки бакалавров по IT направлениям в высших учебных заведениях.

The article reveals the problem of practical training of future IT bachelors in the conditions of disappearance and emergence of new professions associated with the development of artificial intelligence. Some aspects of the content of the pedagogical conditions for preparing future IT bachelors for professional activity are considered, as well as the psychological and pedagogical foundations of bachelor’s degree training in IT fields in higher educational institutions are presented.

Ключевые слова

программирование; программное обеспечение; инженер программист; IT-технологии; искусственный интеллект; цифровая экономика

programming; software; software engineer; IT technologies; artificial intelligence; digital economy


Надеждин Е.Н., Тихонов М.А., Котова И.Ф.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИТ-ПРОЕКТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

FORMATION OF KEY PROFESSIONAL COMPETENCES OF MASTER’S STUDENTS WHEN IMPLEMENTING SPECIAL-PURPOSE IT PROJECTS

Аннотация

Создание современных ИТ-проектов в области автоматизированного управления средствами беспилотной авиации связано с разработкой алгоритмов и программных продуктов на основе применения методов и средств искусственного интеллекта и прорывных когнитивно-информационных технологий. При этом результаты проектирования в значительной степени определяются как уровнем профессиональной компетентности разработчиков, так и их умениями реализовать свой творческий потенциал в условиях проектной команды. Статья посвящена изучению механизма формирования ключевых профессиональных компетенций магистрантов, ведущих коллективную разработку инновационных ИТ-проектов. В основу командного выполнения социально-значимых наукоемких ИТ-проектов закладывается гибкая ролевая модель профессиональной деятельности с элементами обучения и повышения квалификации. От качества организации коллективной работы магистрантов над ИТ-проектом зависят полнота и сроки реализации требований технического задания. В статье представлен перечень приоритетных ключевых компетенций, необходимых разработчикам проекта по созданию информационно-управляющей системы роем БПЛА. С использованием диаграмм IDEF0 функциональной модели проанализирована организационная компонента деятельности научного руководителя ИТ-проекта, направленная на развитие ключевых профессиональных компетенций и реализацию творческого потенциала ИТ-разработчиков через воздействие на их индивидуальную и коллективную мотивацию. На содержательном уровне сформулирована задача выбора оптимальной стратегии управления мотивацией магистрантов в процессе выполнения ИТ-проекта.

The creation of modern IT projects in the field of automated control of unmanned aircraft is associated with the development of algorithms and software products based on the use of methods and tools of artificial intelligence and breakthrough cognitive information technologies. At the same time, the design results are largely determined by both the level of professional competence of the developers and their ability to realize their creative potential in a project team. The article is devoted to the study of the mechanism for the formation of key professional competencies of graduate students leading the collective development of innovative IT projects. The team implementation of socially significant science- intensive IT projects is based on a flexible role model of professional activity with elements of training and advanced training. The completeness and timing of the implementation of the technical specifications depend on the quality of the organization of the collective work of graduate students on the IT project. The article presents a list of priority key competencies required by developers of the project to create an information and control system for a swarm of UAVs. Using the IDEF0 functional model diagrams, the organizational component of the activity of the scientific manager of the IT project is analyzed, aimed at developing key professional competencies and realizing the creative potential of IT developers through influencing their individual and collective motivation. At the substantive level, the problem of choosing the optimal strategy for managing the motivation of master’s students in the process of implementing an IT project is formulated.

Ключевые слова

ИТ-проект; коллективная разработка; проектное обучение; ключевые компетенции; управление проектом; деятельность руководителя проекта; мотивация разработчика

IT project; team development; project-based learning; key competencies; project management; project manager activities; developer motivation


Поличка А.Е.

ПОДХОДЫ ВЫБОРА ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

APPROACHES TO CHOOSING DIGITAL MEANS OF IMPLEMENTING DIDACTIC TOOLS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассмотрена необходимость выявления дидактического инструментария формирования информационной деятельности выпускников педагогических вузов. На основе выбранных методологических подходов предложены варианты цифровых средств реализации дидактического инструментария для педагогического взаимодействия обучаемых и обучающих.

The article considers the need to identify didactic tools for the formation of information activities of graduates of pedagogical universities. Based on the selected methodological approaches, variants of digital means of implementing didactic tools for pedagogical interaction between trainees and teachers are proposed.

Ключевые слова

информационная деятельность студентов; дидактический инструментарий; цифровые средства реализации дидактического инструментария; педагогическое взаимодействие обучающих и обучаемых

information activities of students; didactic tools; digital means of implementing didactic tools; pedagogical interaction of teachers and trainees


Майер Р.В.

ПРОСТОЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭМУЛЯТОР АЛГОРИТМОВ МАРКОВА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

SIMPLE COMPUTER EMULATOR OF MARKOV ALGORITHMS AND ITS USE IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE

Аннотация

Предложена простая компьютерная программа-эмулятор на языке ABCPascal, автоматически выполняющая нормальный алгоритм Маркова. Представлено решение 10 задач, рассмотрена методика использования эмулятора НАМ при изучении теории алгоритмов, способствующая развитию алгоритмического мышления и повышению интереса к информатике.

A simple computer program-emulator written in ABCPascal is proposed, which automatically executes the normal Markov algorithm. The solution of 10 problems is presented, the method of using the NAM-emulator in the study of the algorithm theory is considered, which contributes to the development of algorithmic thinking and increases interest in computer science.

Ключевые слова

алгоритмы Маркова; вычислимость; дидактика; информатика; обучение; подстановки; программирование

Markov algorithms; computability; didactics; computer science; learning; substitutions; programming


Денисовец В.В., Казаченок В.В.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

INFLUENCE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS

Аннотация

В статье анализируются ключевые подходы к пониманию термина «информационно-образовательная среда» и предлагается его авторская интерпретация. Рассматривается сущность познавательной самостоятельности студентов, а также факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Описываются методы, способствующие развитию познавательной самостоятельности в условиях информационно-образовательной среды.

The article analyzes key approaches to understanding the term «information and educational environment» and offers its author’s interpretation. The essence of students’ cognitive independence, as well as factors influencing its formation and development are considered. Methods promoting the development of cognitive independence in the conditions of the information and educational environment are described.

Ключевые слова

обучение математике; самостоятельная работа; средства мультимедиа; информационные технологии; информатизация; информационно-образовательная среда; творческие задания

teaching mathematics; independent work; multimedia; information technology; informatization; information and educational environment; creative tasks


Татьянич Е.В.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЯМ ТРЕХМЕРНОЙ ПЕЧАТИ

CONTENT ASPECTS OF THE METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE READINESS OF A FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHER TO TEACH THREE-DIMENSIONAL PRINTING TECHNOLOGIES

Аннотация

Статья отражает диссертационное исследование, посвященное методике формирования готовности будущего учителя информатики к обучению технологиям трехмерной печати. В работе раскрываются профессионально-предметный и профессионально-методический компоненты исследуемой готовности, определяющие содержание и процесс подготовки учителей информатики как специалистов в области 3D-печати, так и педагогов, способных реализовывать образовательные программы, предполагающие изучение и применение технологий трехмерной печати. Предлагаются последовательно-возвратная модель формирования профессионально-предметного компонента исследуемой готовности и многосвязная маршрутная модель формирования для профессионально-методического компонента. Обоснована вариативность траекторий формирования исследуемой готовности. Приведен авторский комплект учебно-методических материалов, включающий детальное содержание занятий по изучению 3D-моделирования и печати будущими учителями информатики. Раскрыта взаимосвязь между содержательными темами и определенными элементами изучаемой готовности.

The article reflects a dissertation research devoted to the methodology of developing the readiness of a future computer science teacher to teach three-dimensional printing technologies. The work reveals the professional- subject and professional-methodological components of the readiness under study, which determine the content and process of training computer science teachers, both specialists in the field of 3D printing and teachers capable of implementing educational programs that involve the study and application of three-dimensional printing technologies. A sequential-return model of the formation of the professional-subject component of the readiness under study and a multi-connected route model of formation for the professional-methodological component are proposed. The variability of the formation trajectories of the readiness under study is substantiated. The author’s set of educational and methodological materials is presented, including the detailed content of classes on the study of 3D modeling and printing by future computer science teachers. The relationship between substantive topics and certain elements of the readiness being studied is revealed.

Ключевые слова

подготовка учителя информатики; формирование готовности к обучению; технологии 3D-печати; последовательно-возвратная модель; многосвязная маршрутная модель

computer science teacher training; formation of readiness for learning; 3D printing technologies; sequential-return model, multi-connected route model


Смыковская Т.К., Махонина А.А., Демина Н.В.

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ» НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА – «ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ON THE ISSUE OF DEVELOPING EVALUATION MATERIALS ON THE DISCIPLINE «METHODS OF MATHEMATICAL DATA PROCESSING» BASED ON UNIFIED APPROACHES TO THE STRUCTURE AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF PEDAGOGICAL BACHELOR’S DEGREE – «THE CORE OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION»

Аннотация

В статье раскрывается вопрос разработки оценочных материалов качества освоения учебной дисциплины «Методы математической обработки данных». Представлены разработанные и апробированные в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете оценочные материалы, интегрированные в онлайн-курс сопровождения изучения дисциплины «Методы математической обработки данных». Обоснована возможность использования цифровых технологий оценки качества и процесса освоения содержания онлайн-курса сопровождения.

The article reveals the issue of developing evaluation materials for the quality of mastering the academic discipline «Methods of mathematical data processing». The evaluation materials developed and tested at the Volgograd State Socio-Pedagogical University are presented, integrated into the online course for the study of the discipline «Methods of mathematical data processing». The possibility of using digital technologies to assess the quality and process of mastering the content of the online support course is substantiated.

Ключевые слова

оценочные материалы; цифровые технологии; онлайн-курс; подготовка учителя; оценки качества и процесса освоения содержания

assessment materials; digital technologies; online course; teacher training; assessment of the quality and process of mastering the content


Франтасов Д.Н.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR PREDICTING THE FORMATION OF COMPETENCIES BASED ON DATA FROM A POINT-RATING ASSESSMENT SYSTEM

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме оценки компетенций студентов в условиях перехода к компетентностному подходу в высшем образовании. Анализируются существующие проблемы традиционной системы оценки и предлагают инновационное решение на основе искусственного интеллекта. Ключевым элементом исследования является разработка модели искусственного интеллекта для автоматизированной оценки компетенций. Представлен результат экспериментальной проверки модели, демонстрируя ее эффективность в прогнозировании успеваемости студентов и выявлении их сильных и слабых сторон.

The article is devoted to the urgent problem of assessing students competencies in the context of the transition to a competence-based approach in higher education. The existing problems of the traditional assessment system are analyzed and an innovative solution based on artificial intelligence is proposed. A key element of the research is the development of an artificial intelligence model for automated assessment of competencies. The result of an experimental verification of the model is presented, demonstrating its effectiveness in predicting student performance and identifying their strengths and weaknesses.

Ключевые слова

компетенции; оценка знаний; прогнозирование успеваемости; персонализированное обучение

competencies; knowledge assessment; academic performance forecasting; personalized learning


Манюкова Н.В., Уразаева Л.Ю.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АЛГЕБРЫ

INFORMATIZATION OF MATHEMATICAL EDUCATION BY MEANS OF COMPUTER ALGEBRA SYSTEMS

Аннотация

В статье рассматриваются возможности системы компьютерной алгебры GeoGebra по решению обыкновенных дифференциальных уравнений, которые являются одним из основных способов формального представления математических моделей при решении прикладных задач. Особое внимание уделено решению задачи Коши, с подробным описанием возможностей для ее численного решения. Представлена реализация решения систем дифференциальных уравнений. Показана сложность самостоятельной реализации циклов в GeoGebra и возможность сохранения решения в виде таблицы для последующего использования результатов и применения библиотек пользователей.

The article discusses the capabilities of the GeoGebra computer algebra system for solving ordinary diff equations, which are one of the main ways of formally representing mathematical models when solving applied problems. Particular attention is paid to solving the Cauchy problem, with a detailed description of the capabilities for its numerical solution. The implementation of solving systems of diff equations is presented. The complexity of independent implementation of cycles in GeoGebra and the possibility of saving the solution in the form of a table for subsequent use of results and application of user libraries are shown.

Ключевые слова

информатизация образования; GeoGebra; дифференциальные уравнения; задача Коши; метод изоклин

informatization of education; GeoGebra, differential equations; Cauchy problem; isocline method


Шарабаева Л.Ю., Шиков А.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

PEDAGOGICAL APPROPRIATENESS OF USING SOFTWARE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE DIRECTION OF «BUSINESS INFORMATICS»

Аннотация

В статье исследуется педагогическая целесообразность применения современного программного обеспечения для профессионального обучения студентов по направлению подготовки «бизнес-информатика» на примере опыта Северо-Западного института управления РАНХиГС. Применение электронного обучения требует использования адекватного программно-аппаратного обеспечения для организации взаимодействия со студентами в электронной образовательной среде. Для формирования и развития профессиональных компетенций требуется использование специализированных программных средств для разных блоков дисциплин с учетом перехода на отечественное программное обеспечение.

The article examines the pedagogical feasibility of using modern software for professional training of students in the field of training «business informatics» using the example of the experience of the North-West Institute of Management RANEPA. The use of e-learning requires the use of adequate software and hardware to organize interaction with students in the electronic educational environment. The formation and development of professional competencies requires the use of specialized software for different blocks of disciplines, taking into account the transition to domestic software.

Ключевые слова

бизнес-информатика; педагогическая целесообразность; программное обеспечение; профессиональная подготовка

business informatics; pedagogical feasibility; software; professional training


Вельдяева Т.А., Кузнецов А.Н.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПОСРЕДНИЧЕСТВУ

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TOOLS FOR INTERCULTURAL INTERMEDIARY TRAINING

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема применения инструментов искусственного интеллекта в практике подготовки будущих и действующих переводчиков к деятельности, связанной с межкультурным посредничеством. В качестве одного из ключевых подходов к проектированию элементов технологии подготовки переводчиков предлагается анализ профессиональной деятельности специалистов в аспекте применения инструментов искусственного интеллекта в переводческой деятельности. Рассмотрены возможные методы профессионально ориентированной подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации, допускающие применение инструментов искусственного интеллекта и доказавшие свою эффективность в педагогической практике. Особое внимание обращается на проблему использования искусственного интеллекта с точки зрения обеспечения качества и обучения, и конечного продукта деятельности выпускников – обеспечения адекватного межкультурного посредничества.

The article considers the current problem associated with the use of artifi intelligence tools in the practice of training of future and current translators for their quality performance of the activities in intercultural mediation. As one of the key approaches to the design of the elements of translator training technology, the authors propose an analysis of the professional activities of in-service translators in terms of using artifi intelligence tools. The viable methods of professionally oriented training in the fi of intercultural communication are considered, allowing the use of artifi intelligence tools and proven to be eff in pedagogical practice. Particular attention is paid to the problem of using artifi intelligence from the point of view of ensuring the quality of both professional training and the fi product of the graduates’ activities, i.e. ensuring adequate intercultural mediation.

Ключевые слова

искусственный интеллект; межкультурная коммуникация; межкультурное посредничество; подготовка переводчиков; анализ профессиональной деятельности

artificial intelligence; intercultural communication; intercultural mediation; translator training; analysis of professional activities


Назаров А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

FORMATION OF PROFESSIONAL-ADAPTIVE COMPETENCES IN FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE USING FREE AND DOMESTIC SOFTWARE

Аннотация

В статье представлены результаты исследования формирования профессионально-адаптивных компетенций у студентов педагогических направлений подготовки. Актуальность исследования подтверждается внедрением отечественного программного обеспечения в государственные и общественные структуры и его экономической эффективностью. Разработанные автором цифровые методики (интерактивный контент, дидактические игры, тесты и адаптивные обучающие модули) составляют основу гибкого модуля, способствующего формированию навыков работы с отечественным программным обеспечением и индивидуализации обучения. Разработанные теоретические модели и методики обеспечивают будущим педагогам необходимый уровень компетентности и профессиональной адаптивности.

This article presents the results of a study on the formation of professional-adaptive competencies among students in pedagogical training programs. The relevance of the research is confirmed by the implementation of domestic software in state and public structures and its economic efficiency. The digital methodologies developed by the author (interactive content, didactic games, tests, and adaptive learning modules) form the basis of a flexible module that promotes the development of skills for working with domestic software and the individualization of learning. The theoretical models and methodologies developed ensure that future educators acquire the necessary level of competence and professional adaptability.

Ключевые слова

профессионально-адаптивные компетенции; информационные технологии; свободное и российское программное обеспечение; цифровые методики; профессиональная адаптация

professional-adaptive competencies; information technology; free and Russian software; digital methodologies; professional adaptation


Скоропупов Л.В.

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

BASIC ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL SKILLS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TEACHERS BASED ON THE USE OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация

в статье раскрыто содержание основных организационно- педагогических условий повышения педагогического мастерства преподавателей физической культуры и спорта на основе использования цифровой образовательной среды.

the article reveals the content of the main organizational and pedagogical conditions for increasing the pedagogical skills of physical education and sports teachers based on the use of a digital educational environment.

Ключевые слова

организационно-педагогические условия; повышение мотивации; повышение уровня педагогического мастерства; самостоятельная подготовка; цифровая образовательная среда

organizational and pedagogical conditions; increasing motivation; increasing the level of pedagogical skills; self-study; digital educational environment


Сердюков В.А., Сердюкова А.В., Сердюков А.Р.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ОПТИМАЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА»

MATHEMATICAL MODEL «OPTIMAL PRESENTATION OF THE LECTURE COURSE»

Аннотация

В статье рассматривается понятие математической модели изложения лекционного курса. Вводится возможные количественные показатели качества всего изложенного лекционного материала. Оптимальное изложение определяется минимальным качественным показателем одного из вариантов изложения. Приведена идея дальнейшего улучшения модели.

The article discusses the concept of a mathematical model for presenting a lecture course. Possible quantitative indicators of the quality of all the presented lecture material are introduced. The optimal presentation is determined by the minimum qualitative indicator of one of the presentation options. The idea of further improving the model is presented.

Ключевые слова

виды наук; особенности наук; идея, излагаемая на лекции; последовательность излагаемых идей; количественная оценка перехода от одной идеи к другой; ориентированный гамельтонов граф; гамельтонов путь; матрица графа; задача коммивояжера; критерий оптимальности

types of sciences; features of the sciences; the idea presented in the lecture; the sequence of ideas presented; quantifying the transition from one idea to another; oriented gamelton graph; gamelton path; graph matrix; traveling salesman task; optimality criterion


Ивлиева Н.Г., Калашникова Л.Г., Примаченко Е.И.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ НАБОРОВ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ

ON THE USE OF PREVIOUSLY PREPARED SPATIAL DATASETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

При обучении студентов картографо-геоинформационной и географической направленности часто применяются готовые наборы цифровых пространственных данных. При проведении занятий и выполнении научно-исследовательской работы приходится проверять качество таких данных, учитывать, что информация могла устареть в связи с произошедшими изменениями, и вносить исправления. В статье описан опыт актуализации готового точечного слоя городов России по материалам Всероссийской переписи населения 2020 года.

When teaching students cartography, geoinformation and geography, ready-made sets of spatial data are often used. When conducting classes and carrying out research work, it is necessary to check the quality of such data, take into account that the information may be out of date due to changes that have occurred, and make corrections. The article describes the experience of updating a ready-made spot layer of Russian cities using 2020 All-Russian Population Census materials.

Ключевые слова

актуализация; города России; картографирование; набор данных; перепись населения

actualization; Russian cities; mapping; data set; population census population


Углова А.П.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

APPROACHES TO THE EVALUATION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация

Статья посвящена изучению подходов к оценке цифровых образовательных ресурсов. В ходе анализа выявлено, что ЦОР играют важную роль в современной системе образования, предоставляя учащимся различных возрастов и уровней подготовки гибкость, интерактивность и доступность. В статье выделены пять ключевых компонентов оценки: нормативный, психолого-педагогический, содержательный, инструментальный и процессуальный. Отмечено, что наличие четкой системы критериев оценки ЦОР имеет существенное значение для образовательного процесса. Такая система помогает педагогам ориентироваться в многообразии цифровых инструментов и выбирать те из них, которые наиболее эффективно поддерживают учебные цели.

This article is devoted to the study of approaches to the assessment of digital educational resources. The analysis revealed that digital educational resources play an important role in the modern education system, providing students of different ages and levels of training with flexibility, interactivity and accessibility. The article highlights five key components of assessment: normative, psychological and pedagogical, content, instrumental and procedural. It is noted that the presence of a clear system of criteria for assessing digital educational resources is essential for the educational process. Such a system helps teachers navigate the variety of digital tools and choose those that most effectively support educational goals.

Ключевые слова

оценка; компоненты оценки; цифровые образовательные ресурсы; критерии

assessment; assessment components; digital educational resources; criteria


Комиссарова С.А.

ОПЫТ СЕТЕВОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ТРУДОУСТРОЕННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

THE EXPERIENCE OF NETWORK PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS EMPLOYED IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация

Рассмотрены характеристики сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, представлен опыт сетевой практической подготовки студентов, работающих в образовательных организациях.

The article examines the characteristics of the network interaction of participants in the educational process, presents the experience of network practical training of students working in educational organizations.

Ключевые слова

сетевое взаимодействие; сетевая практическая подготовка; работающие студенты; образовательная организация

networking; network practical training; working students; educational organization


Лукичев Р.В.

БИЛИНГВАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВ JAVA И JAVASCRIPT

BILINGUAL APPROACH TO TEACHING PROGRAMMING ON THE EXAMPLE OF JAVA AND JAVASCRIPT

Аннотация

Статья актуализирует билингвальные образовательные подходы в аспекте синхронного обучения двум разнохарактерным языкам программирования, что представляется релевантной исследовательской задачей в контексте проблемы импортозамещения и локализации технологий, обуславливающей необходимость повысить эффективность подготовки кадров в российской IT-сфере. Автор формирует трехчастную структуру занятий, которая основана на чередовании дедуктивного и сравнительно- сопоставительного методов и предполагает изучение общетеоретических универсалий и парадигм программирования на примере псевдокода, впервые трактованного как интерязык, с последующим переходом к их конкретной реализации в обоих изучаемых языках. Предложенные методико- методологические и содержательные решения наглядно реализованы при разработке примера плана-конспекта учебного занятия, посвященного типам данных в языках программирования Java и JavaScript. Достигнутые результаты могут быть взяты за основу билингвальных курсов для средних или высших учебных заведений и образовательных онлайн-платформ, а последующее развитие темы заключается в проектировании и разработке профильного электронного образовательного ресурса, ориентированного на двуязычное обучение программированию.

The article updates bilingual educational approaches in the aspect of synchronous teaching of two different programming languages, which seems to be a relevant research task in the context of the problem of import substitution and localization of technologies due to the need to improve the efficiency of personnel training in the Russian IT sphere. The author forms a three-part structure of classes, which is based on the alternation of deductive and comparative methods and involves the study of general theoretical universals and programming paradigms using pseudocode, first interpreted as an interlanguage, with the subsequent transition to their specific implementation in both languages studied. The proposed methodological and substantive solutions are clearly implemented in the development of an example of a lesson plan devoted to data types in Java and JavaScript programming languages. The achieved results can be used as a basis for bilingual courses for secondary or higher educational institutions and online educational platforms. The subsequent development of the topic consists in the design and development of a specialized electronic educational resource focused on bilingual teaching of programming.

Ключевые слова

билингвизм; двуязычие; искусственные языки; языки программирования; Java; JavaScript; типы данных; типизация; сравнительно-сопоставительный метод; интерязык; полиглотное программирование

bilingualism; artificial languages; programming languages; Java; JavaScript; data types; typing; comparative-contrastive method; interlanguage; polyglot programming


Черепанова А.Л.

ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ MATHCAD В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

AN APPROACH TO CREATING MATHCAD TEST ASSIGNMENTS IN A COMPUTER SCIENCE COURSE

Аннотация

В статье описываются особенности изучения MathCAD в курсе информатики. На основании учебного материала по теме MathCAD приводится подход к созданию тестовых заданий. Рассматривается несколько заданий, созданных в системе LMS Moodle.

The article describes the features of studying MathCAD in the computer science course. Based on the educational material on the topic of MathCAD, an approach to creating test tasks is given. Several tasks created in the LMS Moodle system are considered.

Ключевые слова

MathCAD; LMS Moodle; информатика; тест; тестовое задание

MathCAD; LMS Moodle; computer science; test; test task


РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Роберт И.В.

МОДЕЛИ ЗАМЕЩЕНИЯ РЕАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ВИРТУАЛЬНОЕ

MODELS OF SUBSTITUTION OF REAL INFORMATION INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR A VIRTUAL ONE

Аннотация

В статье описаны психолого-педагогические особенности замещения реального информационного взаимодействия на виртуальное между обучающим, обучаемым и интерактивным информационным ресурсом при организации неконтактного обучения. Обоснованы и предложены модели замещения реального информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса на виртуальное, предложены их типы, рекомендованы виды деятельности обучающего и обучаемого при виртуальном информационном взаимодействии. Описаны возможные негативные последствия (для обучаемого) замещения реальной коммуникации на виртуальную, реализованную при современном информационном взаимодействии.

The article describes the psychological and pedagogical features of replacing real information interaction with virtual interaction between a teacher, a trainee and an interactive information resource in the organization of non-contact learning. The models of substitution of real information interaction between the subjects of the educational process for a virtual one are substantiated and proposed, their types are proposed, and the types of activities of the teacher and the student in virtual information interaction are recommended. The possible negative consequences (for the student) of replacing real communication with virtual communication, implemented in modern information interaction, are described.

Ключевые слова

виды деятельности обучающегося при виртуальном информационном взаимодействии; модели замещения реального информационного взаимодействия учебного назначения на виртуальное; негативные последствия замещения реальной коммуникации на виртуальную; неконтактное информационное взаимодействие учебного назначения; психолого-педагогические особенности замещения реального информационного взаимодействия на виртуальное

types of student’s activities in virtual information interaction; models of substitution of real information interaction of educational purpose for virtual; negative consequences of substitution of real communication for virtual; non- contact information interaction of educational purpose; psychological and pedagogical features of replacing real information interaction with virtual one


Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Новикова Г.П., Димова А.Л.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL AND INFORMATION-TECHNOLOGICAL CONDITIONS OF DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS IN INFORMATION INTERACTION

Аннотация

В статье представлены материалы по анализу реализации организационно-методических и информационно-технологических условий проектирования образовательного процесса при информационном взаимодействии: анализ организационно-методических подходов к проектированию образовательного процесса при современном информационном взаимодействии, модели замещения реального информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса на виртуальное, анализ информационно-технологических условий проектирования образовательного процесса при сетевом информационном взаимодействии между субъектами образовательного процесса, педагогико- технологические условия использования отечественных образовательных платформ при организации неконтактного информационного взаимодействия, методические особенности информационного взаимодействия при дистанционном, смешанном и гибридном обучении, негативные аспекты информационного взаимодействия, осуществляемого в цифровой образовательной среде, возможные негативные последствия для здоровья школьников при осуществлении ими сетевого информационного взаимодействия в рамках учебной деятельности и меры по их нивелированию.

The article presents materials on the analysis of the implementation of organizational, methodological and information technology conditions for designing the educational process in information interaction: analysis of organizational and methodological approaches to designing the educational process in modern information interaction, models for replacing real information interaction between subjects of the educational process with virtual information, analysis of information technology conditions for designing the educational process in network information interaction between subjects of the educational process, pedagogical and technological conditions for using domestic educational platforms in organizing non- contact information interaction, methodological features of information interaction in distance, blended and hybrid learning, negative aspects of information interaction carried out in the digital educational environment, possible negative consequences for the health of schoolchildren when they carry out network information interaction within the framework of educational activities and measures to mitigate them.

Ключевые слова

информационное взаимодействие; информационные и коммуникационные технологии; цифровая трансформации образования; информационная безопасность личности; конвергенция традиционных и дистанционных форм методов и средств обучения; здоровьесберегающая среда, цифровой образовательный контент; интеллектуализация информационной деятельности; интеллектуальные информационные системы

information interaction; information and communication technologies; digital transformation of education; information security of the individual; convergence of traditional and distance learning forms methods and means; health-preserving environment; digital educational content; intellectualization of information activities; intelligent information systems


Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А.

ЭТИКА И «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

ETHICS AND «INTERCULTURAL COMPETENCE» OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATIONAL PRACTICES: TO THE PROBLEM STATEMENT

Аннотация

В работе ставиться вопрос необходимости гибкой адаптации систем искусственного интеллекта (ИИ) под различные сообщества, рассмотрены возможные проблемы и пути решения данного вопроса. В частности, рассмотрена проблема разработки различных культурно- когнитивных профилей взаимодействия ИИ с пользователями, решение которых требует совместной работы как технических специальностей, так и в области лингвистики, этики, религии, юриспруденции.

Today, AI is becoming a full-fledged partner of a person in business and personal communications. AI technologies are used in many areas: medicine, science, ergatic systems, education, etc. In almost all areas, and especially in education, one of the priority tasks is the safety and comfort of users. It is necessary to understand that it is impossible to choose a universal solution suitable for all countries and social groups. Cultural, social, ethical, religious, and legislative norms operate in different communities, and they cannot be divided only by geography. This paper raises the issue of the need for flexible adaptation of AI systems to different communities, considers possible problems and ways to solve this issue. The development of various profiles of AI interaction with users is an interdisciplinary problem that requires joint work of both technical specialties and in the field of linguistics, ethics, religion, law, and other areas. In educational practices, this problem is most acute, since in addition to distorted information, there is a possibility of psychological harm.

Ключевые слова

межкультурная компетентность; этика, искусственный интеллект; образовательные практики

intercultural competence; ethics, artificial intelligence; educational practices


Касторнова В.А.

ПЕДАГОГИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОНТАКТНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

PEDAGOGICAL AND TECHNOLOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF DOMESTIC EDUCATIONAL PLATFORMS IN ORGANIZING NON-CONTACT INFORMATION INTERACTION

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования отечественных образовательных платформ при организации неконтактного информационного взаимодействия. Внимание уделено педагогико-технологическим условиям их использования. Описаны технические, функциональные и дидактические возможности образовательных платформ. Представлен обзор российского рынка цифровых образовательных платформ, обеспечивающих нформационное взаимодействие. Рассмотрены сервисы и инструменты, позволяющие реализовать сетевое информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса в цифровой среде с использованием отечественное программное обеспечение.

The article considers the issues of using domestic educational platforms in organizing non-contact information interaction. Attention is paid to the pedagogical and technological conditions of their use. The technical, functional and didactic capabilities of educational platforms are described. An overview of the Russian market of digital educational platforms that provide information interaction is presented. The services and tools that allow implementing network information interaction between subjects of the educational process in the digital environment using domestic software are considered.

Ключевые слова

информационное взаимодействие; сетевое информационное взаимодействие; информационное взаимодействие удаленного доступа; современное информационное взаимодействие; информационное взаимодействие в сетях

information interaction; network information interaction; remote access information interaction; modern information interaction; information interaction in networks


Овчинников Ю.Д., Тон Я.В., Захарова А.В., Ерофеев А.Ю.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

DIGITAL TRANSFORMATION IN PROMOTING HEALTHY NUTRITION FOR CHILDREN

Аннотация

Авторы отмечают, что с развитием цифрового общества снизилась не только двигательная активность детей и взрослых, изменился характер и структура питания, что приводит к хроническим заболеваниям. Мировой проблемой остается ожирение, в частности как показывают многие исследования проблема детского ожирения в России вошла не только в область научных интересов, но и в национальные приоритеты государственной политики. Отмечается, что нездоровое питание рекламируется по телевидению, в интернет-источниках и притягивает детей попробовать красивые штучки вредные для собственного здоровья. Изменяется не только картинка восприятия, но меняется сознание подростков с помощью виртуального пространства. Виртуальное простроанство является одним из способов пропаганды здорового питания. Министерство здравоохранения России предлагает новый метод пропаганды здорового питания для детей в условиях цифровизации общества – интерактивную платформу, как доступную методику для восприятия и понимания в практической жизнедеятельности. Представлен региональный подход к пропаганде здорового питания в системе национальной безопасности России.

The authors note that with the development of the digital society, not only the physical activity of children and adults has decreased, the nature and structure of nutrition has changed, which leads to chronic diseases. Obesity remains a global problem, in particular, as many studies show, the problem of childhood obesity in Russia has entered not only the area of scientific interests, but also the national priorities of state policy. It is noted that unhealthy food is advertised on television, in Internet sources and attracts children to try beautiful things that are harmful to their own health. Not only the picture of perception changes, but the consciousness of adolescents changes with the help of virtual space. Virtual space is one of the ways to promote healthy eating. The Ministry of Health of Russia offers a new method of promoting healthy eating for children in the context of digitalization of society - an interactive platform, as an accessible technique for perception and understanding in practical life. A regional approach to promoting healthy eating in the national security system of Russia is presented.

Ключевые слова

интернет-ресурсы; виртуальные платформы; социальные сети; здоровый образ жизни; реклама; здоровое питание; здоровьесберегающее образование

internet resources; virtual platforms; social networks; healthy lifestyle; advertising; healthy eating; health-saving education


Яламов Г.Ю., Воронов Д.Г., Воронов А.Г.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

SOME ASPECTS OF THE APPLICATION OF NEURAL NETWORK TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

. Рассмотрены: аспекты применения нейросетевых технологий в образовательном процессе, принцип работы нейросети, области применения искусственных нейросетей в образовании и предоставляемые ими сервисы, проблемы, вызываемые «нейрообразованием». По результатам рассмотрения выявлены возможные направления эффективного использования нейросетей в образовательном процессе.

The following aspects of the application of neural network technologies in the educational process, the principle of neural network operation, the scope of artifi neural networks in education and the services they provide, the problems caused by «neuroeducation» are considered. Based on the results of the review, possible directions for the eff use of neural networks in training have been identifi

Ключевые слова

нейросетевая технология; нейросеть; нейрон; обучение нейросети; искусственный интеллект

neural network technology; neural network; neuron; neural network training; artificial intelligence


Дмитриев А.В., Воронцова Е.В., Гришина А.С., Шудегова Д.В., Пащенко М.М.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

THE DIDACTIC POTENTIAL OF NEURAL NETWORKS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация

Статья посвящена анализу использования нейросетевых технологий в обучении иностранным языкам в контексте зарубежного лингводидактического опыта. Авторами рассматриваются теоретические основы проблемы, а также практическое применение нейросетей в лингводидактике. Основное внимание уделяется таким аспектам, как персонализация образовательного процесса, автоматизированная оценка языковых навыков и использование интеллектуальных языковых ассистентов. Рассмотрены возможности нейросетей для создания индивидуальных учебных траекторий, повышения мотивации обучающихся и улучшения качества усвоения учебного материала. Авторами подчеркивается важность сочетания нейросетевых технологий с традиционными методами обучения, при этом акцентируется внимание на необходимости учитывать как педагогические, так и этические аспекты их внедрения. Авторы делают вывод о перспективности использования нейросетей в языковом образовании, отмечая как преимущества, так и риски использования нейросетей.

The article is devoted to the analysis of the use of neural network technologies in teaching foreign languages in the context of foreign linguodidactic experience. The authors consider the theoretical foundations of the problem, as well as the practical application of neural networks in linguodidactics. The main focus is on aspects such as personalization of the educational process, automated assessment of language skills and the use of intelligent language learning assistants. The article covers the possibilities of neural networks for creating individual learning trajectories, increasing the motivation of students and improving the quality of learning material. The authors emphasize the importance of combining neural network technologies with traditional teaching methods, while accentuating the need to take into account both pedagogical and ethical aspects of their implementation. The authors conclude that the use of neural networks in language education is promising, noting both the advantages and risks of using them.

Ключевые слова

нейросети; лингводидактика; персонализация обучения; образовательные технологии

neural networks; linguodidactics; personalization of learning, educational technologies