СОДЕРЖАНИЕ №4.2014


Ваграменко Ярослав Андреевич, Яламов Георгий Юрьевич

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АДАПТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

TECHNICAL-TECHNOLOGICAL REQUIREMENTS TO THE ADAPTIVE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения адаптивных информационных систем управления учебным процессом в общеобразовательных школах. Статья представляет интерес для учителей общеобразовательной школы и работников управления общим образованием.

In article the questions of use of adaptive information systems of management by educational process at comprehensive schools are considered. Article is of interest to teachers of comprehensive school and employees of management of the general education.

Ключевые слова

автоматизированная система; информационная система; адаптивная система; интеллектуальная подсистема; адаптивный блок; управление учебным процессом; технико-технологические требования; модель обучаемого; модель обучения; модель объяснений; предметная область; индивидуальная траектория обучения.

automated system; information system; adaptive system; intellectual subsystem; adaptive block; management of educational process; technical-technological requirements; trainee's model; training model; model of explanations; subject domain; individual trajectory of training.


Вишнякова Людмила Анатольевна, Шевелев Юрий Павлович

АВТОМАТИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

AUTOMATION OF SELF-MONITORING IN STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация

Повышение эффективности изучения русского языка возможно при выполнении двух требований: 1) компьютерная программа должна контролировать ответы при отсутствии массивов эталонной информации; 2) контроль необходимо осуществлять на основе естественных ответов, обращаясь к выборочному методу только при необходимости.

Improvement of efficiency of studying Russian language requires the two requirements: 1) computer program should monitor the responses in the absence of arrays of reference information; 2) control should be carried out on the basis of the natural responses to selective method only when necessary.

Ключевые слова

самоконтроль; выборочный метод; автоматизация контроля; русский язык; естественные ответы.

self-control; selective method; automation control; Russian language; natural responses.


Мартиросян Лора Пастеровна

КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

COMPETENCES OF BACHELORS AND MASTERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE FIELD OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация

В статье представлены результаты анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров по физической культуре в аспекте формирования у выпускников компетенций в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Сформулированы компетенции бакалавров и магистров по физической культуре в области использования средств ИКТ в педагогической и тренерской деятельности.

In article the results of the analysis of The Federal State Educational Standards of Higher Education on the directions of training of bachelors and masters of physical culture in aspect of formation at graduates of competences in the field of use of information and communication technologies (CT) of professional activity are presented. Competences of bachelors and masters of physical culture in the field of use of means of ICT in pedagogical and trainer's activity are formulated.

Ключевые слова

бакалавры и магистры по физической культуре; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); компетенции в области использования средств ИКТ; педагогическая деятельность; тренерская деятельность.

bachelors and masters of physical culture; information and communication technologies (ICT); competences of area of use of means of ICT; pedagogical activity; trainer's activity.


Муханов Сергей Александрович, Нижников Александр Иванович

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ВСЕМИРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ CDIO

DESIGN OF COURSE BASED ON THE PRINCIPLES OF THE WORLD CDIO INITIATIVE

Аннотация

Рассматриваются вопросы проектирования курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» направления 050100.62 Педагогическое образование профиля «Информатика» в соответствии с принципами CDIO. Рассматривается соответствие компетенций Федеральных государственных образовательных стандартов CDIO Syllabus (Версия 2.0).

Discusses the design of the course «Information and Communication Technologies in Education» specialty 050100.62 Pedagogical education profile «Informatics» according to the principles CDIO. Consider the corresponding competences of the Federal State Educational Standards and CDIO Syllabus (Version 2.0).

Ключевые слова

Всемирная инициатива CDIO; методы активного обучения; компетенции; профессиональное образование.

Worldwide initiative CDIO; active learning; competence; professional education.


Круподерова Елена Петровна

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

EXPERIENCE OF USE OF NETWORK SERVICES IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация

В статье представлен опыт использования сервисов Web 2.0 в учебном процессе вуза. Приведены примеры использования Wiki, сервисов Google, сервисов онлайн визуализации для совместной учебной, проектной и исследовательской деятельности студентов.

The article presents the experience of the use of Web 2.0 services in the educational process of higher education institution. Examples of using the wiki, Google services, on-line visualization services for collaborative educational, project and research activities of students are given.

Ключевые слова

сетевые сервисы; Wiki; облачные технологии; проектная деятельность.

network services; Wiki; cloud technology; project activity.


Шевардина Мария Сергеевна

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

HUMANITARIZATION OF DISTANCE EDUCATION

Аннотация

Развитие дистанционных технологий в гуманитарном сегменте системы образования ограничено слабой формализацией гуманитарного знания в связи с невозможностью однозначного изложения материала и желанием избежать формирования шаблонного мышления. Автор данной статьи описывает модель дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам, в частности теологии, построенной на интенсификации учебного взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

The development of distance technologies in humanitarian segment of the education system is limited weak formalization of humanitarian knowledge. This is due to the inability an unambiguous representation of the material and desire to avoid the formation of pattern of thinking. The author of this article describes a model of distance learning of the humanities disciplines (in particular the theology) constructed on the intensification of educational interaction between teacher and students.

Ключевые слова

дистанционное обучение; гуманитарное образование; теология; интенсификация; учебное взаимодействие.

distance learning; humanitarian education; theology; intensification; educational interaction.


Казиахмедов Туфик Багаутдинович

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИНДУСТРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ И ПЕРМАНЕНТНЫХ РЕФОРМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ADVANCING TRAINING IN THE FIELD OF THE INDUSTRY OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPING ECONOMY AND PERMANENT REFORMS OF THE HIGHER EDUCATION

Аннотация

В статье описывается концепция опережающего обучения специалистов в области информационных технологий (ИТ) в условиях двухуровневого обучения (бакалавр-магистр) в условиях развивающей экономики с учетом ИТ-инфраструктуры в Российской Федерации и перманентных реформ высшего образования. Рассматривается методика соединения требований работодателей и содержания профессиональных компетенций стандарта обучения по ИТ-направлениям для стабилизации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях.

In article the concept of the advancing training of experts in the field of the information technologies (IT) in the conditions of two-level training (bachelor-master) in the conditions of the developing economy taking into account IT-infrastructure in the Russian Federation and permanent reforms of the higher education is described. The technique of connection of requirements of employers and the maintenance of professional competences of the standard of training in the IT-directions for stabilization of educational process in the highest educational institutions is considered.

Ключевые слова

информационные технологии (ИТ); корпоративные стандарты ИТ-предприятий; европейские стандарты в области подготовки ИТ-специалистов; Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); требования ФГОС третьего поколения в области подготовки ИТ-специалистов; динамика корпоративных стандартов; ИТ-должности и их функционал.

information technologies (IT); corporate standards of the IT-enterprises; European standards in the field of training of IT-specialists; Federal State Educational Standards (FSES); requirements of FSES of the third generation in the field of training of IT-specialists; dynamics of corporate standards; IT-post and their functionality.


Шихнабиева Тамара Шихгасановна

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

HIERARCHICAL MODEL OF REPRESENTATION OF KNOWLEDGE IN INTELLECTUAL INFORMATION SYSTEMS OF EDUCATIONAL APPOINTMENT

Аннотация

Статья посвящена использованию интеллектуальных методов и моделей для представления знаний в информационных системах образовательного назначения.

Article is devoted to use of intellectual methods and models for representation of knowledge in information systems of educational appointment.

Ключевые слова

электронные образовательные средства; информационные системы образовательного назначения; структуризация знаний; модель представления знаний; адаптивные семантические модели.

electronic educational means; information systems of educational appointment; structurization of knowledge; model of representation of knowledge; adaptive semantic models.


Жукова Галина Николаевна

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕДАЧИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

MIND-MAPS AS EFFECTIVE INSTRUMENT OF TRANSFER OF EDUCATIONAL INFORMATION

Аннотация

Предлагается использовать визуальное представление информации в виде интеллект-карт для повышения эффективности передачи учебной информации. Рассмотрены возможности программного обеспечения, позволяющие визуализировать структуру учебной информации, взаимосвязи элементов этой структуры. Проведен краткий сравнительный анализ имеющихся программ и сервисов в аспекте использования в образовательных целях. Обсуждены результаты внедрения техники интеллект-карт в учебный процесс.

The visual presentation of educational information as a mind-map is proposed to improve the information transmission effectiveness. Some programs’ facilities, which allow information structure as well as the elements relations visualization are considered. Short relative software analysis concerned to educational purposes is presented. Some results about mind-map technique’s applications in education are discussed.

Ключевые слова

интеллект-карта; майндкарта; обучение математике; визуализация.

mind-map; concept-map; mathematics teaching; visualization.