СОДЕРЖАНИЕ №4.2017

Овчинников А.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

PECULIARITIES OF DESIGN AND IMPLEMENTATION OF MODEL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN RURAL SCHOOL

Аннотация

В статье дается краткий анализ современного состояния сельских школ в Российской Федерации, рассматриваются возможные пути их дальнейшего развития. Описывается модель и педагогические условия дистанционного обучения сельской школе, а также результаты опытно-экспериментальной работы по реализации данных педагогических условий и модели в конкретном образовательном учреждении.

The article gives a brief analysis of the rural schools current state in the Russian Federation, examines possible ways for their further development. The model and pedagogical conditions of distance learning for rural schools are described, as well as the results of experimental work on the implementation of these pedagogical conditions and model in a particular educational institution.

Ключевые слова

дистанционное обучение; педагогические условия; сельская школа; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

distance learning; pedagogical conditions; rural school; information and communication technologies (ICT).


Карелина М.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ВИРТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

THE USE OF SIMULATOR SYSTEMS FOR SPECIALIST TRAINING OF RAILROAD EMPLOYEES

Аннотация

В статье рассматривается анализ возможностей современных обучающих виртуальных систем, используемых при обучении, а также повышении квалификации сотрудников железнодорожного транспорта.

In the article is considered an analysis of the modern studying opportunities of virtual systems, used in the training, and also the improvement of the workers railway transport qualification.

Ключевые слова

инновационные обучающие виртуальные системы; тренажерные комплексы; подготовка; машинисты; диспетчерский персонал.

innovative training virtual system; the training system; the preparation; drivers; dispatching personnel.


Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Лущик И.В.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СПОРТИВНОГО ВУЗА

ENGINEERING’S ELEMENTS OF E-EDUCATIONAL MILIEU’S SPORTS UNIVERSITY

Аннотация

В статье рассмотрен опыт организации электронной информационной образовательной среды спортивного вуза: показана ее структура, выделены критерии оценки ее состояния, предложены рекомендации по проектированию.

The article describes the experience of organization’s e-educational milieu’s sports University. Structure’s e-educational milieu’s was shown. Criteria’s evaluation of development’s e-educational milieu were identified and design guidelines were proposed.

Ключевые слова

проектирование; электронная информационная образовательная среда; спортивный вуз; физическая культура; система дистанционного обучения Moodle.

engineering; e-educational milieu; sports universities; physical culture; e-learning system Moodle.


Казиахмедов Т.Б., Мосягина Т.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» ВЕБ-ПРОЕКТИРОВАНИЮ

SOME METHODICAL WAYS FOR TEACHING BACHELORS IN «COMPUTER SCIENCE AND COMPUTER ENGINEERING» TO WEB DESIGNING

Аннотация

Обучение бакалавров ИВТ (информатика и вычислительная техника) веб-технологиям и проектированию играет существенную роль в подготовке IT-специалистов, так как визуализация и управление данными в качестве тонкого клиента (гостя, обычного пользователя) в информационных системах чаще всего выполняется через веб-страницы. Сегодня практически все информационные системы так или иначе использует веб-технологии для взаимодействия с клиентами (пользователями) и этот подход все сильнее внедряется в практику в связи с появлением мобильного Интернета. Знание языков HTML, Java script, php, технологии ASP.Net являются основой для формирования компетенций администрирования веб-сервера, взаимодействия ИС с веб-сервером, разработки веб-проектов их размещения у ИНТЕРНЕТ провайдеров. Очень важной компетенцией является организация безопасности в разрабатываемых Интернет-проектах. Мы рассматриваем в нашей статье подходы в подготовке бакалавра IT, компетенции которого соответствуют требованиям трудовых функций профессионального стандарта.

The methods how to teach bachelors in Computer science and computer engineeringto web-technologies and designing play a significant role in IT professionals’training, because visualization and data management as «athin client» (a guest,a regular user) in information systems are often performed through web-pages. Today, almost all information systems use web-technologies to interact with customers (users), and this method is increasingly being introduced into practice thanks to the invention of the mobile Internet. Using Hyper Text Markup Language (HTML), Java script, php, ASP.Net technology is the basis for forming the competence of web-server administration (management), for the interaction of Information Systems (IS) with the web-server and for the development of web-projects and their accommodation with INTERNET service providers. It is very important to provide safety while developing projects in the Internet. In our article we are describing some ways in IT bachelors’ training whose competence should satisfy the requirements of the labor functions of the professional standard.

Ключевые слова

комплексные задания; проектная деятельность; задачи работодателей; организация взаимодействия компонентов ИС через веб-интерфейсы.

сomplex tasks; project activities; tasks of employers; organization of interaction of information systems components via web-interfaces.


Безвесильная А.А., Горячев А.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF SPECIALISTS’ TRAINING OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Аннотация

Рассмотрены проблемы применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе подготовки специалистов МЧС России. Приведены результаты анализа опыта их применения на примере Академии гражданской защиты МЧС России. Рассматриваются примеры реализации дистанционного обучения в учебном процессе.

This work considers the problems connected with the use of information and communication technologies in the system of specialists’ training of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The results of their application analysis on the example of the Academy of Civil Defence of the Ministry of Emergency Situations of Russia are given. The examples of distance learning implementation in the educational process are also considered.

Ключевые слова

высшее образование; электронное обучение; обучение с применением дистанционных образовательных технологий; качественная образовательная среда; новые информационные технологии.

the higher education; electronic training; training with use of remote educational technologies; qualitative educational environment; new information technologies.


Банникова Т.М., Майков Д.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ MAXIMA ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODICAL FEATURES OF USE THE MAXIMA PROGRAMS WHEN STUDYING SUBJECTS GENERAL CYCLE IN THE SYSTEM SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация

В статье рассматриваются алгоритмы решения математических задач в программе Maxima при изучении общеобразовательного цикла в системе среднего профессионального образования.

In article the algorithms of solution of mathematical tasks in the Maxima program for the study of general education cycle in the system of middle professional education are considered.

Ключевые слова

система компьютерной алгебры; преобразование выражений; решение уравнений, дифференцирование, интегрирование.

system of computer algebra; transformation of expressions; solution of equations; differentiation; integration.


Рыжов В.А.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

COLLECTIVE INTELLIGENCE IN INFORMATION SOCIETY

Аннотация

Коллективный разум – важнейшее понятие относящееся к обществу и его социальным организмам, у которых существуют свои цели, способность понимания что делать и как оценивать последствия. Важный вопрос – способен ли коллективный разум контролировать элиты в своем обществе или, наоборот, элиты будут влиять на коллективный разум и создавать системные социальные кризисы. Сейчас это вопрос безопасности и выживания самого общества, включая элиты. В работе показаны механизмы функционирования коллективного разума и его носители – не только личности, но и особая социальная материя, проявляющаяся в виде социальной виртуальной реальности (СВР) и социально-коммуникационной среды (СКС). Самым главным «лекарством» от манипулирования коллективным разумом является высокое качество образования. Необходим коллективный контроль за естественной чистотой образования, включая контроль СВР и СКС.

Collective intelligence – the major concept relating to society and its social organisms which have purposes, ability of understanding that to do and how to estimate consequences. The important question – whether is capable to control collective intelligence of elite in the society or, on the contrary, elite will influence collective intelligence and to create system social crises. Now it is a safety issue and survivals of the society, including elite. In work mechanisms of functioning of collective intelligence and its carriers – are shown not only to the personality, but also the special social matter which is shown in the form of the social virtual reality (SVR) and the social and communication environment (SCE). Most important «cure» for manipulation of collective intelligence is the high quality of education. Collective control of natural purity of education, including control of SVR and CKC is necessary.

Ключевые слова

образование; разум; общество; личность погруженная в общество; малая группа; социальный организм; социальная материя; виртуальная реальность; социальная виртуальная реальность; сложность и нелинейная динамика; параметры порядка и циклическая причинность; социально-коммуникационная среда; социальные технологии; безопасность сознания.

education; reason; society; the personality the shipped in society; small group; a social organism; social matter; virtual reality; social virtual reality; complexity and nonlinear dynamics; parameters of an order and cyclic causality; the social and communication environment; social technologies; safety of consciousness.


Морозов А.В., Шихнабиева Т.С., Колиогло Н.В., Рамазанова И.Н.

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ABOUT INTELLECTUALIZATION OF INFORMATION SYSTEMS AND PROCESSES IN INSTITUTIONS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация

Представлен краткий анализ результатов проведенного авторским коллективом пилотажного исследования проблемы интеллектуализации информационных систем и технологических процессов в учреждениях среднего профессионального образования, а также характеристика современного состояния изученности обозначенного вопроса, особое внимание уделено анализу разработок различных типов интеллектуальных информационных систем образовательного назначения, выделен ряд проблем, которые необходимо решить для их эффективного функционирования.

A brief analysis of the results conducted by the authors of the pilot study, the problem of intellectualization of information systems and processes in institutions of secondary vocational education, as well as a description of the current state of knowledge of the identified issue, a special attention is paid to the analysis of development of various types of intelligent information systems for educational purposes, highlighted a number of issues that need to be addressed for their effective functioning.

Ключевые слова

интеллектуализация образовательных информационных систем; учреждения среднего профессионального образования; технологические процессы; информационные ресурсы; эффективность образовательного процесса; качество процесса управления; мониторинг; субъекты образовательного процесса; интеллектуальные информационные системы образовательного назначения; информационно-аналитические системы.

intellectualization of information systems education, institutions secondary vocational education, technological processes, information resources, the efficiency of the educational process, quality management process, monitoring, educational process, intellectual information systems education, information-analytical system.


Пак Н.И., Хегай Л.Б.

МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ДИАГНОСТИК КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

MODELS OF INTELLECTUALIZATION OF DIAGNOSTICS OF HUMAN COGNITIVE ABILITIES

Аннотация

Работа посвящена описанию моделей диагностик когнитивных способностей человека. Ведущей стратегией их построения является ментальный подход, использующий ментальные схемы и карты знаний. Предложен способ интеллектуализации проверки хода решения задач, а также измерений некоторых базовых когнитивных характеристик ученика. Предложенные модели могут быть полезны для разработчиков и пользователей средств педагогических измерений.

The work is devoted to the description of models of diagnostics of human cognitive abilities. The leading strategy of their construction is a mental approach that uses mental schemes and knowledge maps. A method for intellectualizing the verification of the course of solving problems, as well as measuring some of the basic cognitive characteristics of the student, is proposed. The proposed models can be useful for developers and users of pedagogical measurement tools.

Ключевые слова

диагностика когнитивных способностей; модель интеллектуализации диагностик; ментальный подход; ментальные схемы; диагностика хода решения задач.

diagnosis of cognitive abilities; model of intellectualization of diagnostics; mental approach; mental schemes; diagnostics of the course of solving problems.


Касторнова В.А.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

SCIENTIFIC AND METHODICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF INFORMATION AND EDUCATION SPACE OF SUBJECT DOMAIN

Аннотация

В статье представлены научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства предметной области: обеспечение единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса; предоставление условий доступа к информационному ресурсу в соответствии со статусом субъекта образовательного процесса; предоставление информационного ресурса в соответствии с психолого-физиологическими особенностями субъекта образовательного процесса; реализация спектра дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в контенте образовательного пространства; реализация различных видов информационной деятельности субъектов образовательного пространства.

The article presents the scientific and methodological conditions of an educational i-space of subject domain organization. They are: the forms and methods unity provision of an i-interaction implementation with educational process subjects; the i-resource access opportunities submitting in accordance with the educational process subject status; the i-resource submitting in accordance with the educational process subject psychological and physiological features; the implementation of the information and communication technology (ICT) didactic opportunities set in the educational space content; the implementation of various types of the educational space subjects i-activity.

Ключевые слова

формы и методы осуществления информационного взаимодействия; информационный ресурс; образовательное пространство; информационно-образовательное пространство; дидактические возможности ИКТ; информационно-образовательное пространство предметной области; виды информационной деятельности.

formats and methods of informational interaction realization; informational resource; educational space; information and education space; didactic opportunities of ICT; information and education space of subject domain; types of information activities.


Лягинов Н.М.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

SOME ASPECTS OF THE CONCEPT «CULTURE OF PRESENTATION OF MULTIMEDIA INFORMATION IN PRESENTATION OF ACADEMIC APPOINTMENT»

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты понятия «культура представления мультимедийной информации в презентации учебного назначения», приводится определение мультимедийной презентации, типология мультимедийных презентаций, используемых в учебном процессе, их цели и основное содержание, также рассматриваются этапы разработки мультимедийной презентации учебного назначения, ее основные структурные элементы и дизайн-эргономические требования, предъявляемые к презентациям.

The article considers aspects of the concept of «multimedia presentation culture in presentating information for educational purposes». The article gives definition of multimedia presentation, typology of multimedia presentation, used in education process, their targets and main content, also consideres stages of developing a multimedia presentation of education purpose, it’s main structural elements and design-ergonomic requirements presented to presentations.

Ключевые слова

культура представления мультимедийной информации в презентации учебного назначения; типология и структура презентаций учебного назначения; дизайн-эргономические требования к презентации.

multimedia presentation culture in the presentation of educational purposes; typology and structure of presentations for educational purposes; design-ergonomic requirements presented to presentations.


Коваленко М.И.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ «ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ» («ЭРНО-2017»): ИТОГИ

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND METHODICAL SYMPOSIUM «ELECTRONIC RESOURCES IN CONTINUOUS EDUCATION» («ERNO-2017»): RESULTS

Аннотация

В статье представлены итоги работы Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2017»), который состоялся 24-27 сентября 2017 года в городе Адлере Краснодарского края.

Results of work International are presented in article scientific and methodical symposium «Electronic resources in continuous education» («ERNO-2017») which has taken place on September 24-27, 2017 in the city of Adler of Krasnodar region.

Ключевые слова

симпозиум; ЭРНО-2017; электронное обучение; электронные образовательные ресурсы.

symposium; ERNO-2017; electronic training; electronic educational resources.


Кузнецова Т.И.

МАСТЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ. ПАМЯТИ И.Н. АНТИПОВА. К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

MASTER OF PROGRAMMING. I.N. ANTIPOV’S MEMORIES. TO THE 80 ANNIVERSARY SINCE BIRTH

Аннотация

4 апреля 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения Игоря Николаевича Антипова – одного из первопроходцев на сложнейшем пути введения информатики в среднюю школу. Настоящая заметка – краткий рассказ о становлении специалиста по методике преподавания информатики.

On April 4, 2017 80 years since the birth of Igor Nikolaevich Antipov – one of pioneers on the most difficult way of introduction of informatics to high school were executed. The real note – the short story about formation of the specialist in a technique of teaching informatics.

Ключевые слова

И.Н. Антипов; программирование; информатика; преподавание информатики; методика преподавания информатики; история становления преподавания информатики в средней школе и в педагогических вузах.

I.N. Antipov; programming; informatics; teaching informatics; technique of teaching informatics; history of formation of teaching informatics at high school and in pedagogical higher education institutions.


ПАМЯТИ ЯРОСЛАВА АНДРЕЕВИЧА ВАГРАМЕНКО