РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT AND USE OF MOBILE APPLICATIONS AS A COMPUTER SCIENCE LEARNING TOOL IN THE LEARNING ACTIVITIES
Аннотация
Обоснована педагогическая целесообразность использования обучающих мобильных приложений в качестве средства обучения в младшей школе на примере предметной области «Информатика». Приведены программные средства, позволяющие педагогам вести разработку мобильных приложений как самостоятельно, так и совместно с учениками старших классов в рамках проектной деятельности. Представлено авторское программное средство учебного назначения, разработанное в соответствии с одной из программ курса информатики.
The pedagogical expediency of using educational mobile applications as a means of teaching in primary school on the example of the subject area «Computer Science» is substantiated. There are software tools that allow teachers to develop mobile applications, both independently and in conjunction with high school students in the framework of project activities. Presents the authoring software for educational purposes, developed in accordance with one of the programs of the course of informatics.
Ключевые слова
мобильное приложение; средство обучения; проектная деятельность; младший школьник; информатика.
mobile applications; learning tool; project activity; primary school children; computer science; information and communication technologies; personal educational resource.
Ганичева Е.М.
ПРИМЕНЕНИЕ УРОВНЕВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
TRAINING UNDERGRADUATES OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PRACTICAL USE OF TOOLS OF INFORMATIZATION IN EDUCATIONAL ACTIVITY
Аннотация
Рассматриваются компоненты информационно-коммуникационной компетентности педагога и предлагается методика оценки ее сформированности на основе уровневого подхода.
In article components of information and communication competence of the teacher are considered and the technique of an assessment of her formation on the basis of-level approach is offered.
Ключевые слова
информационно-коммуникационная компетентность; информатизация образования.
information and communication competence; education informatization.
Пак Н.И., Степанова Т.А., Гаврилова И.В.
МЕНТАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
MENTAL PLATFORM OF DEVELOPMENT OF MULTIDIMENSIONAL ALGORITHM THINKING
Аннотация
Проведено обоснование ментальной учебной платформы, позволяющей активно использовать когнитивные методы и средства обучения. Выявлена сущность многомерного алгоритмического мышления и представлены ментальные и телесные (кинестетические) средства обучения студентов программированию. Материалы статьи могут быть использованы учителями информатики и преподавателями программирования в высших учебных заведениях.
The substantiation of the mental training platform, which allows the active use of cognitive methods and learning tools. The essence of multidimensional algorithmic thinking is revealed and mental and physical (kinesthetic) means of teaching students programming are presented. The materials of the article can be used by teachers of computer science and programming in
higher educational institutions.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМОГО ОТ РАЗРУШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
PROTECTION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE OF A TRAINED FROM DESTRUCTION WITH THE HELP OF ARTIFICIAL NEURAL NETWORKS
Аннотация
Обоснована целесообразность и эффективность применения нейросетевых технологий в системах обеспечения информационной безопасности информационно-образовательного пространства обучаемого. Предложены: метод защиты индивидуальной траектории обучения студента от нежелательного контента в предметной области знаний с помощью гибридной нейронной сети; модель учета влияния запрещенной информации на формирование индивидуальной траектории обучения студента на основе нейросетевых технологий. Приведена общая схема предлагаемой модели.
The expediency and effectiveness of the use of neural network technologies in the information security systems of the student’s information and educational space has been substantiated. The following methods are proposed: a method for protecting an individual student’s learning path from unwanted content in the subject area of knowledge using a hybrid neural network; a model for taking into account the influence of prohibited information on the formation of an individual student’s learning path based on neural network technologies. The general scheme of the proposed model is given.
information security; information and educational space; neural network technology; hybrid neural network; neural programming; individual learning path.
Касторнова В.А.
СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»
SYSTEMS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TECHNOLOGICAL BASIS FOR SOLVING THE TASKS OF LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT AREA «INFORMATICS»
Аннотация
Рассмотрены подходы к построению обучающей экспертной системы (ОЭС) и нейронных сетей, как педагогические инструменты процесса обучения по идентификации объектов предметной области «Информатика».
Approaches to the construction of a teaching expert system (ECO) and neural networks are considered as pedagogical tools of the learning process for identifying objects of the subject area «Informatics».
Ключевые слова
обучающая экспертная система; модуль; база знаний; обучение экспертной системы; нейронная сеть; нейрооболочки; обучение нейронных сетей; предметная область информатика.
training expert system; module; knowledge base; expert system training; neural network; neuro-shells; neural network training; computer science subject area.
Ковпак И.О.
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»
COMPONENTS OF PROFESSIONAL TRAINING IN «MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL» EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PROSPECTIVE MATHS AND COMPUTER SCIENCE TEACHERS
Аннотация
В статье рассматриваются возможности информационно-образовательной среды «Московская электронная школа» (МЭШ) и предпосылки ее использования в системе подготовки учителей математики и информатики. Сформулированы основные цели и предложены компоненты подготовки бакалавров и магистров педагогического образования к будущей работе в условиях МЭШ.
The article explores the potential of MES information environment and the prerequisites of its implementation in training of Maths and Computer Science teachers. It sets the main goals and offers the components for Bachelor and Master of education curricula.
Ключевые слова
информатизация образования; информационно-образовательная среда; электронные образовательные ресурсы; Московская электронная школа; методические подходы; высшее профессиональное образование; компоненты подготовки педагогов.
informatization of education; information and learning environment; electronic learning resources; Moscow Electronic School project; methodological approaches; higher education, components of teachers training.
Хуторова М.Н.
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
CYBERNETIC APPROACH IN LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «INFORMATION TECHNOLOGIES»
Аннотация
Анализируется эффективность применения кибернетического подхода в обучении информатике, рассмотрен разработанный электронный учебно-методического комплекс для курсантов вузов МВД «Информационные технологии в деятельности ОВД», в том числе, педагогико-технологические требования к нему, его структура, а также обоснована эффективность его применения. Выделены три уровня сложности практических задач, приведены соответствующие примеры. Представлены результаты анкетирования курсантов на предмет использования ими рассмотренного комплекса.
The effectiveness of the use of the cybernetic approach in teaching computer science is analyzed, the developed electronic educational and methodological complex for students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs «Information technologies in Department of Internal Affairs activities», including pedagogical and technological requirements for it, its structure, and the effectiveness of its application are considered. Three levels of complexity of practical tasks are highlighted, corresponding examples are given.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ СТРУКТУР БАЗ ДАННЫХ СТУДЕНТАМИ БАКАЛАВРИАТА
INTERDISCIPLINARY APPROACH IN STUDYING THE STRUCTURES OF THE DATABASES BY BACHALAVRIAT STUDENTS
Аннотация
Рассматривается и обосновывается междисциплинарный подход к обучению бакалавров (направление подготовки «Информатика и вычислительная техника») структурам современных база данных и систем управления базами данных на примере курса «Разработка распределенных информационных систем». Представлены практические задания, разработанные в рамках реализации данного курса.
The interdisciplinary approach to the training of bachelors (the direction of training «Computer science and computing») to the structures of modern database and database management systems is considered and justified on the example of the course «Development of Distributed Information Systems». The practical tasks developed in the framework of this course are presented.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
THE DIAGNOSTIC MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE
Аннотация
Рассмотрены проблемы развития познавательной активности студентов колледжей при изучении информатики в аспекте новых требований общества и ФГОС. Разработана диагностическая модель сформированности уровня познавательной активности студентов естественнонаучного профиля колледжей при изучении курса информатики.
The problems of the development of cognitive activity of college students in the study of computer science in the aspect of the new requirements of society and the GEF are considered. A diagnostic model of the formation of the level of cognitive activity of students of natural science colleges in the study of computer science has been developed.
Ключевые слова
познавательная активность студентов; модель познавательной активности; учебная мотивация.
ТРЕБОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛИЧИЯ, ОБЪЕМА И ХАРАКТЕРА ЗАИМСТВОВАНИЯ
THE REQUIREMENTS AND LIMITATIONS ENCOUNTERED DURING VERIFICATION OF THE AVAILABILITY, VOLUME AND NATURE OF TEXT APPROPRIATION
Аннотация
Статья посвящена анализу требований, рекомендаций и ограничений, влияющих на оценку оригинальности выпускных квалификационных работ студентов, а также научно-квалификационных работ и научных докладов аспирантов. Обсуждены численные значения объема оригинального текста для разных уровней образования. Показаны проблемы определения характера заимствований.
The article is devoted to the analysis of the requirements, recommendations and limitations affecting the evaluation of the originality of graduate qualification works of students, as well as scientific and qualification works and scientific reports of graduate students. The numerical values of the original text volume for different levels of education are discussed. The problems of determining the nature of the identified appropriation are shown.
Ключевые слова
характер заимствования; плагиат; оригинальность текста; система «Антиплагиат».
character of appropriation; plagiarism; originality of the text; «Antiplagiat» software.
Носенко Э.Л., Чернышенко С.В.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ – КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА
DIDACTIC DIALOGUES AS A KEY ELEMENTOF DISTANT LEARNNG COURSES
Аннотация
Статья посвящена вопросам профессиональной организации удаленного обучения студентов с использованием современных информационных технологий. В центре обсуждения находится «дидактический диалог» – основной канал взаимодействия ученика и преподавателя, от эффективности которого и зависят, главным образом, результаты обучения. Показано, что для построения эффективного диалога нужно учитывать особенности таких компонент долговременной памяти учащегося как семантическая и процедуральная память.
The article is devoted to the problem of professional organization of distant learning on the base of modern information technologies. «Didactic dialogues», as a main channel of «student-teacher» interaction, are in the focus of the consideration. To a large degree, learning outcomes depend on effective dialogues. It is demonstrated that for forming of the dialog it is important to take into account properties of such components of the human long-term memory as semantic and procedural ones.
didactic dialog; distant education; e-learning; information technologies of teaching; knowledge; category system.
Миронова Л.И., Язовцев И.А.
ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ СИСТЕМОЙ «ВУЗ – РАБОТОДАТЕЛЬ»
MANAGEMENT OPTIONS OF THE CLOUDY SYSTEM «UNIVERSITY – EMPLOYER»
Аннотация
В статье рассмотрены пять вариантов управления облачной системой «вуз-работодатель», определен вариант ее оптимального управления. Предложен смешанный подход к размещению контента, генерируемого пользователями облачного сервиса «вуз – работодатель», который предполагает размещение контента как на серверах сервиса, так и на пользовательских серверах.
The article deals with five options for managing a «university – employer» cloud system, and defines a variant for optimal control of a cloud system. A mixed approach to the placement of content generated by users of the cloud service «University-employer», which involves the placement of content on the servers of the service and on user servers, is proposed.
Ключевые слова
взаимодействие в системе «вуз – работодатель»; облачные технологии.
interaction in the system «university – employer»; cloud technologies.
Коляда М.Г., Бугаева Т.И.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕДАГОГИК
PROBLEMS ARTIFICIAL INTELLIGENCE APPLICATION IN PEDAGOGICS
Аннотация
Рассматриваются трудности применения искусственного интеллекта в педагогике. Предлагается модель организации функционирования системы искусственного интеллекта с обучающимися на занятии.
Difficulties of application of artificial intelligence in pedagogy are considered. The model of the organization of functioning of the system of artificial intelligence with students in the classroom.
Ключевые слова
искусственный интеллект в педагогике; смысловой анализ текста; добыча данных; критерии эффективности занятия.
artificial Intelligence in pedagogy; semantic text analysis; Data Mining; criteria of lesson efficiency.
Шихнабиева Т.Ш.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ON IMPROVING MANAGEMENT TRAINING IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Аннотация
Статья посвящена использованию современных программных средств для обработки больших объемов данных, информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений при подготовке управленческих кадров в сфере образования. Рассмотрены проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем кадрового обеспечения учебных заведений и возможные пути их решения на основе использования современных информационно-аналитических систем.
The article is devoted to the use of modern software for processing large amounts of data, information and analytical systems and decision support systems in the preparation of management personnel in the field of education. The problems associated with the unsatisfactory level of staffing of educational institutions and possible ways to solve them through the use of modern information and analytical systems.
Ключевые слова
управление образованием; информационно-аналитические системы; подготовка управленческих кадров, информатизация образования.
education management; information and analytical systems; management training; informatization of education.
Борисова Н.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ORGANIZATION AND MANAGEMENTS BY RESEARCH WORKIN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT ON BASIS OF NETWORK FORM OF COOPERATION
Аннотация
Статья посвящена исследованию актуальных проблем организации и управления научно-исследовательской работой (НИР) в образовательном учреждении. Рассматриваются научно-педагогические проблемы в организации научно-исследовательской деятельности на трех уровнях: обучающегося, учителя и образовательной организации (школа). Предлагаются решения, на основе использования сетевой формы взаимодействия, которые позволяют повысить эффективность и качество организации и управления научно-исследовательской работой в учебном заведении.
The article is devoted to the study of actual problems of organization and management of research work in an educational institution. The article deals with scientific and pedagogical problems in the organization of research activities at three levels: student, teacher and educational organization (school). Solutions based on the use of a network form of interaction that can improve the efficiency and quality of the organization and management of research work in an educational institution.
Ключевые слова
научно-исследовательская работа; сетевое взаимодействие; организация и управление НИР в образовательном учреждении.
research work; networking; organization and management of research in an educational institution.
Русаков А.А., Яламов Г.Ю.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА «АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
MODERN CONDITION AND SOME TRENDS IN THE SCIENTIFIC COMMUNITY «ACADEMY OF EDUCATION INFORMATIZATION»
Аннотация
В статье отражен опыт сотрудничества научных организаций, приведены результаты взаимодействия с федеральными структурами РФ, даны фрагменты состояния дел на сегодня и тенденции будущего.
The article reflects the experience of cooperation of scientific organizations, presents the results of interaction with federal structures of the Russian Federation, provides fragments of the current state of affairs and future trends.
Ключевые слова
Комитет по образованию и науке ГД РФ; Академия; научные и инновационные мероприятия.
Committee on Education and Science of the State Duma of the Russian Federation; Academy; scientific and innovative events.
Русаков А.А., Яламов Г.Ю.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД МОО «АКАДЕМИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
SOME RESULTS ACTIVITY DURING THE REPORTING PERIOD IPO «ACADEMY OF INFORMATIZATION OF EDUCATION»
СОДЕРЖАНИЕ №4.2018
Кокорева М.А., Базаркин А.Ф.
РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT AND USE OF MOBILE APPLICATIONS AS A COMPUTER SCIENCE LEARNING TOOL IN THE LEARNING ACTIVITIES
АннотацияОбоснована педагогическая целесообразность использования обучающих мобильных приложений в качестве средства обучения в младшей школе на примере предметной области «Информатика». Приведены программные средства, позволяющие педагогам вести разработку мобильных приложений как самостоятельно, так и совместно с учениками старших классов в рамках проектной деятельности. Представлено авторское программное средство учебного назначения, разработанное в соответствии с одной из программ курса информатики.
The pedagogical expediency of using educational mobile applications as a means of teaching in primary school on the example of the subject area «Computer Science» is substantiated. There are software tools that allow teachers to develop mobile applications, both independently and in conjunction with high school students in the framework of project activities. Presents the authoring software for educational purposes, developed in accordance with one of the programs of the course of informatics.
Ключевые словамобильное приложение; средство обучения; проектная деятельность; младший школьник; информатика.
mobile applications; learning tool; project activity; primary school children; computer science; information and communication technologies; personal educational resource.
Ганичева Е.М.
ПРИМЕНЕНИЕ УРОВНЕВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
TRAINING UNDERGRADUATES OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR PRACTICAL USE OF TOOLS OF INFORMATIZATION IN EDUCATIONAL ACTIVITY
АннотацияРассматриваются компоненты информационно-коммуникационной компетентности педагога и предлагается методика оценки ее сформированности на основе уровневого подхода.
In article components of information and communication competence of the teacher are considered and the technique of an assessment of her formation on the basis of-level approach is offered.
Ключевые словаинформационно-коммуникационная компетентность; информатизация образования.
information and communication competence; education informatization.
Пак Н.И., Степанова Т.А., Гаврилова И.В.
МЕНТАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ МНОГОМЕРНОГО АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
MENTAL PLATFORM OF DEVELOPMENT OF MULTIDIMENSIONAL ALGORITHM THINKING
АннотацияПроведено обоснование ментальной учебной платформы, позволяющей активно использовать когнитивные методы и средства обучения. Выявлена сущность многомерного алгоритмического мышления и представлены ментальные и телесные (кинестетические) средства обучения студентов программированию. Материалы статьи могут быть использованы учителями информатики и преподавателями программирования в высших учебных заведениях.
The substantiation of the mental training platform, which allows the active use of cognitive methods and learning tools. The essence of multidimensional algorithmic thinking is revealed and mental and physical (kinesthetic) means of teaching students programming are presented. The materials of the article can be used by teachers of computer science and programming in higher educational institutions.
Ключевые словаментальная учебная платформа; многомерное алгоритмическое мышление; алгоритмическая ментальная карта; телесный подход.
mental training platform; multidimensional algorithmic thinking; algorithmic mental map; physical approach.
Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМОГО ОТ РАЗРУШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
PROTECTION OF THE INFORMATION EDUCATIONAL SPACE OF A TRAINED FROM DESTRUCTION WITH THE HELP OF ARTIFICIAL NEURAL NETWORKS
АннотацияОбоснована целесообразность и эффективность применения нейросетевых технологий в системах обеспечения информационной безопасности информационно-образовательного пространства обучаемого. Предложены: метод защиты индивидуальной траектории обучения студента от нежелательного контента в предметной области знаний с помощью гибридной нейронной сети; модель учета влияния запрещенной информации на формирование индивидуальной траектории обучения студента на основе нейросетевых технологий. Приведена общая схема предлагаемой модели.
The expediency and effectiveness of the use of neural network technologies in the information security systems of the student’s information and educational space has been substantiated. The following methods are proposed: a method for protecting an individual student’s learning path from unwanted content in the subject area of knowledge using a hybrid neural network; a model for taking into account the influence of prohibited information on the formation of an individual student’s learning path based on neural network technologies. The general scheme of the proposed model is given.
Ключевые словаинформационная безопасность; информационно-образовательное пространство; нейросетевые технологии; гибридная нейронная сеть; нейронное программирование; индивидуальная траектория обучения.
information security; information and educational space; neural network technology; hybrid neural network; neural programming; individual learning path.
Касторнова В.А.
СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»
SYSTEMS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TECHNOLOGICAL BASIS FOR SOLVING THE TASKS OF LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT AREA «INFORMATICS»
АннотацияРассмотрены подходы к построению обучающей экспертной системы (ОЭС) и нейронных сетей, как педагогические инструменты процесса обучения по идентификации объектов предметной области «Информатика».
Approaches to the construction of a teaching expert system (ECO) and neural networks are considered as pedagogical tools of the learning process for identifying objects of the subject area «Informatics».
Ключевые словаобучающая экспертная система; модуль; база знаний; обучение экспертной системы; нейронная сеть; нейрооболочки; обучение нейронных сетей; предметная область информатика.
training expert system; module; knowledge base; expert system training; neural network; neuro-shells; neural network training; computer science subject area.
Ковпак И.О.
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»
COMPONENTS OF PROFESSIONAL TRAINING IN «MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL» EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PROSPECTIVE MATHS AND COMPUTER SCIENCE TEACHERS
АннотацияВ статье рассматриваются возможности информационно-образовательной среды «Московская электронная школа» (МЭШ) и предпосылки ее использования в системе подготовки учителей математики и информатики. Сформулированы основные цели и предложены компоненты подготовки бакалавров и магистров педагогического образования к будущей работе в условиях МЭШ.
The article explores the potential of MES information environment and the prerequisites of its implementation in training of Maths and Computer Science teachers. It sets the main goals and offers the components for Bachelor and Master of education curricula.
Ключевые словаинформатизация образования; информационно-образовательная среда; электронные образовательные ресурсы; Московская электронная школа; методические подходы; высшее профессиональное образование; компоненты подготовки педагогов.
informatization of education; information and learning environment; electronic learning resources; Moscow Electronic School project; methodological approaches; higher education, components of teachers training.
Хуторова М.Н.
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
CYBERNETIC APPROACH IN LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «INFORMATION TECHNOLOGIES»
АннотацияАнализируется эффективность применения кибернетического подхода в обучении информатике, рассмотрен разработанный электронный учебно-методического комплекс для курсантов вузов МВД «Информационные технологии в деятельности ОВД», в том числе, педагогико-технологические требования к нему, его структура, а также обоснована эффективность его применения. Выделены три уровня сложности практических задач, приведены соответствующие примеры. Представлены результаты анкетирования курсантов на предмет использования ими рассмотренного комплекса.
The effectiveness of the use of the cybernetic approach in teaching computer science is analyzed, the developed electronic educational and methodological complex for students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs «Information technologies in Department of Internal Affairs activities», including pedagogical and technological requirements for it, its structure, and the effectiveness of its application are considered. Three levels of complexity of practical tasks are highlighted, corresponding examples are given.
Ключевые словаучебно-методический комплекс; электронный учебно-методический комплекс; продуктивная учебная деятельность; репродуктивная учебная деятельность.
educational-methodical complex; electronic educational-methodical complex; productive educational activity; reproductive educational activity.
Мосягина Т.В., Казиахмедов Т.Б., Яламов Г.Ю.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ СТРУКТУР БАЗ ДАННЫХ СТУДЕНТАМИ БАКАЛАВРИАТА
INTERDISCIPLINARY APPROACH IN STUDYING THE STRUCTURES OF THE DATABASES BY BACHALAVRIAT STUDENTS
АннотацияРассматривается и обосновывается междисциплинарный подход к обучению бакалавров (направление подготовки «Информатика и вычислительная техника») структурам современных база данных и систем управления базами данных на примере курса «Разработка распределенных информационных систем». Представлены практические задания, разработанные в рамках реализации данного курса.
The interdisciplinary approach to the training of bachelors (the direction of training «Computer science and computing») to the structures of modern database and database management systems is considered and justified on the example of the course «Development of Distributed Information Systems». The practical tasks developed in the framework of this course are presented.
Ключевые словабакалавр ИВТ, междисциплинарный подход; база данных; сервер приложения; многозвенные клиент-серверные системы; СУБД MySQL.
вachelor of IWT; interdisciplinary approach; database; application server; multi-tier client-server systems; MySQL.
Маркелова О.В.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
THE DIAGNOSTIC MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN THE STUDY OF COMPUTER SCIENCE
АннотацияРассмотрены проблемы развития познавательной активности студентов колледжей при изучении информатики в аспекте новых требований общества и ФГОС. Разработана диагностическая модель сформированности уровня познавательной активности студентов естественнонаучного профиля колледжей при изучении курса информатики.
The problems of the development of cognitive activity of college students in the study of computer science in the aspect of the new requirements of society and the GEF are considered. A diagnostic model of the formation of the level of cognitive activity of students of natural science colleges in the study of computer science has been developed.
Ключевые словапознавательная активность студентов; модель познавательной активности; учебная мотивация.
cognitive activity of students; learning motivation; collective learning methods; ICT competence.
Игнатова Е.В.
ТРЕБОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛИЧИЯ, ОБЪЕМА И ХАРАКТЕРА ЗАИМСТВОВАНИЯ
THE REQUIREMENTS AND LIMITATIONS ENCOUNTERED DURING VERIFICATION OF THE AVAILABILITY, VOLUME AND NATURE OF TEXT APPROPRIATION
АннотацияСтатья посвящена анализу требований, рекомендаций и ограничений, влияющих на оценку оригинальности выпускных квалификационных работ студентов, а также научно-квалификационных работ и научных докладов аспирантов. Обсуждены численные значения объема оригинального текста для разных уровней образования. Показаны проблемы определения характера заимствований.
The article is devoted to the analysis of the requirements, recommendations and limitations affecting the evaluation of the originality of graduate qualification works of students, as well as scientific and qualification works and scientific reports of graduate students. The numerical values of the original text volume for different levels of education are discussed. The problems of determining the nature of the identified appropriation are shown.
Ключевые словахарактер заимствования; плагиат; оригинальность текста; система «Антиплагиат».
character of appropriation; plagiarism; originality of the text; «Antiplagiat» software.
Носенко Э.Л., Чернышенко С.В.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ – КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА
DIDACTIC DIALOGUES AS A KEY ELEMENTOF DISTANT LEARNNG COURSES
АннотацияСтатья посвящена вопросам профессиональной организации удаленного обучения студентов с использованием современных информационных технологий. В центре обсуждения находится «дидактический диалог» – основной канал взаимодействия ученика и преподавателя, от эффективности которого и зависят, главным образом, результаты обучения. Показано, что для построения эффективного диалога нужно учитывать особенности таких компонент долговременной памяти учащегося как семантическая и процедуральная память.
The article is devoted to the problem of professional organization of distant learning on the base of modern information technologies. «Didactic dialogues», as a main channel of «student-teacher» interaction, are in the focus of the consideration. To a large degree, learning outcomes depend on effective dialogues. It is demonstrated that for forming of the dialog it is important to take into account properties of such components of the human long-term memory as semantic and procedural ones.
Ключевые словадидактический диалог; дистанционное образование; электронное образование; информационные технологии обучения; знания; понятийная система.
didactic dialog; distant education; e-learning; information technologies of teaching; knowledge; category system.
Миронова Л.И., Язовцев И.А.
ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ СИСТЕМОЙ «ВУЗ – РАБОТОДАТЕЛЬ»
MANAGEMENT OPTIONS OF THE CLOUDY SYSTEM «UNIVERSITY – EMPLOYER»
АннотацияВ статье рассмотрены пять вариантов управления облачной системой «вуз-работодатель», определен вариант ее оптимального управления. Предложен смешанный подход к размещению контента, генерируемого пользователями облачного сервиса «вуз – работодатель», который предполагает размещение контента как на серверах сервиса, так и на пользовательских серверах.
The article deals with five options for managing a «university – employer» cloud system, and defines a variant for optimal control of a cloud system. A mixed approach to the placement of content generated by users of the cloud service «University-employer», which involves the placement of content on the servers of the service and on user servers, is proposed.
Ключевые словавзаимодействие в системе «вуз – работодатель»; облачные технологии.
interaction in the system «university – employer»; cloud technologies.
Коляда М.Г., Бугаева Т.И.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕДАГОГИК
PROBLEMS ARTIFICIAL INTELLIGENCE APPLICATION IN PEDAGOGICS
АннотацияРассматриваются трудности применения искусственного интеллекта в педагогике. Предлагается модель организации функционирования системы искусственного интеллекта с обучающимися на занятии.
Difficulties of application of artificial intelligence in pedagogy are considered. The model of the organization of functioning of the system of artificial intelligence with students in the classroom.
Ключевые словаискусственный интеллект в педагогике; смысловой анализ текста; добыча данных; критерии эффективности занятия.
artificial Intelligence in pedagogy; semantic text analysis; Data Mining; criteria of lesson efficiency.
Шихнабиева Т.Ш.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ON IMPROVING MANAGEMENT TRAINING IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
АннотацияСтатья посвящена использованию современных программных средств для обработки больших объемов данных, информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений при подготовке управленческих кадров в сфере образования. Рассмотрены проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем кадрового обеспечения учебных заведений и возможные пути их решения на основе использования современных информационно-аналитических систем.
The article is devoted to the use of modern software for processing large amounts of data, information and analytical systems and decision support systems in the preparation of management personnel in the field of education. The problems associated with the unsatisfactory level of staffing of educational institutions and possible ways to solve them through the use of modern information and analytical systems.
Ключевые словауправление образованием; информационно-аналитические системы; подготовка управленческих кадров, информатизация образования.
education management; information and analytical systems; management training; informatization of education.
Борисова Н.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ORGANIZATION AND MANAGEMENTS BY RESEARCH WORKIN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT ON BASIS OF NETWORK FORM OF COOPERATION
АннотацияСтатья посвящена исследованию актуальных проблем организации и управления научно-исследовательской работой (НИР) в образовательном учреждении. Рассматриваются научно-педагогические проблемы в организации научно-исследовательской деятельности на трех уровнях: обучающегося, учителя и образовательной организации (школа). Предлагаются решения, на основе использования сетевой формы взаимодействия, которые позволяют повысить эффективность и качество организации и управления научно-исследовательской работой в учебном заведении.
The article is devoted to the study of actual problems of organization and management of research work in an educational institution. The article deals with scientific and pedagogical problems in the organization of research activities at three levels: student, teacher and educational organization (school). Solutions based on the use of a network form of interaction that can improve the efficiency and quality of the organization and management of research work in an educational institution.
Ключевые слованаучно-исследовательская работа; сетевое взаимодействие; организация и управление НИР в образовательном учреждении.
research work; networking; organization and management of research in an educational institution.
Русаков А.А., Яламов Г.Ю.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА «АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
MODERN CONDITION AND SOME TRENDS IN THE SCIENTIFIC COMMUNITY «ACADEMY OF EDUCATION INFORMATIZATION»
АннотацияВ статье отражен опыт сотрудничества научных организаций, приведены результаты взаимодействия с федеральными структурами РФ, даны фрагменты состояния дел на сегодня и тенденции будущего.
The article reflects the experience of cooperation of scientific organizations, presents the results of interaction with federal structures of the Russian Federation, provides fragments of the current state of affairs and future trends.
Ключевые словаКомитет по образованию и науке ГД РФ; Академия; научные и инновационные мероприятия.
Committee on Education and Science of the State Duma of the Russian Federation; Academy; scientific and innovative events.
Русаков А.А., Яламов Г.Ю.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД МОО «АКАДЕМИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
SOME RESULTS ACTIVITY DURING THE REPORTING PERIOD IPO «ACADEMY OF INFORMATIZATION OF EDUCATION»