СОДЕРЖАНИЕ №4.2019


Кривоплясова Е.В., Нефедова В.Ю., Прилепина А.В.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ

TECHNIQUE OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS TO WORK IN THE TABLE PROCESSOR

Аннотация

Предложен курс «Работа с табличным процессором OpenOffice.org Calc», включающий теоретический и практический материал краеведческого, практико-ориентированного и познавательного характера, а также междисциплинарные связи. Курс ориентирован на начинающего пользователя, школьников, изучающих компьютерные технологии в рамках школьного предмета «Информатика».

The course «Work with the Table Processor OpenOffice.org Calc» including a theoretical and practical material of local history, practice-focused and informative character with close connection with other subject domains, focused on the novice user, the school students studying computer technologies within the within the school subject «Informatics».

Ключевые слова

программа; учебник по информатике; свободное программное обеспечение; табличный процессор; электронная таблица; курс; задания; проект; умения; навыки.

program; computer science textbook; free software; table processor; spreadsheet; course; assignments; project; skills.


Каплан А.В.

О ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

POSSIBLE APPROACHES TO THE FORMATION OF CRITICAL STYLE OF THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN AT INFORMATICS LESSONS

Аннотация

В статье рассматривается понятие «критический стиль мышления», его определение и характеристики. Раскрывается актуальность формирования критического стиля мышления у младших школьников, способы и приемы работы на уроках информатики в начальной школе.

The article discusses the concept of «critical thinking», its definition and characteristics. The relevance of the formation of a critical thinking in primary school students, the methods and techniques of working at informatics lessons in elementary school are revealed.

Ключевые слова

информатизация; критический стиль мышления; начальная школа; информатика в начальной школе.

informatization; critical thinking; elementary school; informatics in elementary school.


Лосев Н.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СМАРТ-ОБУЧЕНИЯ

METHODICAL ASPECTS OF FORMING AND USING THE EDUCATIONAL INFORMATION SPACE OF A MODERN SCHOOL IN THE CONDITIONS OF SMART TRAINING

Аннотация

Показана возможность перехода от традиционного обучения с элементами электронного к смарт-образованию и необходимость адаптации школьников в новое информационно-образовательное пространство. Рассмотрены методические подходы к формированию смарт-среды образовательного процесса.

The possibility of transition from traditional education with electronic elements to smart education and the need to adapt students to the new information and educational space is shown. Methodical approaches to the formation of the smart environment of the educational process are considered.

Ключевые слова

смарт-образование; индивидуальные образовательные траектории; управление знаниями; информационно-образовательное пространство; методические подходы.

smart education; individual educational trajectories; knowledge management; information and educational space; methodological approaches.


Казиахмедов Т.Б.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БАЗ ДАННЫХ В КУРСЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

METHODICAL APPROACHES TO TEACHING THE BASICS OF DATABASES IN THE COURSE «PROGRAMMING» IN THE PROFILE SCHOOL

Аннотация

Рассмотрено изучение баз данных в школьном курсе информатики, связанных с ACCESS. Предложен подход, позволяющий обучающимся овладеть основами разработки и управления локальными базами данных, не применяя коммерческие системы управления базами данных (СУБД) при изучении основных понятий реляционных баз данных с учетом профиля класса. Приведены примеры заданий по проектированию таблиц и отношения между ними.

The study of databases in the school course of Informatics related to ACCESS is considered. An approach is proposed that allows students to master the basics of development and management of local databases, without using commercial database management systems (DBMS) in the study of the basic concepts of relational databases, taking into account the profile of the class. Examples of tasks for designing tables and relations between them are given.

Ключевые слова

языки программирования; базы данных; профильное обучение; проектировочная компонента профессиональной компетентности учителя информатики.

programming languages; databases; profile education; design component of professional competence of the teacher of Informatics.


Шихнабиева Т.Ш.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

ON SOME ISSUES OF IMPROVING THE STRUCTURE AND THE CONTENT OF THE SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

Аннотация

В статье обоснованы и предложены основные направления совершенствования структуры и содержания школьного курса «Информатика». С учетом социального заказа, современных достижений в научных областях информатики и искусственного интеллекта, предложены дополнения к существующему содержанию курса «Информатика» для среднего общего образования.

The article substantiates and proposes the main directions of improving the structure and content of the school course «Informatics». Taking into account the social order, modern achievements in the scientific fields of Informatics and artificial intelligence, additions to the existing content of the course "Informatics" for secondary General education are proposed.

Ключевые слова

дополнение структуры и содержания школьного курса информатики; обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; предметные и метапредметные знания; основы искусственного интеллекта.

addition of the structure and content of the school course of Informatics; ensuring the global competitiveness of Russian education; subject and meta-subject knowledge; the basics of artificial intelligence.


Маркович О.С.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ: РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КЕЙСОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

THE CASE-TECHNOLOGY IN TEACHING COMPUTER MODELING: THE DEVELOPMENT AND APPLICATION OF SUBJECT-ORIENTED CASES IN ELECTRONIC ENVIRONMENT

Аннотация

Приводится описание технологии разработки предметно-ориентированного кейса и этапов реализации кейс-технологии при обучении компьютерному моделированию. Рассматривается возможность реализации кейс-технологии с использованием инструментальных ресурсов электронной среды.

The article describes the development technology of subject-oriented case and stages of implementation of case technology in teaching computer modeling. The possibility of implementation case-technology with the use of instrumental resources electronic environment.

Ключевые слова

кейс-технология; предметно-ориентированный кейс; компьютерное моделирование; учитель информатики; электронная среда.

case-technology; subject-oriented case; computer modeling; teacher of informatics; electronic environment.


Петракова Е.А., Дивина Т.В., Белякова М.Ю.

РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА НА ОСНОВЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА

E-COURSE SCENARIO DEVELOPMENT ON THE BASIS OF BLOOM’S TAXONOMY

Аннотация

В статье предложен сценарий разработки электронного курса для студентов вузов очной и заочной форм обучения с дифференцированным подходом к освоению дисциплин. Приведен пример составления электронного контента согласно требованиям федерального государственного стандарта, включающий обязательные и вариативные виды заданий. Структуризация планируемых результатов обучения проведена согласно таксономии Блума применительно к российской системе оценки знаний по пятибалльной шкале.

The article proposes a scenario for the development of an electronic course for students of full-time and distance learning with a differentiated approach to the development of the discipline. An example of electronic content according to the requirements of the Federal state standard, including mandatory and variable types of tasks. The structuring of the planned learning outcomes was carried out according to Bloom’s taxonomy in relation to the Russian system of knowledge assessment on a five-point scale.

Ключевые слова

таксономия Блума; результаты обучения; сценарий обучения; дистанционное образование; LMS Moodle.

Bloom’s taxonomy; learning outcomes; learning scenario; distance education; LMS Moodle.


Банникова Т.М., Баранова Н.А.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ MAPLE

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL MATHEMATICAL TRAINING OF UNDERGRADUATE STUDENTS BY MEANS OF THE MAPLE PROGRAM

Аннотация

В статье рассматривается программный пакет Maple как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов бакалавриата при изучении математических дисциплин. Приведены примеры решение некоторых математических задач в программной среде Maple.

This article discusses the Maple software package as a means of increasing the effectiveness of professional training of undergraduate students in the study of mathematical disciplines. Examples of solving some mathematical problems in the Maple software environment are given.

Ключевые слова

информатизация образования; развитие исследовательских и профессиональных компетенций обучающихся; подготовка к профессиональной деятельности; программный пакет Maple.

informatization of education; development of research and professional competencies of students; preparation for professional activities; Maple software.


Яламов Г.Ю., Казиахмедов Т.Б.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

CONTENTS AND METHODS OF TEACHING THE PROGRAMMING OF BACHELORS OF COMPUTER SCIENCE AND COMPUTER ENGINEERING

Аннотация

Рассмотрены вопросы формирования навыков программирования на языках высокого уровня в курсе «Программирование» при обучении бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника». Показано, что при этом класс решаемых задач требует знания не одного языка высоко уровня, а целого их набора, обоснована необходимость формирования у студентов представления о множестве языков высокого уровня и о разных стилях программирования. Приведены примерное содержание курса «Программирование», примеры задач и лабораторных заданий, реализуемых с применением нескольких языков и стилей программирования.

The issues of forming programming skills in high-level languages in the course «Programming» when teaching bachelors in the field of «Computer Science and Computer Engineering» are considered. It is shown that in this case, the class of tasks to be solved requires knowledge of not one high-level language, but a whole set of them, the necessity of forming students with a multitude of high-level languages and different programming styles is substantiated. The approximate content of the «Programming» course and examples of tasks and laboratory tasks implemented using several languages and programming styles are given.

Ключевые слова

программирование; языки программирования высокого уровня; стили программирования; конструирование сложных структур данных; обучение бакалавров; направление обучения «Информатика и вычислительная техника».

programming; high level programming languages; programming styles; designing complex data structures; teaching bachelors; area of study «Computer Science and Computer Engineering».


Борисова Н.В.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE BASIS OF NETWORK INTERACTION

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов подготовки будущих учителей информатики в условиях введения новых требований к стандартизации профессии и создания цифровой образовательной среды. Показана эффективность профессиональной подготовки будущего учителя информатики, проводимая на основе сетевого взаимодействия. В результате анализа теоретических исследований и практического опыта реализации программы сетевого взаимодействия «вуз-школа» определены основные компоненты в системе подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности.

The article is devoted to the issues of training future teachers of Informatics in the conditions of introduction of new requirements to the standardization of the profession and the creation of a digital educational environment. Efficiency of professional training of the future teacher of Informatics on the basis of network interaction is shown. As a result of the analysis of theoretical researches and practical experience of realization of the program of network interaction «University-school» the main components in system of preparation of future teachers of Informatics to professional activity are defined.

Ключевые слова

профессиональная деятельность; сетевое взаимодействие; подготовка будущих учителей информатики.

professional activity; network interaction; directions of training of future teachers of Informatics.


Баландин Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА РВСН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

FORMATION OF THE NEED FOR PHYSICAL IMPROVEMENT OF THE FUTURE OFFICER OF STRATEGIC MISSILE FORCES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация

Рассматриваются проблемы формирования потребности курсантов – будущих офицеров ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, как условии физического совершенствования в период обучения в военно-учебном заведении. Обосновано, что решение проблемы заключается в проектировании и реализации индивидуальных траекторий формирования потребности курсантов в физическом совершенствовании, применении мультимедийных средств в процессе физической подготовки.

The problems of forming the needs of cadets – future officers of the strategic missile forces (RVSN) in independent physical culture and sports activities as a condition of physical improvement during training in a military educational institution are considered. It is proved that the solution of the problem lies in the design and implementation of individual trajectories of formation of cadets ‘ needs in physical improvement, the use of multimedia in the process of physical training.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); учебные мультимедийные средства; активность; индивидуальная образовательная программа; самостоятельные занятия; педагогическое сопровождение; потребность в физическом совершенствовании; физическая подготовленность; физическое развитие.

information and communication technologies (ICT); educational multimedia; activity; individual educational program; independent classes; pedagogical support; the need for physical improvement; physical fitness; physical development.


Бородин С.Г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

NEW APPROACHES TO METHOD TRAINING OF OPERATORS OF COMPLEX TECHNICAL SYSTEMS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Аннотация

Рассмотрены вопросы методики использования современных тренажерных средств в процессе подготовки операторов сложных технических систем к реализации профессиональной подготовки будущих офицеров с применением тренажерно-обучающих систем.

The article deals with the issues of methods of using modern training facilities in the process of training operators of complex systems for the implementation of professional training of future officers with the use of training systems.

Ключевые слова

автоматизированные системы боевого управления; дидактическая система; оператор; тренажер; студент; тренажерно-обучающая система; тренажная подготовка.

automated command and control system; didactic system; operator; simulator; student; training system; training.


Зуев И.А.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

GOALS AND OBJECTIVES OF IN-HOUSE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PERSONNEL MANAGEMENT

Аннотация

Проведено рассмотрение внутрифирменного обучения с системных позиций, позволяющих выявить такие признаки внутрифирменного повышения квалификации как цели, задачи, функции и др. Рассмотрение велось как с точки зрения экономики, так и с позиций образовательной системы. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, а также нормативные и правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность субъектов предпринимательства. Также рассмотрены принципы реализации технологии дистанционного обучения в системе внутрифирменного повышения квалификации.

Conducted review of in-house training with system positions, allowing to identify such features in-house qualification as goals, objectives, functions and etc. the Review was conducted both from the point of view of economy and from the standpoint of the educational system. The theoretical and methodological basis of the study consists of the works of domestic and foreign scientists, normative and legal acts of the Russian Federation, Federal Executive authorities of the Russian Federation, as well as normative and legal acts regulating the educational activities of business entities. The principles of implementation of distance learning technology in the system of in-house professional development are also considered.

Ключевые слова

алгоритм внутрифирменного обучения; виды внутрифирменного обучения; внутрифирменное обучение; задачи внутрифирменного обучения; компетенции; направления внутрифирменного обучения; система дистанционного обучения; информационные и коммуникационные технологии; тьютор.

algorithm of in-house training; types of in-house training; in-house training; tasks of in-house training; competences; directions of in-house training; distance learning system; information and communication technologies; tutor.


Байрамгалиев Р.А.

ПРИМЕРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON

Аннотация

В статье предлагается один из способов реализации интегративного обучения студентов на основе междисциплинарных связей. Оценена его эффективность в условиях разобщенности некоторых изучаемых учебных дисциплин. Рассматриваются примеры междисциплинарного характера из разделов аналитической геометрии по практическому построению моделей объектов средствами языка программирования Python в среде графического пакета трехмерного моделирования Blender.

In the article one of the ways of realization of integrative training of students on the basis of interdisciplinary connections is offered. Its efficiency in the conditions of disconnectedness of some studied disciplines is estimated. Examples of interdisciplinary nature from the sections of analytical geometry in the practical construction of object models using the Python programming language in the environment of the graphical package of three-dimensional modeling Blender are considered.

Ключевые слова

язык программирования Питон; пакет трехмерного моделирования Blender; модель; объект; скрипт; поверхность второго порядка.

Python programming language; 3D modeling package Blender; model; object; script; second-order surface.


Яралиева Э.Р.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТАКСОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

ABOUT USING OF TAXONOMIC STRUCTURES IN THE PROCESS OF LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES (E.G. ENGLISH)

Аннотация

В данной статье затрагиваются вопросы и проблемы процесса обучения иностранным языкам, в частности английского языка. Существующая обширная видовременная структура форм английского глагола, ярко представленная в статье, вызывает затруднения при изучении английского языка. Особое внимание уделено эффективному применению средств визуализации, которые могут в значительной форме усовершенствовать процесс обучения иностранному языку.

This article discusses the issues and problems of the process of teaching of foreign languages, in particular English. The existing extensive species-tense structure of the forms of the English verb, clearly presented in the article, causes difficulties in learning of the English language. Particular attention is paid to the effective use of visualization tools, which can significantly improve the process of teaching a foreign language.

Ключевые слова

информационные технологии; процесс образования; визуализация; таксономия; программные средства; грамматика.

information technologies; educational process; visualization; taxonomy; software; grammar.


Питько Р.И.

ПОТЕНЦИАЛ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ ДЮСШ

POTENTIAL ADRAGOGICAL APPROACH IN THE TRAINING OF TRAINERS OF DYUSSH POWER MARTIAL ARTS

Аннотация

В статье рассматриваются сущностные характеристики андрагогического подхода в организации образовательного процесса в системе повышения квалификации тренеров силовых единоборств ДЮСШ, включая методы концептуализации профессионального опыта. Предметом исследования выступает процесс индивидуализации развития педагогической компетентности тренеров силовых единоборств ДЮСШ в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная разработка модели педагогического процесса по развитию педагогической компетентности тренеров силовых единоборств ДЮСШ в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

The article deals with the essential characteristics of the andragogical approach in the organization of the educational process in the system of advanced training of trainers of power martial arts of youth, including methods of conceptualization of professional experience. The subject of the study is the process of individualization of the development of pedagogical competence of strength martial arts coaches in the system of retraining and advanced training of teachers. The aim of the study is the theoretical justification and experimental development of a model of the pedagogical process for the development of pedagogical competence of strength martial arts coaches in the system of retraining and advanced training of teachers.

Ключевые слова

андрагогический подход; концептуализация опыта; метод концептуализации; личностно-профессиональное развитие; индивидуализация обучения; модель; перенос опыта; профессиональный опыт; повышение квалификации; типология обучающихся; система дистанционного обучения; информационные и коммуникационные технологии.

andragogical approach; conceptualization of experience; method of conceptualization; personal and professional development; individualization of training; model; transfer of experience; professional experience; professional development; typology of students; distance learning system; information and communication technologies.


Вершинина С.В.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

INDIVIDUALIZATION OF TRAINING IN THE COURSE OF INCREASING THE QUALIFICATION OF TEACHERS OF NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES

Аннотация

В статье рассматривается проблема индивидуализации обучения в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в техническом вузе. В качестве способа реализации индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов предлагается разработать программу курса повышения квалификации для преподавателей. Изложены требования к структуре курса.

The article deals with the problem of individualization of education in the process of studying natural Sciences in a technical University. As a way to implement individual educational trajectories and routes, it is proposed to develop a program of training courses for teachers. Requirements to the course structure are stated.

Ключевые слова

естественнонаучные дисциплины; система повышения квалификации преподавателей вузов; вариативность образовательного процесса; индивидуализация образовательного процесса; индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальные образовательные траектории.

natural science disciplines; system of advanced training of University teachers; variability of the educational process; individualization of the educational process; individual educational route; individual educational trajectories.


Карелина М.В.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

CONTENT ASPECTS OF TRAINING REALIZATION OF POSSIBILITIES OF MODERN TRANSPORT SIMULATORS WITH ELEMENTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация

В статье рассмотрены возможности систем искусственного интеллекта для создания роботизированных устройств. Представлено содержание разрабатываемого элективного курса «Реализация возможностей систем искусственного интеллекта и роботизированных устройств в транспортных тренажерах».

The article considers the possibilities of artificial intelligence systems for the creation of robotic devices. The content of the developed elective course «Implementation of the capabilities of artificial intelligence systems and robotic devices in transport simulators».

Ключевые слова

возможности систем искусственного интеллекта; элективный курс; роботизированные устройства; транспортные тренажеры.

possibilities of artificial intelligence systems; elective course; robotic devices; transport simulators.


Мухаметзянов И.Ш.

СМАРТФОН. ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА

SMARTPHONE. HEALTH. PREVENTION

Аннотация

Рассмотрены проблемы влияние смартфонов на учащихся, их успеваемость и здоровье: гигиена использования смартфонов, методы профилактики потенциальных негативных последствий их применения, мероприятия по формированию культуры их использования. Акцентируется внимание на гигиенических и медицинских последствиях их использования, профилактике связанных с этим возможных негативных последствий для здоровья пользователей.

The problems of influence of smartphones on pupils, their progress and health are considered: hygiene of use of smartphones, methods of prevention of potential negative consequences of their application, actions for formation of culture of their use. Attention is focused on the hygienic and medical consequences of their use, prevention of possible negative consequences for the health of users.

Ключевые слова

смартфон; здоровье учащегося.

smartphone; student health.


Миняйлова Е.Л., Казаченок В.В., Вербовиков Д.А., Коледа Н.Р.

РАЗРАБОТКА ОНТОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF ONTOLOGIES FOR TEACHING COMPUTER SCIENCE IN INSTITUTIONS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Аннотация

Рассмотрены возможности и проблемы разработки онтологии предметной области «Информатика» на примере учебной задачи. Также рассмотрено развитие понятия «онтология» от философских истоков до современных возможностей компьютерной реализации представления знаний. Разграничены цели программной реализации онтологии и баз знаний.

The possibilities and problems of developing the ontology of the subject field «Informatics» are examined using the example of a training problem. Also considered is the development of the concept of «ontology» from philosophical sources to the modern capabilities of computer implementation of the representation of knowledge. The goals of software implementation of ontology and knowledge bases are differentiated.

Ключевые слова

онтология предметной области; учебный предмет «Информатика»; формальная модель онтологии; программная реализация онтологии.

domain ontology; subject «Informatics»; formal ontology model; ontology software implementation.


Яламов Г.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

METHODICAL APPROACHES TO ENSURING INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SAFETY OF INTELLIGENT LEARNING SYSTEMS USERS

Аннотация

Рассмотрены современные интеллектуальные обучающие системы (ИОС) в аспекте информационно-психологической безопасности их пользователей. Приведены возможные негативные воздействия на психоэмоциональное состояние пользователя таких систем и причины их возникновения. Показаны методические подходы, позволяющие не только повысить педагогическую эффективность применения ИОС в целом, но и уменьшить угрозы информационно-психологической безопасности ее пользователей.

Modern intelligent learning systems (ILS) in the aspect of their information-psychological safety are considered. Possible negative effects on the psycho-emotional state of the user of such systems and their causes are given. Methodological approaches are shown that allow not only to increase the pedagogical efficiency of the use of IOS in General, but also to reduce the threat of information and psychological safety of its users.

Ключевые слова

интеллектуальная обучающая система; информационно-психологическая безопасность; методические подходы; негативные воздействия; психофизиологическое состояние обучающегося; информационная перегрузка; передача информации.

intelligent learning systems; information-psychological safety; methodical approaches; negative effects; psychophysiological state of the student; information overload; information transfer.


Русаков А.А.

ОПЫТ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

EXPERIENCE AND SOME TRENDS IN THE ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC COMMUNITY UNDER THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация

В статье отражен опыт и тенденции в деятельности Академии информатизации образования (АИО), происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых информационных технологий. Даны фрагменты состояния дел на сегодня и тенденции будущего.

The article reflects the experience and trends in the activities of the Academy of Informatization of Education (AIE), occurring in connection with the active and systematic use of digital information technologies. Fragments of the state of affairs for today and future trends are given.

Ключевые слова

информационные и цифровые технологии; информатизация образования; Академия; научные и инновационные мероприятия; хакатон.

Information and Digital Technologies; informatization of education; Academy; scientific and innovative events; hackathon.