СОДЕРЖАНИЕ № 4.2020

Сердюков В.И., Сердюкова Н.А., Яламов Г.Ю.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ)

PROBLEMATIC ISSUES OF THE UNIFIED STATE EXAM (ON THE EXAMPLE OF THE PROFILE EXAM IN MATHEMATICS)

Аннотация

С момента введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве обязательного выпускного экзамена на получение аттестата о полном среднем образовании прошло десять лет. За это время широкое распространение получила практика, при которой все меньше внимания уделяется формированию у выпускника целостной системы знаний в области математики, и все больше  – разбору задач, решавшихся ранее на ЕГЭ. Проведенный анализ позволил выявить причины этого явления. Одна из них заключается в том, что действующий Федеральный государственный стандарт среднего общего образования не позволяет однозначно идентифицировать систему знаний в области математики, которой должен овладеть выпускник средней общеобразовательной школы. Вследствие этого основные образовательные программы образовательных учреждений среднего общего образования могут иметь разную целевую направленность. Эта целевая направленность может не в полной мере соответствовать той, что положена в основу разработки структуры и содержания заданий, предназначенных для проведения очередных ЕГЭ, однако количество лиц, не сдавших экзамен, не может быть очень большим. Вторая причина состоит в том, что в основу ЕГЭ положена стобалльная шкала измерения, что по оценке, полученной выпускником по этой шкале, принимается не только решение о выдаче ему аттестата о полном среднем образовании, но и решение о зачислении его студентом в любой из выбранных им университетов страны. При этом ЕГЭ сдают одновременно сотни тысяч выпускников, а набор в любой из университетов по конкретной специальности ограничен несколькими десятками или сотнями мест, поэтому количество лиц, получивших на ЕГЭ сто баллов, должно быть соизмеримо с набором. В работе изложены рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Ten years have passed since the introduction of the Unified state exam (USE) as a mandatory final exam for obtaining a certificate of full secondary education. During this time, widespread practice in which less attention is paid to the formation of a graduate integrated system of knowledge in mathematics and further analysis of the tasks to be solved earlier on the USE. The analysis made it possible to identify the causes of this phenomenon. One of them is that the current Federal state standard of secondary General education does not allow us to uniquely identify the system of knowledge in the field of mathematics, which must be mastered by a graduate of a secondary school. As a result, the main educational programs of educational organizations of secondary General education may have a different target orientation. This target orientation may not fully correspond to the one that is the basis for developing the structure and content of tasks intended for conducting regular USE, but the number of people who did not pass the exam may not be very large. The second reason is that the USE is based on a one-hundred-point scale of measurement. according to the assessment received by a graduate on this scale, not only a decision is made to issue him a certificate of full secondary education, but also a decision to enroll him as a student in any of the universities of the country chosen by him. At the same time, hundreds of thousands of graduates pass the USE at the same time, and enrollment in any of the universities in a particular specialty is limited to several dozen or hundreds of places; therefore, the number of people who received one hundred points in the USE should be commensurate with the set. The paper contains recommendations on how to eliminate the identified shortcomings.

Ключевые слова

единый государственный экзамен; ЕГЭ; система знаний; цель обучения; шкала измерения; практика натаскивания на ЕГЭ.

unified state exam; USE; knowledge system; learning goal; measurement scale; practice of training for the USE.


Морозов А.В., Терещенко А.Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДО ПАНДЕМИИ И ПОСЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS BEFORE AND AFTER THE PANDEMIC: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация

Рассматривается опыт использования дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса в общеобразовательных организациях в период угрозы распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание уделяется исследованию особенностей развития дистанционного обучения в России и проблемам, выявленным в процессе внедрения дистанционных образовательных технологий в период общемировой пандемии.

The article considers the experience of using distance learning technologies in the organization of the educational process in general education organizations during the threat of the spread of coronavirus infection COVID-19. Special attention is paid to the study of the peculiarities of the development of distance learning in Russia and the problems identified in the process of implementing distance education technologies during the global pandemic.

Ключевые слова

дистанционные образовательные технологии; учебный процесс; общеобразовательная организация; школьники; учителя; смешанное обучение; пандемия; коронавирус; дистанционное обучение.

distance learning technologies; educational process; general education organization; schoolchildren; teachers; mixed learning; pandemic; coronavirus; distance learning.


Голубев О.Б., Бутакова М.В., Биловол Е.О.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОМЕ НАУЧНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF GENERAL EDUCATION PROGRAMS IN HOUSE OF SCIENTIFIC COLLABORATION NAMED AFTER S. V. ILYUSHIN

Аннотация

В статье раскрыты особенности реализации дополнительных и основных общеобразовательных программ в Центре Дом научной коллаборации им. С.В. Ильюшина (структурное подразделение Вологодского государственного университета). Подробно рассмотрен образовательный проект Центра «Урок технологии». Авторы статьи описывают процесс проектного обучения в Центре на основе использования вытягивающей модели.

The article reveals the features of implementing additional and basic General education programs at the Ilyushin House of scientific collaboration Center (a structural division of Vologda state University). The educational project of the center «technology Lesson» is considered in more detail. The authors describe the process of project training in the Center based on the use of a pull model.

Ключевые слова

дом научной коллаборации; цифровизация; проектная детятельность; вытягивающая модель; практико-ориентированные кейсы.

house of scientific collaboration; digitalization; project activity; pulling model; practice-oriented cases.


Шихнабиева Т.Ш.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ON IMPROVING THE CONTENT AND METHODOLOGY OF TEACHING SCHOOL INFORMATICS IN THE CONTEXT OF DIGITAL INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация

Приведены тематические разделы школьного курса информатики, которыми необходимо дополнить его содержание в условиях цифровой парадигмы образования. Представлены методические подходы к структуризации учебного материала, вызванные изменениями содержания дисциплины, учитывающие социальный заказа общества и использование современных педагогических технологий.

The thematic sections of the school computer science course are presented, which should be supplemented with its content in the conditions of the digital paradigm of education. The article presents methodological approaches to the structuring of educational material caused by changes in the content of the discipline, taking into account the social order of society and the use of modern pedagogical technologies.

Ключевые слова

школьный курс информатики; цифровые информационные технологии; базовые понятия; метапонятия; математические основы информатики; робототехнические системы; нечеткая логика; представление знаний; интеллектуальные модели; методика обучения.

school computer science course; digital information technologies; basic concepts; meta-concepts; mathematical foundations of computer science; robotic systems; fuzzy logic; knowledge representation; intellectual models; teaching methods.


Касторнова В.А.

ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО АКТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНЦИИ

HYBRID LEARNING AND ITS ACTIVE PENETRATION IN SCHOOL EDUCATION IN FRANCE

Аннотация

Представлен обзор концепции постановки гибридного (смешанного) обучения в системе национального образования Франции, отмечается его связь с дистанционным и классическим (очным) образованием, рассматриваются основные методы и инструменты его проведения, показаны положительные стороны и представлены рекомендации для этой новой концепции обучения.

This paper provides an overview of the concept of setting up hybrid (blended) education in the French national education system, notes its connection with distance and classical (full-time) education; the main methods and tools of conducting are considered, the positive aspects and recommendations for this new teaching concept are noted.

Ключевые слова

гибридное обучение; дистанционное обучение; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); цифровые технологии; методы гибридного обучения; внедрение гибридного обучения.

hybrid learning; distance learning; information and communication technologies; digital technologies; hybrid learning methods; the introduction of hybrid learning.


Барышева И.В., Козлов О.А.

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ОБЪЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

CHANGING THE ROLE AND SCOPE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REMOTE LEARNING OF PROGRAMMING

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы организации изучения программирования в условиях цифровой трансформации обучения и увеличения объема самостоятельных занятий с использованием дистанционных технологий. Описывается опыт проведения занятий с будущими ИТ-специалистами.

The article deals with the problems of organizing the study of programming in the conditions of digital transformation of training and increasing the volume of independent classes using remote technologies. The article describes the experience of conducting classes with future it specialists.

Ключевые слова

программирование; самостоятельная работа; дистанционное обучение; телеконференция.

programming; independent work; distance learning; teleconference.


Смирнова П.В., Гаврилова Т.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN EXTREME CONDITIONS

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения в условиях всеобщих карантинных мер, связанных с противодействием распространению COVID-19 и требующих экстренного перехода к онлайн обучению в полном объеме для всех направлений подготовки и всех форм обучения. В работе проанализирован опыт ведущих российских вузов, а также мировые практики организации дистанционного обучения. На основании опроса студентов и преподавателей ряда российских вузов проанализированы некоторые особенности дистанционного обучения, обусловленные экстремальной ситуацией. Разработаны рекомендации по совершенствованию организации дистанционного обучения, а также ‒ предложены подходы к управлению образовательными данными, возникающими в процессе дистанционного обучения, позволяющие оптимизировать образовательные программы и качество образования в вузе.

The article deals with organization of distance learning in the conditions of total quarantine measures due to the COVID-19 outbreak. These extraordinary conditions require an urgent transition to online teaching in full, for all majors and forms of education. We analyzed the experience of leading Russian universities, as well as international practices in organization of distance learning. Based on a survey of students and lecturers of several Russian universities, we revealed some features of distance learning due to the extreme situation. We developed proposals to improve the delivery of distance learning and suggested approaches to educational data management. These data are collected during the distance learning process, and its management allows to optimize educational programs and quality of education in universities.

Ключевые слова

дистанционное образование; информационные технологии в образовании; качество образования.

distance education; information technology in education; quality of education.


Скибицкий Э.Г., Яхина Е.П.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

EXPERIENCE OF USING BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION DURING THE PANDEMIC

Аннотация

Статья посвящена опыту организации образовательного процесса в вузе в условиях пандемии. Предложен вариант смешанного обучения как наиболее адаптивный в современных условиях. Представлены результаты социологического опроса студентов в условиях обучения 2020 года. Сделан вывод о необходимости обязательного повышения квалификации педагогов по информационным технологиям.

The article is devoted to the experience of organizing the educational process at a university during the pandemic. A variant of blended learning is proposed as the most adaptive in modern conditions. The results of the student sociological survey in the learning environment of 2020 are presented. The conclusion is made about the need to improve the qualification of teachers in information technology.

Ключевые слова

высшие учебные заведения; электронная образовательная среда; электронные образовательные ресурсы; очное обучение; дистанционное обучение; смешанное обучение; информационные технологии; коронавирусная инфекция; анкетирование.

higher education institutions; electronic educational environment; electronic educational resources; full-time education; distance learning; blended learning; information technology; coronavirus infection; questionnaires.


Дмитриева О.А.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

INFORMATIONAL METHODOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация

В статье описаны условия создания информационной методической образовательной среды как основы развития креативной деятельности преподавателя иностранного языка. Проанализированы сущность и специфика креативности. Представлены современные технологии реализации креативного компонента педагогической деятельности преподавателя.

The article describes the conditions for creating an informational methodological educational environment for the development of creative activity of a foreign language teacher. The essence and specificity of creativity are analyzed. Modern technologies for implementing the creative component of the teacher’s pedagogical activity are presented.

Ключевые слова

языковая среда; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); информационная методическая образовательная среда; креативность студентов; креативная деятельность преподавателя; иноязычная подготовка; коучинг технология; образовательная среда MOODLE; Web 2.0.

language environment; information and communication technologies (ICT); informational methodological educational environment; students creativity; teacher’s creative activity; foreign language training; case-study; coaching technology; Moodle educational environment; Web 2.0.


Крысанова Н.Ю., Самсонов Ю.А., Тучкова Т.У.

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ (СЛУШАНИЮ С ПОНИМАНИЕМ) КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

TRAINING IN AUDITING (HEARING WITH UNDERSTANDING) AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация

Исследовано явление «аудирование» и предложено расширить его механизм за счет отдельных элементов. Подробно проанализированы все элементы механизма аудирования, показана их взаимосвязь. По мнению авторов, ни один элемент механизма аудирования невозможно исключить, не нарушив целостности процесса аудирования. Сделан вывод, что аудирование может быть успешным, только если его механизм работает как единое целое.

Is investigated and it is proposed to expand its mechanism by means of separate elements. All of the elements of the mechanism of audition are described in unity and are analysed in detail. According to the authors non of the elements of the mechanism of audition can be excluded without having broken the integrity of the process of audition. It was concluded that audition can be successful only if its mechanism works as a unit.

Ключевые слова

аудирование; механизм аудирования; элементы механизма аудирования.

audition; audition mechanism; elements of the mechanism of audition.


Карелина М.В.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ», ПРИОБРЕТАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

COMPETENCIES OF A BACHELOR’S DEGREE STUDENT IN THE FIELD OF «TECHNOLOGY OF TRANSPORT PROCESSES» ACQUIRED USING HIGH-TECH RAILWAY TRANSPORT SIMULATORS

Аннотация

В статье представлено обоснование необходимости формирования у студента бакалавриата компетенций, включающих профессиональные, содержательно-методические, дизайн-эргономические и технико-технологические в условиях применения высокотехнологичных тренажеров транспортной отрасли. Рассмотрено развитие у студента бакалавриата знаний, умений и опыта реализации этих компетенций при использовании в образовательном процессе высокотехнологичных тренажеров. Сделаны выводы о том, что для совершенствования подготовки бакалавров инженерного профиля необходимо формирование компетенций, ориентированных на освоение результатов современного научно-технического прогресса.

The article presents the rationale for the need to form a bachelor’s degree student’s competencies, including professional, content-methodical, design-ergonomic and technical-technological in the conditions of using high-tech simulators in the transport industry. The development of knowledge, skills and experience in the implementation of these competencies in the educational process of high-tech simulators is considered. Conclusions are drawn that to improve the training of bachelors of engineering, it is necessary to form competencies focused on the development of the results of modern scientific and technological progress.

Ключевые слова

компетенции; высокотехнологичные тренажеры; знания; умения; опыт реализации.

competencies; high-tech simulators; knowledge; skills; experience in implementing knowledge and skills.


Петрова В.И.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация

В статье рассмотрены ресурсы учебных программ, включая цифровые материалы, в методическом аспекте их использования при обучении математике студентов педагогического образования. Приведены методы, формы и средства обучения в соответствии с разделами высшей математики изучаемого курса. Представлено описание разработанных автором рабочей программы и фонда оценочных средств дисциплины «Цифровые образовательные ресурсы в обучении математике: методика использования и технологии разработки».

The article discusses the resources of educational programs, including digital materials, in the methodological aspect of their use in teaching mathematics to students of pedagogical education. Methods, forms and means of teaching are given in accordance with the sections of higher mathematics of the course being studied. The article describes the author’s work program and Fund of evaluation tools for the discipline «Digital educational resources in teaching mathematics: methods of use and development technologies».

Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы; методика преподавания математики в вузе; педагогическое образование; средства обучения; ИКТ.

digital educational resources; methods of teaching mathematics at a university; teacher education; teaching aids; ICT.


Сентищева Е.А.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА)

MODEL OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION (ON THE BASIS OF THE USE OF THE ELECTRONIC SIMULATOR)

Аннотация

В работе представлена модель формирования организационно-коммуникативной компетенции на основе дистанционного педагогического средства «электронный тренажер» при обучении бакалавров государственного и муниципального управления, а также рассматриваются ее основные блоки – целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный.

электронный образовательный тренажер; обучение бакалавров; организационно-коммуникативная компетенция; государственное и муниципальное управление.

Ключевые слова

The article presents a model of formation of organizational and communicative competence based on the pedagogical tool «electronic simulator» for training bachelors of state and municipal administration, and also describes its main blocks-target, theoretical, technological and evaluative-effective.

electronic educational simulator; bachelor’s degree training; organizational and communicative competence; state and municipal administration.


Цгоева Н.А.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

PROBLEMS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Аннотация

Рассматриваются вопросы повышения качества преподавания Информатики в вузах для бакалавров экономических специальностей.

Issues of improving the quality of Computer science teaching in higher Education institutions for bachelors of economic specialties are considered.

Ключевые слова

информатика; информационные технологии; компетенции; учебный план; рабочая программа.

computer science; information technologies; competencies; curriculum; work program.


Колоскова Г.А., Козлов О.А., Колосков Р.Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN TRAINING FUTURE ENGINEERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Аннотация

Авторами рассмотрен вопрос об использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе при подготовке будущих инженеров в цифровой образовательной среде. Представлены предварительные результаты исследования педагогической инновации с позиций: педагогической неологии, педагогической аксиологии и педагогической праксиологии. Проведен SWOT-анализ внедрения в учебный процесс электронно-образовательных ресурсов на примере дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика».

The authors consider the use of information and communication technologies in the educational process for training future engineers in the digital educational environment. Preliminary results of the study of pedagogical innovation from the positions of pedagogical neology, pedagogical axiology and pedagogical praxiology are presented. A SWOT analysis of the introduction of electronic educational resources into the educational process was carried out, using the example of the discipline «Descriptive geometry and engineering graphics».

Ключевые слова

дистанционное обучение; информационные и коммуникационные технологии; цифровая образовательная среда; цифровые технологии в образовании; электронно-образовательный ресурс.

distance learning; information and communication technologies; digital educational environment; digital technologies in education; electronic educational resource.


Иванченко Я.И., Щербаков С.М., Мисиченко Н.Ю.

КАЧЕСТВО VS ТРУДОЗАТРАТЫ: ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

QUALITY VS LABOR COSTS: SIMULATION OF EDUCATIONAL METHODOLOGICAL ACTIVITIES

Аннотация

В статье рассмотрена проблема оценки величины трудозатрат в зависимости от заданного уровня качества учебно-методического обеспечения. С помощью метода имитационного моделирования и программной системы СИМ-UML построена модель, позволяющая оценить и сопоставить затраты труда на учебно-методическую деятельность в различных вариантах и при разных требованиях к качеству документации.

The development of educational and methodological support at the university requires significant labor costs from teachers and employees. At the same time, the amount of labor costs is also affected by the specified level of quality of educational and methodological support. Using simulation with the SIM-UML software system, a model is constructed that allows estimating and comparing labor costs for educational methodological activities in different variants and with different requirements for the quality of documentation.

Ключевые слова

вуз; учебно-методическая документация; имитационное моделирование; трудозатраты; качество.

university; educational and methodological documentation; simulation; labor costs; quality.


Чернышенко С.В., Крылова Т.И.

ИТ-ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: ОПЫТ ИЗ ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

IT-SUPPORT OF THE INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS: EXPERIENCE FROM THE FIELD OF ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация

Статья посвящена проблеме эффективной организации самостоятельной работы студентов с учетом специфики средств современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях дистанционного и смешанного обучения на примере экологического образования. Обсуждается активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе использования, с одной стороны, общих дидактических принципов, а с другой – возможностей современных информационных технологий (ИТ) вплоть до систем искусственного интеллекта.

The article is devoted to the problem of the effective organisation of individual work of students, taking into account the specifics of modern ICT tools in the conditions of distance and blended learning on the example of environmental education. The article discusses the activation of independent cognitive activity of students on the basis of using, on the one hand, general didactic principles, and on the other, the capabilities of modern IT up to artificial intelligence systems.

Ключевые слова

самостоятельная работа учащихся; дистанционное обучение; информационные технологии; познавательная деятельность; искусственный интеллект.

independent work of students; distance learning; information technologies; cognitive activity; artificial intelligence.


Калягин А.Н., Ступин Д.А., Анкудинов А.С.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION

Аннотация

Рассматриваются вопросы организации дополнительного профессионального медицинского образования с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Представлены ключевые принципы подготовки программы повышения квалификации для реализации с использованием современных образовательных дистанционных технологий. Анализируется опыт Иркутского государственного медицинского университета.

The article deals with the organization of additional professional medical education using modern information and communication technologies. The key principles of preparing an advanced training program for implementation using modern remote information and communication technologies are presented. The experience of Irkutsk State Medical University is analyzed.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное образование; медицинское образование; повышение квалификации врачей; дистанционные образовательные технологии; информационные и коммуникационные технологии в медицинском образовании.

additional professional education; medical education; advanced training of doctors; distance learning technologies; information and communication technologies in medical education.


Мухаметзянов И.Ш.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ, КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ, ЦИФРОВОЙ СЛЕД УЧАЩЕГОСЯ)

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION (BIG DATA, CYBERSECURITY, DIGITAL FOOTPRINT OF THE STUDENT)

Аннотация

Рассмотрена образовательная организация (ОО) в части цифровой трансформации ее деятельности. Выявлены основные направления цифровой трансформации деятельности ОО. Рассмотрены вопросы использования технологий дополненной реальности (AR), искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных, а также вопросы кибербезопасности, особенно актуальные при дистанционном обучении в период пандемии COVID-19.

An educational organization (OO) is considered in terms of digital transformation of its activities. The main directions of digital transformation of LLC activity are revealed. The article discusses the use of augmented reality (AR), artificial intelligence (AI) and big data technologies, as well as cybersecurity issues that are particularly relevant for distance learning during the COVID-19 pandemic.

Ключевые слова

большие данные; цифровая трансформация; цифровой след учащегося.

big data; digital transformation; digital footprint of the student.


Рыбакова И.А.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАМКАХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

THE PROBLEM OF CHANGING THE ROLE OF THE TEACHER IN THE FRAMEWORK OF ONLINE LEARNING IN A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли преподавателя иностранного языка в учебном процессе и тем навыкам и умениям, которые необходимы для успешного обучения студентов. Проведен анализ ключевых особенностей роли преподавателя, которые возникли в результате появления дистанционного обучения и связанных с ним перспектив, а также результатов опросов студентов и мнений преподавателей о плюсах и минусах перехода на дистанционное обучение. Выделены наиболее существенные аспекты в занятии по иностранному языку в дистанционном формате: визуализация знаний, обратная связь, освоение цифрового пространства, индивидуальный подход. Особенно подчеркивается важность обладания новыми компетенциями в условиях цифровой трансформации образования. Делается вывод о том, что в сложившихся условиях как преподаватель, так и студенты должны приобретать новые коммуникационные навыки и быть готовыми к необходимости поиска новых способов получения знаний.

This article is devoted to the consideration of the role of a foreign language teacher in the educational process and the skills and abilities that are necessary for the successful teaching of students. The author analyzes the key features of the teacher’s role that have emerged as a result of the emergence of distance learning and related prospects, as well as the results of surveys of students and teachers opinions on the pros and cons of switching to distance learning. The most significant aspects of a foreign language lesson in a remote format are highlighted: visualization of knowledge, feedback, development of digital space, individual approach. The importance of having new competencies in the context of digital transformation of education is particularly emphasized. It is concluded that in the current conditions, both the teacher and the students must acquire new communication skills and be ready for the need to search for new ways to gain knowledge.

Ключевые слова

преподаватель; студент; дистанционное образование; роль; цифровые технологии; навыки.

teacher; student; distance education; role; digital technologies; skills.


Харченко Н.Л.

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

FEATURES OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESSES IN THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать одну из дефиниций современного информационного общества «цифровая трансформация». Определены приоритетные направления цифровой трансформации высшего образования в нашей стране, пути дальнейших исследований, содержание компетенций в области цифровых технологий, новейших специальностей и IT-профессий.

This article is an attempt to analyze one of the definitions of the modern information society «digital transformation». The priority directions of digital transformation of higher education in our country, the ways of further research, the content of competencies in the field of digital technologies, the latest specialties and IT professions are determined.

Ключевые слова

цифровая трансформация образования; образовательный процесс; компетенции в области цифровых технологий; IT-профессия.

digital transformation of education; educational process; competencies in the field of digital technologies; IT-profession.


Касторнова В.А.

АНАЛИЗ ОПЫТА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ANALYSIS OF FRANCE EXPERIENCE IN THE FIELD OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Аннотация

Рассматриваются вопросы постановки и развития технологии дистанционного обучения во Франции на примере деятельности Национального центра дистанционного образования (CNED). Приведены организационные формы его осуществления, показаны роль цифровых образовательных ресурсов и цифрового рабочего пространства при реализации дистанционного обучения.

The article discusses the issues of formulation and development of distance learning technology in France on the example of the activities of the National Center for Distance Education (CNED); organizational forms of its implementation are given, the role of digital educational resources and digital workspace is shown.

Ключевые слова

дистанционное обучение; цифровые технологии; Национальный центр дистанционного образования; формы дистанционного обучения; электронные кампусы; интерактивные телешоу; виртуальные классы; цифровое рабочее пространство; цифровые образовательные ресурсы.

distance learning; digital technologies; National Center for Distance Education; forms of distance learning; electronic campuses; interactive TV shows; virtual classrooms; digital workspace; digital educational resources.


Русаков А.А

ОПЫТ И НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

EXPERIENCE AND SOME TRENDS IN THE ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC COMMUNITY IN THE RAPIDLY CHANGING CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация

В статье отражен опыт и тенденции в деятельности Академии информатизации образования (АИО) в 2020 году, происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых и информационных технологий. Даны фрагменты состояния дел на сегодня и тенденции будущего.

The article reflects the experience and trends in the activities of the Academy of Informatization of Education (AIO), occurring in connection with the active and systematic use of digital information technologies. Fragments of the state of affairs for today and future trends are given.

Ключевые слова

информационные и цифровые технологии; Академия информатизации образования; научные и инновационные мероприятия.

Information and Digital Technologies; Academy of Informatization of Education; scientific and innovative events.