СОДЕРЖАНИЕ №6.2011


Мартиросян Борис Пастерович

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

INNOVATIVE ACTIVITY OF MODERN SCHOOL ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация

В статье обосновывается целесообразность осуществления инновационной деятельности, реализованной на базе средств информационных и коммуникационных технологий, в современной школе.

In article expediency of implementation of the innovative activity realized on the basis of means of information and communication technologies, locates in modern school.

Ключевые слова

инновационная деятельность на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), педагогические новшества, информатизация образования.

innovative activity on the basis of means of information and communication technologies, pedagogical innovations, education information.


Ваграменко Ярослав Андреевич, Нестерова Людмила Викторовна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОИСКУ И РАБОТЕ С ГИПЕРТЕКСТОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

TRAINING TECHNIQUE TO INFORMATION SEARCH AND WORK WITH HYPERTEXT DOCUMENTS AT COMPUTER SCIENCE LESSONS

Аннотация

В статье представлена методика и примерные разработки заданий, направленные на формирование указанных умений осуществлять навигацию в глобальной сети.

In article the technique and the approximate workings out of the tasks directed on formation of specified abilities to carry out navigation in a global network is presented.

Ключевые слова

информационные технологии, гипертекстовые технологии, сетевое взаимодействие, компьютерная сеть, поиск информации.

information technologies, hypertext technologies, network interaction, computer network, information search.


Вострокнутов Игорь Евгеньевич, Саблукова Наталья Геннадьевна

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДАХ

STRUCTURE OF THE CONTENTS OF TRAINING IN THE PROGRAMMING IN VISUAL ENVIRONMENTS

Аннотация

В статье описывается блочно-уровневая структура содержания обучения программированию в визуальных средах, включающая базовый блок, отражающий инвариант содержания обучения программирования для различных визуальных сред и профильные блоки, расположенные на разных уровнях. Автор также формулирует требования, позволяющие определить структуру содержания обучения программированию в визуальных средах в условиях дополнительного образования.

The article describes the block-level structure of the contents of the training in programming in the visual environments, including the mainframe reflecting the invariant of the training of programming contents for various visual environments and profile blocks, located on different levels. The author also formulates the requirements, allowing to determine the structure of the contents of training in programming in visual environments in the conditions of additional education.

Ключевые слова

блочно-уровневая структура содержания обучения, программирование в визуальных средах.

block-level structure of the contents of training, programming in the visual environments.


Шихнабиева Тамара Шихгасановна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»

USE OF ADAPTIVE SEMANTIC MODELS IN SUBJECT DOMAIN «COMPUTER SCIENCE»

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования семантических сетей для представления и контроля знаний, а также в качестве модели непосредственно самого процесса обучения. Отличительной особенностью систем обучения, использующих семантические сети, является глубокая структуризация понятий предметной области, их представление в виде иерархической модели, адаптация процесса обучения к индивидуальным особенностям обучаемого.

In article questions of use of semantic networks for representation and control of knowledge are considered, and also as model is direct the process of training. Distinctive feature of systems of the training using semantic networks, deep structurization of concepts of subject domain, their representation in the form of hierarchical model, adaptation of process of training to specific features of the trainee is.

Ключевые слова

процесс обучения, информатика, моделирование, семантические сети, представление и контроль знаний.

training process, computer science, modeling, semantic networks, representation and control of knowledge.


Полежаев Виктор Дмитриевич, Полежаева Мария Викторовна

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КВАЛИМЕТРИИ ПРИ СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА В ВУЗЫ

APPLICATION OF THE GEOMETRICAL QUALIMETRIC METHODS AT THE CREATION OF INFORMATION MODEL OF THE COMPETITIVE SELECTION SYSTEM IN THE HIGH SCHOOLS

Аннотация

В работе с позиций квалиметрии анализируется система зачисления абитуриентов в вузы и указываются ее недочеты. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию системы конкурсного отбора.

The work from the qualimetric positions analyses the system of entrants transfer in high schools and specifies its defects. It also offers the concrete measures on perfection of system of competitive selection.

Ключевые слова

экзамен, Единый государственный экзамен (ЕГЭ), результат, показатель, абитуриент, шкалирование.

exam, Uniform graduation examination, result, figure, entrant, scaling.


Сердюков Владимир Иванович, Куракин Антон Сергеевич

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

THE PROBABILISTIC APPROACH TO THE RATING OF THE MONITORING RESULTS OF THE STUDENTS' KNOWLEDGE

Аннотация

У студента вуза, сдававшего федеральный Интернет-экзамен по учебной дисциплине «Математика и информатика» в 2010/2011 учебном году, были, по меньшей мере, две стратегии выполнения тестовых заданий, первая из которых основывалась на знаниях предмета, вторая – на угадывании правильного ответа при отсутствии знаний. В статье представлено описание модели такого экзамена, результаты расчета вероятностей его возможных исходов, рекомендации по снижению негативного влияния наличия второй стратегии на экзаменационную оценку.

The student of the high school, who was passing the federal Internet - examination on a subject matter: «Mathematics and computer science» in the 2010/2011 academic year, were, at least, two strategies of the test tasks performance, the first of which was based on knowledge of the subject, the second one was based on the guessing of the right answer at the absence of knowledge. The article submits the model description of such examination, the results of calculation of probabilities of its possible outcomes, and also the recommendation on the reduction in the negative influence of presence of the second strategy on the examination rating.

Ключевые слова

учебная дисциплина «Математика и информатика», дидактическая единица (учебная тема) дисциплины, федеральный Интернет-экзамен, экзаменационное задание, тестовое задание, стратегия правильного выполнения студентом тестового задания, вероятность.

subject matter: «Mathematics and computer science», didactic unit (educational subject) disciplines, the federal Internet - examination, the examination task, the test task, the strategy of correct performance of the test task by the student, probability.


Русаков Александр Александрович

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

METHODICAL APPROACHES TO THE PERFECTION OF MATHEMATICAL EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES

Аннотация

В статье анализируются несколько путей модернизации математического образования будущих инженеров в направлении создания новых организационно-методических средств и технологий повышения качества обучения студентов технических вузов.

The article analyses some ways of upgrading of mathematical education of the future engineers in the direction of the creation of new organizational-methodical means and technologies of the quality improvement of the students' of technical colleges training.

Ключевые слова

компетентностный подход, дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), личностно-ориентированное образование, управление учебно-познавательной деятельностью.

the competence approach, the didactic of information and communication technologies opportunities, personalized-guided education, management of the learning-cognitive activity.


Лавина Татьяна Ароновна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATIONS OF COMPETENCE IN THE FIELD OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра педагогического образования в связи с введением в практику работы вуза государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Article is devoted questions of formation of competence in the field of information and communication technologies of the bachelor of pedagogical education in connection with introduction of the state educational standards of the third generation.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность.

information and communication technologies (IСT), IСT-competence.


Роберт Ирэна Веньяминовна

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА)

AUTOMATION OF THE INFORMATIONAL-METHODICAL MAINTENANCE OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS AND THE ORGANIZATIONAL MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT (RETROSPECTIVE AND PROSPECT)

Аннотация

Рассмотрена история и современное состояние реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий с целью поддержания заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования, экономии его времени, развития его информационной культуры при использовании систем управления базами данных и средств телекоммуникаций в процессе применения средств и систем автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением. В аспекте ретроспективы выделены основные направления использования средств ИКТ для целей автоматизации управленческой деятельности в образовательном учреждении. Описаны также перспективы развития автоматизации процессов управленческой деятельности в образовательном учреждении в аспекте интеллектуализации обработки показателей образовательного процесса на базе ИКТ. В качестве частного включения рассмотрен интеллектуальный анализ данных, управляемых пользователем на базе ИКТ.

The history and modern status of realization of opportunities of information and communication technologies is considered with the purpose of maintenance of the set degree of comfort of the worker activity of the educational sphere, economy of its time, development of its information culture at the use of control systems of databases and means of telecommunications during the application of means and systems of automation of informational-methodical maintenance of the learning- educational process and organizational management of educational establishment. In the aspect of the retrospective show it selects the basic directions of the use of the ICT means for the purposes of automation of administrative activity in the educational establishment. The prospects of the automation development of the processes of administrative activity in educational establishment in the aspect of intellectualization of parameters processing of educational process on the ICT base are also described. As the private inclusion the intellectual analysis of the data controlled by the user on the base of ICT is considered.

Ключевые слова

автоматизация, Интернет, информатизация образования, информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), информация, информационное взаимодействие, информационная деятельность, организационное управление образовательным учреждением.

automation, Internet, information of education, information-methodical maintenance of teaching and educational process, information and communication technologies (ICT), the information, information interaction, information work, organizational management of educational establishment.


Мартиросян Лора Пастеровна

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

APPLIED INFORMATION AND TECHNOLOGICAL ORIENTATION OF TRAINING TO MATHEMATICS WITH USE OF THE AUTOMATION EQUIPMENT

Аннотация

В статье выявлены технологические и прикладные аспекты использования средств автоматизации в процессе изучения математики. Определена прикладная информационно-технологическая направленность обучения математике, реализация которой обеспечит выполнение социального заказа и подготовит обучаемого к жизни в современном информационном обществе.

In article technological and applied aspects of use of an automation equipment in the course of mathematics studying are revealed. The applied information and technological orientation of training to the mathematics which realization will provide implementation of the social order is defined and will prepare the trainee for life in modern information society.

Ключевые слова

технологические аспекты использования средств автоматизации, прикладные аспекты использования средств автоматизации, прикладная информационно-технологическая направленность обучения математике.

technological aspects of use of an automation equipment, applied aspects of use of an automation equipment, applied information and technological orientation of training to mathematics.


Козлов Олег Александрович, Матвеев Алексей Вадимович

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ALGORITHMIC MAINTENANCE OF THE LOGIC CONCLUSION FOR INTELLECTUALIZATION OF THE DECISION OF PROBLEMS OF THE AUTOMATED SYSTEMS OF THE SCIENTIFIC RESEARCHES

Аннотация

Рассматривается задача создания системы интеллектуально-информационной поддержки принятия решений при разработке автоматизированных систем, которая включает в себя развитие методологических основ организации и планирования научных исследований, разработку методик анализа объектов автоматизации, развитие методов анализа и синтеза структур автоматизированных систем, обеспечивающих различные режимы их функционирования, разработку формализованных процедур выполнения работ.

The problem of creation of the intellectual - information support system of the decision-making is considered with the development of the automated systems which includes the development of methodological bases of the organization and planning of scientific researches, development of techniques of the analysis of objects of automation, development of methods of the analysis and synthesis of structures of the automated systems providing various modes of their functioning, development of the formalized procedures of the jobs performance.

Ключевые слова

автоматизированные системы научных исследований, системы поддержки принятия решений, интеллектуальная система, тезаурусная система знаний, экспертная система.

automated systems of scientific researches, systems of support of decision-making, intellectual system, thesaurus system of knowledge, expert system.


Лазарева Ирина Анатольевна

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

CONSTRUCTION OF SYSTEMS OF REMOTE TRAINING SHOTS OF THE PENSION FUND OF RUSSIA

Аннотация

В статье выделены два основных подхода к построению систем дистанционного обучения кадров Пенсионного фонда России, определены основные принципы, рассмотрены основные этапы построения системы дистанционного обучения, раскрыты организационные требования к программам и рассмотрены модели дистанционного обучения.

In article two main approaches to creation of systems of distance learning of shots of the Pension fund of Russia are allocated, the basic principles are defined, the main stages of creation of system of distance learning are considered, organizational requirements to programs are opened and models of distance learning are considered.

Ключевые слова

Пенсионный фонд России (ПФР), принципы построения программ дистанционного обучения (ДО), программы дистанционного обучения, системы дистанционного обучения, модели дистанционного обучения.

Pension fund of Russia, principles of creation of programs of distance learning, programs of distance learning, system of distance learning, model of distance learning.


Мухаметзянов Искандар Шамилевич

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL IMPLICATIONS OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

В статье рассматриваются медико-психологические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе и меры их предупреждения.

The article considers the medical and psychological implications of the use of information and communication technologies in the educational process and measures to prevent them.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), когнитивные технологии, негативные последствия информатизации образования.

information and communication technologies, cognitive technologies, the negative consequences of informatization of education.


Дараган Алексей Данилович, Романенко Юрий Александрович, Андриевский Андрей Владимирович

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE REALIZATION OF TRAINING PROCEDURES OF INTELLECTUAL SYSTEMS OF EDUCATIONAL PURPOSE

Аннотация

Рассматриваются психолого-педагогические и технологические аспекты реализации процедур обучения интеллектуальных систем образовательного назначения, выделение которых основано на схожести процессов обучения в педагогике и в теории обучения искусственных нейронных сетей.

The work considers the psychological-pedagogical and technological aspects of realization of procedures of the training of intellectual systems of educational purpose, which allocation is based on similarity of the training purposes in pedagogics and in the theory of training of artificial neural networks.

Ключевые слова

интеллектуальная система образовательного назначения, педагогика, обучение искусственных нейронных сетей, обучение с учителем.

intellectual system of educational purpose, pedagogics, teaching of artificial neural networks, learning with the teacher.


Логвинов Сергей Иванович

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

INFORMATION TECHNOLOGIES IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация

Рассмотрены вопросы возможности идентификации процесса формирования профессиональных качеств выпускника вуза на основе искусственных нейронных сетей.

Questions of possibility of identification of process of formation of professional qualities of the graduate of higher education institution on the basis of artificial neural networks are considered.

Ключевые слова

человеческий капитал, обучение в вузе, моделирование, искусственные нейронные сети.

human capital, training in higher education institution, modeling, artificial neural networks.


Бешенков Сергей Александрович, Родионов Борис Устинович

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

INTERSUBJECT COMMUNICATIONS OF COMPUTER SCIENCE, MATHEMATICS AND PHYSICISTS AS THE PERFECTION TOOL EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация

В статье обосновывается принцип интеграции знаний идейно близких общеобразовательных дисциплин, таких как математика, информатика, физика. Именно эти интегративные знания составляют существенный компонент новых образовательных результатов.

The article explains the principle of integrating knowledge ideologically close to general subjects such as mathematics, computer science, physics. It is these integrative skills constitute a substantial component of new educational outcomes.

Ключевые слова

интегративное знание, универсальные виды деятельности, принципы интеграции компонентов общеобразовательных курсов математики, информатики, физики.

integrative knowledge, generic activities, the principles of integration of components of general education courses of mathematics, informatics, physics.


Ким Владимир Олегович

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN A PROFESSIONAL TRAINING OF THE PENSION FUND OF RUSSIA

Аннотация

В статье на основе анализа современных подходов реализации дистанционного обучения предложены технологии обучения специалистов Пенсионного фонда России в области использования информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Представлено описание технологий обучения, созданных на основе реализации кейсовой технологии и Интернет-технологии, используемых для подготовки кадров Пенсионного фонда России.

The article on the basis of the analysis of modern approaches of the realization of remote training technologies of the experts of the Pension fund of Russia training offers the field of use of information and communication technologies in the professional work. The description of technologies of the training created on the basis of realization by case-technology and Internet technology, used for a professional training of the Pension Fund of Russia is presented.

Ключевые слова

Интернет-технология, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), кейсовая технология, Пенсионный фонд России (ПФР), система дополнительного образования (СДО), технологии обучения, электронное средство учебного назначения (ЭСУН).

internet-technology, information and communication technologies, case-technology, the Pension fund of Russia, the system of additional education, the technologies of training, the electronic means of educational appointment.